Ключевые слова: занятий, методика, колледж, лицей, физический культура, физический воспитания, здорова, нагрузка, упражнения, эффект.
В нашей стране правительство уделяет большое внимание охране здоровья подрастающего поколения, гармоничному развитию личности, повышению массовости физической культуры и спорта. Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины. Поэтому, нужно организовывать ежедневные занятия всех учащихся физической культуры на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. Надо поставить вопрос так, чтобы каждый ученик смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.
Практика показывает, что существенного улучшения здоровья и физического развития не отмечается. Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психологическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесши какое-либо заболевание. Весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким учащимся особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.
Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляет возникновение «ножниц» между физическим развитием и физической подготовленностью, что выявляется, в частности, при призыве на военную службу.
В последние годы все больше учащихся лицеев и колледжей имеют отклонения в физическом развитии. Для того, чтобы правильно выбрать начальную физическую нагрузку на занятии необходимо определить степень физического развития, подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности.
Для определения физического развития проводят антропометрические измерения. В практической работе наиболее важным показателем является: вес, рост, жизненный индекс, по которому можно судить о гармоничности физического развития и степени избыточного веса.
В качестве показателей физической подготовленности могут быть использованы функциональные пробы и тесты, например, тест Купера. Тесная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами с одной стороны, и физической работоспособностью организма с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной работе. Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма — приседания за 30 секунд. По изменению ЧСС можно судить о приспособляемости аппарата кровообращения к заданной нагрузке. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями за 30 секунд считается учащение пульса в пределах 60–80 % от исходной величины. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем определяется с помощью ортостатической пробы. Разница между показателями ЧСС в горизонтальном и вертикальном положениях не должна превышать 20 ударов в минуту. Выраженное покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук также свидетельствует о неблагоприятной реакции на нагрузку.
Основная опасность, которая может помешать эффективному использованию физических упражнений на первом этапе занятий, заключается в перегрузке слабо — подготовленных и ослабленных подростков. С этой целью обычно определяют интенсивность нагрузок, исходя из состояния наиболее слабой стороны в физическом развитии и физической подготовленности. Пристального внимание заслуживает сердце. Аппарат кровообращения и дыхания, которые после перенесенного заболевания надолго становятся уязвимыми.
Исключительно важно, применение в начальном этапе занятий физическими упражнениями, активного отдыха в виде чередования работы мышц. Активный отдых, способствующий ускоренному восстановлению реакций кровообращения и дыхания после физических нагрузок, целесообразно осуществлять в форме включения кратковременных (10–15 сек) упражнений для других мышечных групп. В первоначальном периоде обучения, основным направлением является постепенное повышение общей работоспособности, физического развития и защитных сил организма, его сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и на этом «фоне» развитие у подростков основных физических качеств, а также двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
После определения физического развития и физической работоспособности каждого учащегося, необходимо «разбить» группу на подгруппы в соответствии с их подготовленностью. И для каждой подгруппы определить интенсивность первого и последующих занятий. На занятиях целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Однако, в его организации и методике проведения есть особенности: в начале подготовительной части необходимо сделать подсчет ЧСС и дыхательные упражнения. С целью контроля за правильным распределением нагрузки, на первом же занятии надо научить измерять частоту пульса (за 10 сек). Такой подсчет проводят 4 раза в каждом занятии: до урока, в первую минуту, в середине основной части и через 5 минут восстановительного периода.
Задачей подготовительной части занятия является подготовка организма к выполнению основной работы, поэтому ее длительность и интенсивность не должны переходить границ функциональных возможностей организма занимающихся. Длительность этой части зависит от контингента, их физической подготовленности и задач, стоящих перед занятием.
Основная часть предусматривает изучение нового, повторение или закрепление пройденного, решает основную задачу занятия: развитие и совершенствование у учащихся двигательных умений и навыков, основных физических качеств. Учебный материал надо расположить таким образом, чтобы обучение новому упражнению проходило в первый период основной части, а затем идет повтор ранее изученных упражнений, особенно это касается упражнений, требующих точности повторения, упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание. Игры, эстафеты лучше проводить в конце основной части.
Задача заключительной части привести организм в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, можно включить упражнения на внимание.
В конце занятия необходимо подвести итоги, проанализировать успехи и неудачи каждого учащегося и обязательно дать задание на дом. На занятиях с учащимися с ослабленным здоровьем большое значение имеют наблюдения преподавателя, за внешними проявлениями реакции организма занимающегося, по которым он может индивидуально дифференцировать мышечную нагрузку.
Физическое воспитание учащихся проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:
- учебные занятия по расписанию
- самостоятельные занятия
- физические упражнения в режиме учебного дня
- массовые оздоровительные, физкультурные и туристические мероприятия.
Основной формой организации физического воспитания является занятие по учебному расписанию, где преподаватель в набольшей степени реализует весь комплекс задач. Особое значение групповых учебных занятий определяется их исключительно высокими возможностями как средства воспитания, оздоровления и обучения. На учебных занятиях применяют наиболее интенсивные физические нагрузки и обеспечивают комплексное использование средств физической культуры. Проводимые под непосредственным контролем преподавателя учебные занятия играют роль своеобразного «эталона» в определении максимально допустимой интенсивности и других особенностей физических нагрузок.
Необходимой составной частью процесса физического воспитания и оздоровления учащихся подготовительной группы являются самостоятельные занятия, так как занятие не может обеспечить решение всех задач, стоящих перед физическим воспитанием. Однако, отношение большинства учащихся к таким занятиям, оставляет желать лучшего. И именно преподаватель должен пробудить у учащихся заинтересованность к таким занятиям, в том числе, и личным примером. Домашние упражнения, относящиеся к самостоятельным заданиям, решают следующие цели: самостоятельная работа по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений, коррекции некоторых нарушений осанки, улучшение слабых сторон в физическом развитии, совершенствование навыков произвольного управления дыханием, освоение навыков самоконтроля за реакциями организма на физические нагрузки. В процессе самоконтроля учащиеся регистрируют субъективные показатели физического развития, закаливания, способные существенно улучшить состояние ослабленного заболеванием организма.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при любом заболевании, при любом отклонении в физическом развитии могут быть найдены специальные средства и методы для занятий физическими упражнениями. При использовании которых, необходимо дифференцировать величину функционального напряжения, приходящего в процессе применения различных форм физического воспитания на отдельные органы и системы. Специальные физические упражнения могут в отдельных случаях снизить величину нагрузки на ослабленный орган или систему, а в других — оказать противоположное действие. Для достижения максимального оздоровительного и воспитательного результата необходимо комплексно использовать различные средства, методы и организационные формы занятий. Чем больше комплекс используемых средств, тем эффективнее процесс физического воспитания.
Литература:
1. Здоровый образ жизни — основа воспитания подрастающего поколения — «Соғлом овлод учун». Матер. науч. практ. конф. (26 апреля 2000).
2. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания. — Киев, 2003.
3. Малинина Н. Н., Туленова Х. Б. Методика обучения общеразвивающим упражнениям. - Методическое пособие, Ташкент, 2003.