Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся
Автор: Алешина Елена Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 14.06.2014
Статья просмотрена: 22441 раз
Библиографическое описание:
Алешина, Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся / Е. В. Алешина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5851/ (дата обращения: 30.10.2024).
Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа — семья — социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению.
Современная школа — центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса.
В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить:
- взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,
- социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.
Составляющей частью основной общеобразовательной программы школы является программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся «Школа Успеха». Частью данной программы является проект «Взаимодействие школы и управляющего совета с учреждениями социума», представляющий конкретный вариант вовлечения школьного учреждения в систему социального партнерства.
Цель проекта: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.
Задачи:
1. Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.
2. Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
3. Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
4. Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Предполагаемый результат:
1. Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.
2. Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
3. Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.
4. Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей.
К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей.
Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе.
Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.
Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях:
- Информационное;
- Образовательное;
- Культурно-просветительское;
- Лечебно-профилактическое;
- Профориентационное.
- Информационное:
За период с сентября 2012 г. по февраль 2014 г. проведены общешкольные родительские собрания на темы: «Безопасность детей»; «Роль родителей в формировании здорового образа жизни у учащихся»; «Формирование толерантности у обучающихся, здорового образа жизни»; «Здоровье в твоих руках», «Взгляд в будущее»; «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете»; «Здоровое поколение — наше будущее»; «Комплексные меры по противодействию экстремизму, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактике проявлений ксенофобии, укрепления толерантности среди учащихся»; «Семья как социальная и нравственная ценность». В проведении родительских собраний помогают Управляющий совет и совет Отцов. А также социальные партнеры: Центр Здоровья для детей, Центральная городская больница, Психонаркодиспансер, наркоконтроль, Центр «Доверие» и др.
Образовательное:
Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы:
- учебная деятельность,
- воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в конкурсных мероприятиях.
- Предоставление характеристик и актов обследования жилищно-бытовых условий опекаемых,
- Работа с неблагополучными семьями, защита имущественных прав детей.
- Участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и др. формы работы в рамках сотрудничества.
В этом нам помогают координировать деятельность Департамент образования муниципального образования г.Ноябрьска, Комиссия по делам несовершеннолетних. Также социальными партнерами в этом направлении являются: Центр интеллектуального развития «Ювента», Центр детского творчества, Музейно-ресурсный центр, Музей воинской славы, НОУ «Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс» в г.Белорецке (математический лагерь) и др.
Культурно-просветительское:
Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Ярмарочные гуляния, в старину едали деды, Фестиваль приключений, фестиваль «Жизнь без иллюзий», Уроки фольклора, тематические праздники, походы в кинотеатр, и др. мероприятия культурно-просветительского характера.
В этом вопросе социальными партнерами являются культурные центры и подростковые клубы: Центр Досуга «Нефтяник», Центр национальных культур, Дворец культуры и кино «Русь», подростковые клубы «Поиск», «Ровесник», «Центр спортивных мероприятий и физически-массовой работы.
Лечебно-профилактическое:
Это диагностика здоровья учащихся, профилактическая работа, уроки здоровья. В этом направлении у нас налажено очень тесное сотрудничество с Центром здоровья для детей.
Также реализуются программы профилактического характера совместно с Центром «Доверие»:
- Формирование духовно-нравственных ценностей и профилактика экстремизма у старших подростков «Учусь быть толерантным» (7 классы);
- Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи «Рожденные жить» (8 классы);
- Профилактика ПАВ с детьми, подростками и молодежью «Уходим на рекламу» (6,9 классы);
- Родительский лекторий «Как уберечь детей от наркотиков»;
- Круглый стол «Правда о наркомании»;
- Программа для родителей по профилактике ПАВ с детьми, подростками и молодежью «Мы вместе».
Профориентационное:
- Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения, анкетирование;
- Организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия);
- Встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.
В данном направлении наши помощники, социальные партнеры: Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий, Ноябрьский институт нефти и газа, филиал Тюменского государственного университета, Центр занятости, Центр доверие, организации: филиал Ноябрьских электрических сетей ОАО «Тюменьэнерго», ООО «КРС-Сервис», ООО «Газпром добыча Ноябрьск», ОАО «Энерго-Газ-Ноябрьск» и др.
Хочется отметить, что и наша школа отвечает социальным партнерам взаимностью: выставка рисунков в филиале Ноябрьских электрических сетей ОАО «Тюменьэнерго», праздничные поздравления наших социальных партнеров, статьи о взаимном сотрудничестве на сайте школы, в средствах массовой информации.
В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров.
Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Наше социальное партнерство предоставляет институтам социума стать более активными участниками в делах школы, в вопросах софинансирования, в расширении доступности образования и повышения его эффективности.
Литература:
1. Заславская О. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. // Журнал «Народное образование» — 2006. — № 2 — с. 43.
2. Камалиев Н. З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2005. — № 2 — с. 42–46.
3. Савенков А. Секреты жизненного успеха. // Журнал «Директор школы» 2004. — № 10. — с. 48.
4. Сухорукова А. С. Управление сотворческими процессами. // Библиотека журнала «Директор школы», 2000. — № 8.
5. Филиппова Е. Ф. Социальное партнерство — условие развития школы. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2004. — № 6 — с. 38–41.
6. Фомина Е. Общественно-ориентированное образование и общественно — активные школы в России. // Журнал «Народное образование» — 2005. — с.32–36.