Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников
Прудыус Василий Григорьевич, начальник 2 курса
Севастопольское президентское кадетское училище
Педагог, работающий с коллективом воспитанников, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней педагогической подготовки семьи, а также родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.
Основными формами взаимодействия педагогов и родителей являются:
- диагностическая работа;
- родительские собрания;
- родительское просвещение;
- дни открытых дверей;
- психологические семинары;
- индивидуальные беседы и консультации;
- психологические тренинги;
- работа с опекунами сирот;
- контроль участия родителей в решении проблем успеваемости;
- совместные мероприятия, походы, творческие вечера;
- участие родителей в работе родительских комитетов и т.д.
Одной из основных форм работы с родителями выступает родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни училища, курса или класса. Собрания не должны сводиться к монологу педагогов. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать воспитанника и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие детей к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе педагог показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.
Тематика собраний может быть разнообразной, но, как показала наша практика, в силу закрытости образовательного учреждения, родителей помимо общепринятых вопросов успеваемости и дисциплины детей, интересуют и специфические, такие как: медицинское обеспечение, организация питания, обеспечение вещевым имуществом и финансовым довольствием, а также организация отдыха и досуга кадет.
Одно из родительских собраний было посвящено изучению уровня удовлетворенности родителей образовательной средой училища. Большая часть родителей не имеет возможности общаться с преподавателями и воспитателями лично, поэтому тема собрания была интересна как родителям, так и педагогам. Для предметного разговора на собрании предварительно было проведено модифицированное анкетирование родителей
Обработанные данные, полученные при анкетировании родителей кадет 5-х классов, для наглядности представлены в виде диаграмм.
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
- удовлетворенность родителей образовательной средой училища находится на достаточно высоком уровне.
- практически все родители удовлетворены взаимоотношениями преподавателей и воспитателей с их детьми; довольны тем, что их ребенок учится именно в этом училище.
- абсолютное большинство родителей отмечает, что дети довольны блюдами, предлагаемыми столовой.
Педагогическим итогом родительского собрания стала разработка следующих рекомендаций:
- признать высокую привлекательность образовательной среды училища для родителей кадет;
- продолжить формирование позитивного образа училища для родителей через доступные средства коммуникации;
- рассмотреть допустимые формы участия родителей в управлении училищем, например, возможность внесения от представителей родительского комитета курса предложений по улучшению образовательного процесса, совместного проведения семинаров, круглых столов и др.
Педагогическая основа сотрудничества образовательного учреждения и семьи в воспитании кадет заключается в совпадении целей училища и родителей.
Каковы же основные аспекты сотрудничества? Это:
- изучение ребенка, его особенностей, возможностей и способностей;
- определение цели и задач воспитания;
- определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;
- своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;
- выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;
- коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.
Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.
Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что педагогические цели достигаются:
1. Изучением уровня удовлетворенности родителей образовательной средой училища при помощи анкетирования родителей и выработки рекомендаций.
2. Методами диагностирования кадет, работой педагогов-психологов училища по адаптации воспитанников к новым условиям жизни и учёбы.
3. Активным вовлечением родителей в решение проблем успеваемости и качества знаний, дисциплины кадет при помощи использования электронной системы дистанционного доступа «LMS – Школа» и еженедельных встреч с воспитателями.
Литература:
1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». М, 2005.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - Томск, 2010.
3. Иванов Ю., Гусинский Э. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 2007.
4. Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении. М., 2007.
5. Кондратьева СВ. Учитель - ученик. М., 2004.
6. Краснорядцева О.М. Психодиагностический практикум // Ред. - сост. О.М. Краснорядцева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2009.
7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике //Педагогика и психология. 2009. № 1.
8. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.
9. Педагогическая психология. Учебное пособие: М.: Флинта, Наука; 2012.
10. Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: Сфера, 2008.
11. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М., 2001. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. Питер, 2000.