Особенности физической рекреации в детском дошкольном возрасте
Автор: Торголова Елена Дмитриевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.
Дата публикации: 21.11.2016
Статья просмотрена: 2796 раз
Библиографическое описание:
Торголова, Е. Д. Особенности физической рекреации в детском дошкольном возрасте / Е. Д. Торголова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1642/ (дата обращения: 26.12.2024).
Активная двигательная деятельность для дошкольного организма имеет особое значение как фактор, который содействует развитию и воспитанию личности ребенка в целом. Только в процессе овладения разными двигательными умениями и навыками совершенствуются психомоторные и вегетативные функции, улучшается качественная сторона двигательной деятельности, развиваются физические возможности детей.
Физическая рекреация в дошкольной организации — одна из форм рекреационной деятельности, педагогически организованная двигательная активность, направленная на восстановление сниженной работоспособности с использованием технологий физической культуры.
Иван Михайлович Сеченов доказал, что отдых — это не обязательно полный покой. Сон и просто отдых не одно и то же, сон обязателен, прочие же часы отводятся для деятельности и отдыха. Деятельность отдыха отлична от деятельности работы. Теория активного отдыха (по Сеченову) лежит в основе требований к составлению режима дня, в том числе и ребенка дошкольного возраста.
Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Это фундаментальные факторы гармоничного развития личности, ее психического и физического совершенства.
Особенность детского организма заключается в том, что в ходе роста и развития строения и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.
Мышцы детей эластичны, поэтому они способны выполнять движения по большой амплитуде. Однако упражнения для развития гибкости дети выполняют в соответствии с их мышечной силой. Излишняя растянутость мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие силы мышц туловища (особенно статической) имеет большое значение для формирования правильной осанки, которая в этом возрасте неустойчива.
Организм детей характеризуется малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения. В связи с этим они быстро утомляются. Поэтому у детей дошкольного возраста необходимо равномерно развивать все физические качества. Путем активной мышечной деятельности необходимо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ в организме и развитие всех систем и органов.
Необходимо помнить, что дети быстро устают, но после кратковременного отдыха снова способны выполнять двигательные действия. Следовательно, упражнения должны быть непродолжительными и чередоваться с короткими паузами для отдыха.
Почему одни дети устают быстрее?
Каждый ребенок по-своему реагирует на усталость. Некоторым детям свойственно зажаться в уголок, опустив голову, другие же отнюдь проявляют яркие эмоциональные реакции. Нужно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы понять истинную причину его поведения.
Почему же одни дети спокойно переносят некомфортные условия, а другие с трудом к ним адаптируются. Давайте разберемся в этом вопросе, определив, от чего зависит выносливость детей.
– Во-первых, уровень выносливости определяется возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем труднее ему привыкать к меняющимся условиям, так нервная система еще неустойчива.
– Во-вторых, от темперамента, заложенного природой. Дети с меланхолическим и холерическим типами темперамента устают гораздо быстрее, нежели дети-сангвиники и флегматики.
– В-третьих, от состояния физического здоровья и крепости иммунной системы. Ослабшие дети или дети после болезни быстро утомляются.
– В-четвертых, от опыта ребенка, его тренированности. Так, если ребенок ведет активный образ жизни, посещает различные секции и кружки, участвует в развлекательных мероприятиях (театр, цирк и др.), ему гораздо легче перенести изменившиеся условия.
– В-пятых, от того, насколько окружающие люди используют такие меры воспитательного воздействия, как похвала и одобрение.
Важно помнить, что утомление возникает из-за интеллектуальных перегрузок нервно-психической деятельности, так и из-за общей физической усталости и не соблюдения гигиены и распорядка дня. В каждом возрасте продолжительность умственной и интеллектуальной активности разная. Ребенок быстро устает, если с ним слишком долго занимаются без перерыва на отдых.
Можно сказать, что утомление обладает двойным биологическим действием:
– защищает и охраняет организм от переутомления;
– стимулирует восстановительные процессы.
Исключить утомление нельзя и не надо, но предупредить переутомление необходимо. Физическое утомление носит временный характер и при смене форм деятельности исчезает, поэтому важно на физкультурных мероприятиях чередовать напряжение с расслаблением, высокую физическую нагрузку со слабой, чередовать приемы и формы двигательной активности, менять исходное положение, снаряды, пособия. Необходимо также научить ребенка прислушиваться к ощущениям своего организма и при возникновении утомления, уменьшить напряжение, дозировку и выполнить восстановительное упражнение, релаксационное, «минутки здоровья», динамические паузы, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж.
Благодаря новому подходу мы смогли, укрепляя и сохраняя здоровье детей, вырабатывая у них устойчивые навыки в основных видах движений и в выполнении физических упражнений, с ранних лет заложить в сознании дошкольников любовь к занятиям физкультурой, саморегуляцию физического и психического перенапряжения. В процессе образовательной деятельности, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским чемпионам, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными умениями:
– предсказывать последствия действия или события
– проверять результаты собственных действий
– управлять своей деятельностью
–проверять реальность
Кроме того, ребенок осваивает разнообразные действия, направленные на изучение и решение проблем.
Названные выше умения способствуют развитию внутренней саморегуляции т. е. возможности управлять своим вниманием: сосредоточивать внимание, переключать внимание, направлять внимание на расслабление и мобилизацию.
Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка. «Во время мышечной работы активизируется не только исполнительный (нервно-мышечный) аппарат, но и механизм моторно-висцеральных рефлексов (т. е. рефлексов с мышц на внутренние органы) работы внутренних органов, нервная и гуморальная регуляция (координация физиологических и биохимических процессов в организме). Поэтому снижение двигательной активности ухудшает состояние организма в целом: страдают и нервно-мышечная система, и функции внутренних органов.
Т. И. Осокина и Е. А. Тимофеева также отмечают в своих исследованиях, что в процессе мышечной деятельности совершенствуется работа сердца: оно становится сильнее, увеличивается его объем. Даже больное сердце, отмечают они, под влиянием физических упражнений значительно укрепляется.
Авторы отмечают, что особенно активизируют процессы газообмена физические упражнения на свежем воздухе. Ребенок, находясь систематически длительное время на воздухе, закаляется, в результате чего повышается сопротивляемость детского организма к инфекционным заболеваниям.
Применение средств физической рекреационной активности на физкультурных занятиях, а также во время различных видов деятельности дает возможность детям разгрузиться эмоционально, улучшить свое физическое развитие при помощи игрового метода, получить удовольствие от занятий физическими упражнениями.
Внедрение новых игровых упражнений является одним из эффективных путей внедрения физической рекреации в жизнь дошкольников.
Подводя итоги проделанной работы, можно отметить положительные результаты: возрос интерес детей к разным видам движений, появилась изобретательность в самостоятельной двигательной активности, значительно повысился эмоциональный тонус на физкультуре.