Работа с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников
Автор: Ульянцева Елена Николаевна
Рубрика: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (82) январь 2025 г.
Дата публикации: 14.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Ульянцева, Е. Н. Работа с семьями воспитанников по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников / Е. Н. Ульянцева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2025. — № 1 (82). — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/279/9686/ (дата обращения: 17.12.2024).
Препринт статьи
Как правило, дошкольники больших мегаполисов испытывают определённые трудности в части трансформации воспитательно-образовательных моделей взаимодействия детского сада и семьи. Это обусловлено тем, что минимизировано общение со сверстниками, снижена или отсутствует мотивация играть в народные игры, свободно проводить время на свежем воздухе, игровой площадке во дворе или парке. Это обусловлено высокой загруженностью родителей на работе. Хотя время провести с гаджетами обязательно найдется.
Все это является отправными точками для снижения двигательной активности дошкольников, увеличения детей с избыточным весом и нарушениями опорно-двигательного аппарата
В условиях гиподинамии и разобщенности с родителями и сверстниками происходит ухудшение физического и психического здоровья ребёнка, а также снижается уровень функциональных возможностей и резервов. Вот почему так важно каждому ребёнку обеспечить особое внимание и заботу о сохранении и укреплении его здоровья.
Надо учесть, что родители и педагоги дошкольных образовательных организаций выполняют разноплановые функции, но не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребёнка и его физическим развитием.
Первыми и главными учителями, воспитателями своих детей являются родители, поэтому становится очевидным, что первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в семье. Возникшая потребность по-новому взглянуть на взаимодействие-диалог дошкольного образовательного учреждения с родителями с целью укрепления здоровья и развития ребёнка становится краеугольным камнем работы.
Родители самой природой обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребёнка.
Развитие партнерских взаимноотношений педагогов с родителями осуществляется в соответствии с алгоритмом, включающим несколько этапов.
1) Изучение особенностей взаимодействия педагогов и родителей, в части знакомства с состояния здоровья и физическим развитием дошкольников, для получения достоверной информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи, о её ожиданиях относительно организации укрепления здоровья и физического развития детей. Данное сотрудничество может осуществляться в форме наблюдений, бесед с детьми, анкетировании родителей.
2) Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах физического воспитания и здоровья детей. Реализация содержания данного вопроса отражается в «Плане проведения физкультурных и спортивных мероприятий», которые проводятся как в традиционной, так и нетрадиционной форме.
К традиционным формам относятся родительские собрания, беседы, консультации, семинары-практикумы, тренинги, направленные на знакомство с программой формирования основ физической культуры и культуры здоровья дошкольника.
К нетрадиционным формам относятся видеоролики, коллажи, флэшмобы спортивной жизни семьи и детского сада, лектории, дни открытых дверей, организация мини-библиотек, вечера вопросов и ответов, конкурсы для родителей и детей, педагогов.
3) Мониторинг эффективности проводимых форм взаимодействия.
Системная работа по выстраиванию партнерских взаимоотношений между семьей и детским садом в фокусе сохранения и укрепления здоровья воспитанников помогает сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к дальнейшей жизни не только детей, но и родителей.
Алгоритм совместной деятельности воспитателей и родителей, направленной на физическое развитие детей дошкольного возраста в семье и дошкольной образовательной организации можно представить таким образом:
Деятельность педагогического работника дошкольной образовательной организации:
— мониторинг и последующий анализ в изучении запросов родителей по физическому развитию детей, особенностей физического воспитания и здорового образа жизни;
— мониторинг состояния здоровья детей группы на основе данных медицинского персонала и родителей;
— комплексная оценка двигательной активности ребёнка в течение дня;
— составление индивидуального двигательного режима дошкольника;
— подбор игрового материала для детей с разным уровнем двигательной активности;
— составление планов по реализации задач физического развития с учётом сезонных различий, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— организация и проведение физкультурно-оздоровительные мероприятия с учётом возраста детей;
— руководство самостоятельной двигательной активностью воспитанников;
— закрепление двигательных умений и навыков в спортивных играх и упражнениях;
— реализация здоровьесберегающих технологий;
— поддерживает и поощряет инициативу ребёнка, контролируя его самочувствие;
— знакомит родителей с материалом по формированию здорового образа жизни.
Деятельность семьи:
— участвуют в анкетировании и интервьюировании;
— знакомство с опытом физического воспитания детей в условиях детского сада;
— оценка здоровья и физического развития ребёнка на основе полученных результатов и педагогических наблюдений;
— наблюдение за самочувствием и состоянием здоровья своего ребёнка;
— выработка стратегии и тактики решения задач физического развития;
— знакомство с алгоритмом действий по решению задач физического развития в семье и детском саду, предложенным инструктором по физической культуре;
— знакомятся с режимом двигательной активности ребёнка и особенностями его реализации в условиях семьи;
— создание в семье физкультурно-спортивного уголка;
— организация активного двигательного режима дома;
— участие в подготовке и проведении спортивных праздников и досугов;
— презентация спортивных и двигательных достижений семьи;
Такая тесная коммуникативная деятельность всех участников образовательного процесса позволяет реализовывать физкультурно-оздоровительную работу с дошкольниками в системном ключе.