Методика проведения занятий по физической культуре с учащимися лицеев и колледжей с ослабленным здоровьем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 04.06.2015

Статья просмотрена: 1396 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаев, Н. М. Методика проведения занятий по физической культуре с учащимися лицеев и колледжей с ослабленным здоровьем / Н. М. Абдуллаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1231-1233. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19651/ (дата обращения: 19.10.2024).

Ключевые слова: занятий, методика, колледж, лицей, физический культура, физический воспитания, здорова, нагрузка, упражнения, эффект.

 

В нашей стране правительство уделяет большое внимание охране здоровья подрастающего поколения, гармоничному развитию личности, повышению массовости физической культуры и спорта. Общество должно быть заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к защите Родины. Поэтому, нужно организовывать ежедневные занятия всех учащихся физической культуры на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. Надо поставить вопрос так, чтобы каждый ученик смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни.

Практика показывает, что существенного улучшения здоровья и физического развития не отмечается. Среди учащейся молодежи велик процент с неудовлетворительным состоянием здоровья, предрасположенностью к частым заболеваниям, нарушениями осанки и опорно-двигательного аппарата, нервно-психологическими отклонениями, кардиологическими, нарушениями зрения. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность может привести к развитию целого ряда заболеваний. В особо неблагоприятном положении оказываются подростки, перенесши какое-либо заболевание. Весь уровень современных знаний свидетельствует о том, что таким учащимся особенно необходима двигательная активность, причем не только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях.

Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляет возникновение «ножниц» между физическим развитием и физической подготовленностью, что выявляется, в частности, при призыве на военную службу.

В последние годы все больше учащихся лицеев и колледжей имеют отклонения в физическом развитии. Для того, чтобы правильно выбрать начальную физическую нагрузку на занятии необходимо определить степень физического развития, подготовленности, функционального состояния и адаптации организма к мышечной деятельности.

Для определения физического развития проводят антропометрические измерения. В практической работе наиболее важным показателем является: вес, рост, жизненный индекс, по которому можно судить о гармоничности физического развития и степени избыточного веса.

В качестве показателей физической подготовленности могут быть использованы функциональные пробы и тесты, например, тест Купера. Тесная взаимосвязь между сердечно-сосудистой и дыхательной системами с одной стороны, и физической работоспособностью организма с другой, позволяют использовать ряд показателей кровообращения и дыхания в условиях напряжения этих систем для оценки адаптации организма к мышечной работе. Наиболее ценны в диагностическом отношении для оценки функционального состояния организма — приседания за 30 секунд. По изменению ЧСС можно судить о приспособляемости аппарата кровообращения к заданной нагрузке. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями за 30 секунд считается учащение пульса в пределах 60–80 % от исходной величины. Функциональное состояние сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем определяется с помощью ортостатической пробы. Разница между показателями ЧСС в горизонтальном и вертикальном положениях не должна превышать 20 ударов в минуту. Выраженное покраснение или побледнение лица, одышка, значительное потоотделение, дрожание рук также свидетельствует о неблагоприятной реакции на нагрузку.

Основная опасность, которая может помешать эффективному использованию физических упражнений на первом этапе занятий, заключается в перегрузке слабо — подготовленных и ослабленных подростков. С этой целью обычно определяют интенсивность нагрузок, исходя из состояния наиболее слабой стороны в физическом развитии и физической подготовленности. Пристального внимание заслуживает сердце. Аппарат кровообращения и дыхания, которые после перенесенного заболевания надолго становятся уязвимыми.

Исключительно важно, применение в начальном этапе занятий физическими упражнениями, активного отдыха в виде чередования работы мышц. Активный отдых, способствующий ускоренному восстановлению реакций кровообращения и дыхания после физических нагрузок, целесообразно осуществлять в форме включения кратковременных (10–15 сек) упражнений для других мышечных групп. В первоначальном периоде обучения, основным направлением является постепенное повышение общей работоспособности, физического развития и защитных сил организма, его сопротивляемости по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и на этом «фоне» развитие у подростков основных физических качеств, а также двигательных умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

После определения физического развития и физической работоспособности каждого учащегося, необходимо «разбить» группу на подгруппы в соответствии с их подготовленностью. И для каждой подгруппы определить интенсивность первого и последующих занятий. На занятиях целесообразно придерживаться общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Однако, в его организации и методике проведения есть особенности: в начале подготовительной части необходимо сделать подсчет ЧСС и дыхательные упражнения. С целью контроля за правильным распределением нагрузки, на первом же занятии надо научить измерять частоту пульса (за 10 сек). Такой подсчет проводят 4 раза в каждом занятии: до урока, в первую минуту, в середине основной части и через 5 минут восстановительного периода.

Задачей подготовительной части занятия является подготовка организма к выполнению основной работы, поэтому ее длительность и интенсивность не должны переходить границ функциональных возможностей организма занимающихся. Длительность этой части зависит от контингента, их физической подготовленности и задач, стоящих перед занятием.

Основная часть предусматривает изучение нового, повторение или закрепление пройденного, решает основную задачу занятия: развитие и совершенствование у учащихся двигательных умений и навыков, основных физических качеств. Учебный материал надо расположить таким образом, чтобы обучение новому упражнению проходило в первый период основной части, а затем идет повтор ранее изученных упражнений, особенно это касается упражнений, требующих точности повторения, упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание. Игры, эстафеты лучше проводить в конце основной части.

Задача заключительной части привести организм в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, можно включить упражнения на внимание.

В конце занятия необходимо подвести итоги, проанализировать успехи и неудачи каждого учащегося и обязательно дать задание на дом. На занятиях с учащимися с ослабленным здоровьем большое значение имеют наблюдения преподавателя, за внешними проявлениями реакции организма занимающегося, по которым он может индивидуально дифференцировать мышечную нагрузку.

Физическое воспитание учащихся проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:

-        учебные занятия по расписанию

-        самостоятельные занятия

-        физические упражнения в режиме учебного дня

-        массовые оздоровительные, физкультурные и туристические мероприятия.

Основной формой организации физического воспитания является занятие по учебному расписанию, где преподаватель в набольшей степени реализует весь комплекс задач. Особое значение групповых учебных занятий определяется их исключительно высокими возможностями как средства воспитания, оздоровления и обучения. На учебных занятиях применяют наиболее интенсивные физические нагрузки и обеспечивают комплексное использование средств физической культуры. Проводимые под непосредственным контролем преподавателя учебные занятия играют роль своеобразного «эталона» в определении максимально допустимой интенсивности и других особенностей физических нагрузок.

Необходимой составной частью процесса физического воспитания и оздоровления учащихся подготовительной группы являются самостоятельные занятия, так как занятие не может обеспечить решение всех задач, стоящих перед физическим воспитанием. Однако, отношение большинства учащихся к таким занятиям, оставляет желать лучшего. И именно преподаватель должен пробудить у учащихся заинтересованность к таким занятиям, в том числе, и личным примером. Домашние упражнения, относящиеся к самостоятельным заданиям, решают следующие цели: самостоятельная работа по формированию предусмотренных программой двигательных навыков и умений, коррекции некоторых нарушений осанки, улучшение слабых сторон в физическом развитии, совершенствование навыков произвольного управления дыханием, освоение навыков самоконтроля за реакциями организма на физические нагрузки. В процессе самоконтроля учащиеся регистрируют субъективные показатели физического развития, закаливания, способные существенно улучшить состояние ослабленного заболеванием организма.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при любом заболевании, при любом отклонении в физическом развитии могут быть найдены специальные средства и методы для занятий физическими упражнениями. При использовании которых, необходимо дифференцировать величину функционального напряжения, приходящего в процессе применения различных форм физического воспитания на отдельные органы и системы. Специальные физические упражнения могут в отдельных случаях снизить величину нагрузки на ослабленный орган или систему, а в других — оказать противоположное действие. Для достижения максимального оздоровительного и воспитательного результата необходимо комплексно использовать различные средства, методы и организационные формы занятий. Чем больше комплекс используемых средств, тем эффективнее процесс физического воспитания.

 

Литература:

 

1.                  Здоровый образ жизни — основа воспитания подрастающего поколения — «Соғлом овлод учун». Матер. науч. практ. конф. (26 апреля 2000).

2.                  Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания. — Киев, 2003.

3.                  Малинина Н. Н., Туленова Х. Б. Методика обучения общеразвивающим упражнениям. - Методическое пособие, Ташкент, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, занятие, физическое воспитание, упражнение, основная часть, физическая подготовленность, учащийся, физическая культура, активный отдых, мышечная деятельность.


Ключевые слова

колледж, упражнения, методика, нагрузка, эффект, занятий, лицей, физический культура, физический воспитания, здорова, эффект.

Похожие статьи

Комплексное использование аэробики и шейпинга в учебных занятиях по физической культуре со студентками

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом физиологических и педагогических особенностей в физическом воспитании

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Проверка знаний бакалавров путем применения синквейн-технологии на занятиях по электротехнике

В работе приведен метод составления синквейн-технологии на занятиях по электротехнике и показано, что это повышает познавательный интерес к изучаемому предмету. Приведены конкретные примеры и рекомендации.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся — юношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Похожие статьи

Комплексное использование аэробики и шейпинга в учебных занятиях по физической культуре со студентками

Индивидуальный подход к учащимся среднего школьного возраста с учетом физиологических и педагогических особенностей в физическом воспитании

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Проверка знаний бакалавров путем применения синквейн-технологии на занятиях по электротехнике

В работе приведен метод составления синквейн-технологии на занятиях по электротехнике и показано, что это повышает познавательный интерес к изучаемому предмету. Приведены конкретные примеры и рекомендации.

Исследование интенсивности нагрузки во время уроков по физическому воспитанию с использованием монитора сердечного ритма

В данной статье рассматривается воздействие физической нагрузки на функциональное состояние учащихся 9 класса, во время занятий по физическому воспитанию, с использованием баскетбола, как составной части фитнес-программы оздоровительно-го характера.

Исследование показателей физического развития и физической подготовленности учащихся — юношей старших классов общеобразовательных школ г. Ташкента

В данной статье приведено исследование показателей физического развития и физической подготовленности школьников 9 класса общеобразовательных школ г. Ташкента.

Педагогические аспекты организации учебных и самостоятельных занятий в процессе физического воспитания студентов

В статье рассматриваются вопросы изучения организации самостоятельных и учебных занятий по физическому воспитанию результаты исследований. Представлены данные об организации самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Использование педагогических технологий в физическом совершенствовании студенческой молодежи

В работе рассматриваются возможности использования педагогических технологий оздоровления и физического совершенствования студентов. Представлены формы, содержание и контроль самостоятельных занятий оздоровительной направленности.

Физкультурно-оздоровительные технологии на занятиях по физическому воспитанию

Статья посвящена обоснованию эффективности использования физкультурно-оздоровительной технологии в образовательном процессе по физическому воспитанию.

Задать вопрос