Современное школьное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. [2, с. 45]
«Социальное партнерство — это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа — семья — социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа — центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. [1, с. 43]
В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить:
– взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения,
– социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей.
Составляющей частью основной общеобразовательной программы школы является программа духовно-нравственного развития. Частью данной программы является проект «Взаимодействие школы и управляющего совета с учреждениями социума», представляющий конкретный вариант вовлечения школьного учреждения в систему социального партнерства.
Цель проекта: использовать возможность социума для расширения возможностей развития и воспитания обучающихся.
Задачи:
- Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами по вопросам адаптации детей к условиям общественного воспитания.
- Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
- Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим.
- Обеспечение психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, использование навыков социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Предполагаемый результат:
- Создание системы взаимодействия школы с учреждениями социума города на основе договоров и совместных планов.
- Рост психо-эмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.
- Структура управления образовательной организации, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социо-культурного потенциала социума города в создании единой воспитательной системы.
- Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.
Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде. [3, с. 48]
Свою совместную деятельность с социальными партнерами мы строим на следующих приоритетных направлениях:
– Информационное;
– Образовательное;
– Культурно-просветительское;
– Здоровьесберегающее;
– Профориентационное.
Информационное:
За период с сентября 2013 г. по февраль 2014 г. проведены общешкольные родительские собрания на темы: «Безопасность детей»; «Роль родителей в формировании здорового образа жизни у учащихся»; «Формирование толерантности у обучающихся, здорового образа жизни»; «Здоровье в твоих руках», «Взгляд в будущее»; «Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете»; «Здоровое поколение — наше будущее». В проведении родительских собраний помогают Управляющий совет школы. А также социальные партнеры: Центр медицинского консультирования, Городская больница № 1.
Образовательное:
Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы:
– учебная деятельность,
– воспитательная деятельность: предоставление информации, сдача отчётов, участие в конкурсных мероприятиях, предоставление характеристик и актов обследования жилищно-бытовых условий опекаемых, работа с неблагополучными семьями, защита имущественных прав детей, участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и другие формы работы в рамках сотрудничества. В этом нам помогают координировать деятельность Департамент образования муниципального образования г. Сургута. Также социальными партнерами в этом направлении являются: Центр интеллектуального развития «Ювента», Центр детского творчества, Музей воинской славы, Центр технического творчества, Станция Юных натуралистов, музей Сургутского моста, галерея Стерх и другие.
Культурно-просветительское:
Это совместные мероприятия такие как: Фестиваль народов России, Мира, Фестиваль приключений, фестиваль «Жизнь без иллюзий», Уроки фольклора, тематические праздники, походы в кинотеатр, и другие мероприятия культурно-просветительского характера. В этом вопросе социальными партнерами являются культурные центры и подростковые клубы: Центр Досуга «Нефтяник», Центр национальных культур, Дворец культуры и кино «Аврора».
Здоровьесберегающее:
Это диагностика здоровья учащихся, профилактическая работа, уроки здоровья. В этом направлении у нас налажено очень тесное сотрудничество с Центр медицинской профилактики. Также реализуются программы профилактического характера совместно с Центром «Доверие», формирование духовно-нравственных ценностей и профилактика.
Профориентационное:
– Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию профессии; — Организация и проведение экскурсий.
В данном направлении наши помощники, социальные партнеры: Сургутский государственный педагогический университет, Центр доверие, организации «Тюменьэнерго», «Газпром трансгаз».
Хочется отметить, что и наша школа отвечает социальным партнерам взаимностью: выставка рисунков, праздничные поздравления наших социальных партнеров, статьи о взаимном сотрудничестве на сайте школы, в средствах массовой информации. В настоящее время трудно самостоятельно одной организации решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, то есть партнеров. Партнерство должно быть осознанное, добровольное, взаимовыгодное, целенаправленное. Наше социальное партнерство предоставляет институтам социума стать более активными участниками в делах школы, в вопросах софинансирования, в расширении доступности образования и повышения его эффективности.
Литература:
- Заславская О. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. // Журнал «Народное образование» — 2006. — № 2 — с. 43.
- Камалиев Н. З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2005. — № 2 — с. 42–46.
- Савенков А. Секреты жизненного успеха. // Журнал «Директор школы» 2004. — № 10. — с. 48.
- Сухорукова А. С. Управление сотворческими процессами. // Библиотека журнала «Директор школы», 2000. — № 8.
- Филиппова Е. Ф. Социальное партнерство — условие развития школы. // Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» — 2004. — № 6 — с. 38–41.
- Фомина Е. Общественно-ориентированное образование и общественно — активные школы в России. // Журнал «Народное образование» — 2005. —с.32–36.