Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Деятельность дошкольного учреждения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (56) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 09.08.2022

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Димитриева, Л. Л. Сетевое взаимодействие с социальными партнерами в решении задач программы воспитания дошкольной образовательной организации / Л. Л. Димитриева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 8 (56). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/228/7531/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор раскрывает механизмы сетевого взаимодействия с социальными партнерами для реализации Программы воспитания ДОУ.

Ключевые слова: взаимодействие, программа воспитания, партнеры.

Программа воспитания для дошкольных образовательных организаций направлена на развитие личности обучающегося, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание. В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные и национальные ценности российского общества. для дошкольных образовательных организаций [1].

Целью программы является личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через различные ценности. В соответствии с целью, авторами определены следующие задачи: формирование у дошкольников ценностей Родины и природы, ценностей человека, семьи, дружбы, ценностей знания, ценностей здоровья, ценностей труда, ценностей культуры и красоты. Методологическими ориентирами воспитания идеи развитие личного субъективного мнения и личности ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания; идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение) развития ребёнка. Средствами разных «специфически детских видов деятельности». Наряду с этим, Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на принципы. Одним из них является принцип общего культурного образования . Он предполагает, что воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.

Чувашская Республика является той срединной российской землей, где издревле в мире и согласии сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. Республика отличается выгодным географическим положением, располагаясь в среднем течении реки Волга, в центре европейской части России. На территории республики проживают представители 106 народов, численность чувашей более двух третей, русских — более четверти, проживает также мордва, татары, марийцы. Существующая сеть позволяет удовлетворять запросы детей в получении качественного образования в условиях поликультурного пространства [2]. В современной Чувашии сохраняются традиции своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды. Сегодня город Чебоксары является культурной столицей Поволжья, в нем расположено огромное количество театров, музеев, и культурных центров, которые позволяют приобщать подрастающее поколение к национальной культуре, к духовным ценностям.

Расположение детского сада позволяет установить социального партнерство с близлежащими организациями и организовать целенаправленную работу с воспитанниками в рамках реализации Программы воспитания. На современном этапе развития общества сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Сетевое взаимодействие предлагает взаимоотношения участников, которые основаны на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности образовательной организации в достижении образовательных задач.

Сетевое взаимодействие организуется с муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Чебоксарская детская школа искусств № 2» муниципального образования города Чебоксары — столицы Чувашской Республики, МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары», муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Чебоксары, музыкальным училищем имени Ф. П. Павлова, Чувашским национальным музеем, спортивной школой олимпийского резерва по настольному теннису и стрельбе из лука им. И. Солдатовой» и пр. С учреждениями заключены договора о сотрудничестве, разработаны планы совместных мероприятий. Данное партнерство является воспитательно значимым для детей, позволит решать задачи сразу нескольких 4 направлений программы воспитания: социального, патриотического, познавательного, этико-эстетического.

В рамках реализации «Программы воспитания МБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары» разработано несколько проектов, которые направлены на исследование родного края, нравственного и культурного наследия страны и региона; на сохранение природы и культуры родного края; формирование у дошкольников представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур; формирование уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России; формирование культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности нравственного и духовного здоровья. Каждый проект носит воспитательный характер и позволит решить задачи всех направлений воспитательной работы.

Сетевое взаимодействие с «Чебоксарской детской школой искусств № 2» муниципального образования города Чебоксары — столицы Чувашской Республики строится в течение всего учебного года. Наиболее популярными формами являются активные формы взаимодействия, такие как культурологические тематические встречи с учащимися и преподавателями академии искусств, знакомство с организацией работы академии и посещение уроков музыки и искусства в академии, праздничные совместные концерты, педагогические гостиные. Активно ведется работа по приобщению дошкольников и взрослых к мировой культуре и искусству. В рамках мероприятий, посвященных Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, воспитанники, была организована музыкальная гостиная «Мелодии народов России», где учащиеся инструментального отделения исполнили музыкальные произведения народов России. Наряду с этим, данное взаимодействие позволило знакомить дошкольников с народной культурой исполнительским мастерством Чувашии. В мероприятиях всегда задействованы педагоги детского сада и семьи воспитанников, это позволяет повышать интерес к сотрудничеству, расширяет кругозор. Вместе с тем, у дошкольников формируется представления о профессии музыканта, художника, педагога, что позволяет проводить раннюю профориентационную работу в детском саду.

Активное взаимодействие выстраивается с МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары». Современные ресурсы библиотеки позволяют расширить границы образовательного пространства для ознакомления детей с детской художественной литературой, детскими писателями. Актуальной формой взаимодействия является «Краеведческий час», где дети знакомятся с творчеством известных людей. В гостях у библиотеки часто бывают известные люди. Например, в рамках недели детской книги воспитанники и педагоги встретились в библиотеке им. В. Маяковского с детской поэтессой Алефтиной Корочковой. Дети узнали о биографии и деятельности писательницы, с удовольствием читали стихотворения «К нам пришла весна», «Рыбалка», «Огородные чудеса». Интересной формой стали часы исторического книгопутешествия. Воспитанникам предложили «Путешествие в историю славянской письменности», где они узнали, как возникла письменность, когда появились буквы, о создателях славянского алфавита — Кирилле и Мефодии. Дошкольникам рассказали о способах передачи информации, как «Азбука Морзе» и «Семафорная азбука». Данное сотрудничество позволяет знакомить детей и педагогов с фондом хранения книг, где имеются самые старинные книжные издания 18 века. Большой популярностью у детей детского сада пользуются книги о родном городе, о Чувашской республике. Воспитанники детского сада принимают участие в разнообразных акциях, конкурсах, организованных сотрудниками библиотеки. В частности, в рамках Международной акции «Читаем детям о войне» сотрудники представили мультимедийную презентацию «9мая –День Победы», прочитали рассказ Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». В заключение мероприятия ребята познакомились с книжной выставкой «Листаем памяти страницы». Недавно воспитанники и педагоги приняли участие в фотоакции «Я люблю Чебоксары», где представили фотографии своего любимого города и его достопримечательностей.

Взаимодействие с муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Чебоксар позволяет педагогам детского сада организовать работу по преемственности детского сада и школы. Воспитанники знакомятся со школьной жизнью, учителями начальных классов, их будущими наставниками. Для этого используются экскурсии в столярные мастерские и кабинеты технологии, в лаборатории по химии и физике, кабинеты технологии, организуются мастер-классы от преподавателей. Библиотечный фонд школы является отличным ресурсом по ознакомлению дошкольников с художественной литературой и приобщения их к чтению.

Одним из социальных партнёров детского сада является музыкальное училище имени Ф. П. Павлова. С партнерами выстраивается системная и планомерная работа по приобщению к музыкальной культуре и знакомству с музыкальными инструментами. Дети посещают репетиции оркестра, занятии студентов по вокалу, это позволяет сформировать интерес к музыке, смотивировать на дальнейшее обучение игре на инструментах. Студенты и преподаватели организуют в детском саду праздничные концерты.

Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет формировать единое информационное образовательное пространство, налаживать конструктивного взаимодействия между ДОУ и социальными партнерами. В результате этого, наблюдается эффективная реализации Программы воспитания детского сада, происходит духовно-нравственное развитие дошкольников, укрепление их психического здоровья и физическое воспитание.

Литература:

  1. Институт воспитания. РФ. Программа воспитания. [Электронный ресурс].- Режим доступа https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkolnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/ (Дата обращения: 04.08.2022)
  2. Портал органов власти Чувашской Республики. История. [Электронный ресурс]. — Режим доступа https://cap.ru/chuvashia/o-chuvashii/istoriya (Дата обращения: 04.08.2022)

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной

В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта

В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.

Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной

В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,

Взаимодействие администрации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития дошкольной образовательной организации

Статья посвящена взаимодействию руководителя дошкольной организации и педагогического коллектива в условиях инновационного развития. Автором в статье раскрыты принципы, задачи и этапы включения в инновационную деятельность. Показана организационная с...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как объект мониторинговых исследований

В статье рассматриваются основные этапы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями. Представлен анализ мониторинговых исследований использованных в педагогической деятельности воспитателей дошкольного образовательного учрежде...

Дистанционные технологии обучения как ресурс повышения качества образования

В статье авторы раскрывают опыт работы дошкольной организации по дистанционному взаимодействию с семьями воспитанников.

Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Взаимодействие семьи и ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования в условиях дистанционной работы

В статье представлен опыт взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях самоизоляции.

Задать вопрос