Социальное партнерство в нашем мире имеет особую значимость: помогает предотвращать конфликты, способствует конструктивному диалогу и разрешению споров, позволяет оптимизировать различные процессы, повысить эффективность, способствует развитию инфраструктуры. Так, социальное партнерство является важным инструментом для построения развитой страны и улучшает качество жизни населения в целом. Социальное партнерство в школе играет важную роль в обеспечении качественного образования и всестороннего развития обучающихся. Оно включает взаимодействие школы с родителями, предприятиями и организациями, детскими-общественными объединениями.
Советник директора по воспитанию непосредственно оказывает взаимодействие с различными объединениями, привлекая их. Стоит отметить, что должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями была введена в России в сентябре 2021 г., где пилотными площадками стали 10 регионов: Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская и др. области. В 2023–2024 учебном году проект «Навигаторы детства» был запущен практически во всех других регионах страны, включая Самарскую область. Данная должность была введена с целью усовершенствования воспитательной работы и повышения патриотического воспитания детей в образовательных учреждениях в рамках проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» [10, с. 373].
Советники по воспитанию в школах — это универсальные специалисты, которые совмещают в себе достаточно большое количество функций для реализации программ воспитательной работы [3, с. 33]. Среди них можно выделить следующие:
– социально-педагогическая поддержка обучающихся;
– организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации;
– организация воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом;
– сопровождение обучающихся и др. [10].
Исходя из функций, можно увидеть, что функционал советника по воспитанию схож с обязанностями заместителя директора по воспитательной работе. Но стоит разграничить данные должности: заместитель директора имеет больше административно-управленческую направленность, работу с документацией, отчетностью. В свою очередь, советник оказывает непосредственный, живой контакт с обучающимися: участие в мероприятиях, конкурсах, проведение Дней единых действий и т. п., а также взаимодействует с родителями и детскими общественными объединениями. При этом по мнению ведущего специалиста ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» Л. Н. Нагих: «заместитель директора по воспитательной работе и советник директора должны стать партнерами, взаимно дополнять и совершенствовать работу друг друга», создавая при этом штаб воспитательной работы в общеобразовательном учреждении [5, с. 28]. Помимо приведенных двух должностей в состав ШВР могут входить: социальный педагог (если имеется), педагог-психолог, руководитель школьного методического объединения классных руководителей, педагог дополнительного образования (если имеется), библиотекарь. Вместе они образуют единое воспитательное пространство.
Стоит отметить, что одной из важных функций советника директора по воспитанию выделяют организацию деятельности детских общественных объединений в образовательной организации. Здесь мы и говорим о социальном партнерстве. Данный термин рассматривается во многих областях, сферах: в праве, экономике, политике и образовании. Если углубиться в право, то социальное партнерство — это согласование действий всех сторон с позиции законодательства. В Конституции РФ существуют принципы социального партнерства, а также направления сотрудничества в различных сферах: культура, образование и информация (ст. 29, 43, 44), трудовые отношения (ст. 7, 37, 72), социальное развитие и социальная защита (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охрана здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114) [1; с. 105–111]. Социальное партнерство в школе выступает как взаимодействие между образовательным учреждением и социальными институтами, организациями: семьей, местными сообществами, общественными организациями, государственными учреждениями и др., целью которых выступает повышение качества образования, воспитания, развитие способностей обучающихся, содействие социализации, формирование гражданской позиции и т. д.
Целями социального партнерства в образовательном учреждении выступают:
- повышение эффективности образовательного процесса;
- социализация обучающихся, развитие навыков взаимодействия и коммуникации;
- профориентационная деятельность, помощь в выборе профессии;
- укрепление отношений с семьей, а также активное развитие модели «школа-семья».
Со стороны общеобразовательного учреждения субъектами этого партнерства могут выступать: администрация, советник директора по воспитанию, педагоги, а также родители и обучающиеся. Субъектами социального партнёрства среди общественных организаций являются преимущественно детские объединения, например: библиотеки, Дома молодежи, Дома культуры, музеи, Центры патриотического воспитания, Детско-юношеские центры и т. п. учреждения.
Возможные формы социального партнерства в общеобразовательных учреждениях:
– проведение совместных мероприятий с детскими общественными объединениями;
– совместная проектная деятельность с общественными организациями и ее представителями;
– организация различных акций совместно с организациями, волонтерская и добровольческая деятельность;
– приглашение специалистов из разных сфер с целью профориентационной деятельности и др.
Социальное партнерство в школе несет воспитательную функцию, внутри которой выделяют различные направления: культурно-просветительское, патриотическое, спортивное, творческое и др. Достаточно часто они реализуются в рамках внеклассной и внеурочной деятельности. Социальное партнерство является важным инструментом сотрудничества между школой и общественными объединениями для достижения совместной цели — воспитания патриотичной, развитой личности, гражданина, а также развития необходимых для этого качеств.
При этом советник директора по воспитанию несет важную миссию в организации и развитии этого партнерства. Выделим следующие направления его деятельности:
1. Развитие отношений с социальными партнерами:
– поиск возможных объединений для сотрудничества;
– эффективное привлечение этих объединений для сотрудничества.
2. Организация мероприятий с социальными партнерами:
– проведение совместных мероприятий с другими организациями на различные темы, к различным датам и праздникам, организация встреч с представителями общественных организаций.
– организация школьных мероприятий, концертов с приглашением представителей организаций.
3. Укрепление партнерства «школа-семья»:
– привлечение родителей к участию в школьной жизни, совместных мероприятиях с обучающимися, конкурсах и акциях;
– формирование эффективных форм сотрудничества с родителями для решения возникающих проблем.
4. Наглядность и информационная составляющая социального партнерства:
– информирование участников образовательного процесса о результатах соц. партнерства: посты в соц. сетях; размещение информации в чатах MAX — в родительских чатах (которые ведут все советники по воспитанию) и в чатах с педагогами; печатная информация на стендах.
– транслирование этой информации на совещаниях с педагогами, на родительских собраниях, школьных линейках по понедельникам.
5. Анализ эффективности социального партнёрства и результат:
– успешность совместных мероприятий, проектов, оценка показателей воспитательной среды за учебный год, удовлетворённость партнёров результатами совместной деятельности.
– планирование и организация развития социального партнёрства, обсуждение эффективности развития данного направления в школе с администрацией [10, с. 371–374].
Так, специфика деятельности советника директора по воспитанию заключается в обеспечении планирования, организации и координации совместных мероприятий, проводимых школой и социальными партнерами.
Для более наглядного примера приведем деятельность советника по воспитанию в ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска по организации социального партнерства. Стоит выделить следующие этапы его работы в данном направлении:
- поиск возможных и нужных социальных партнеров;
- выявление интересов и потребностей обучающихся для дальнейшего привлечения соц. партнеров;
- составление плана воспитательной работы с совместно с замом по воспитательной работе;
- реализация соц. партнерства: активное взаимодействие с выбранными объединениями, совместные мероприятия, акции;
- информирование о деятельности советника в области соц. партнерства;
- анализ результата деятельности — эффективности и возможных недостатков.
Поиск потенциальных социальных партнеров в ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска дал возможность выделить наиболее нужное взаимодействие со следующими организациями: «Движение первых» — общероссийское общественно-государственное движение; ДМО (Дом молодежных организаций); ДЮЦ (Детско-юношеский центр); — ДК (Дом культуры); библиотечная сеть; реализация профориентационной программы «Школа-вуз-предприятие», где субъектами выступает филиал СамГТУ г. Новокуйбышевска и ОАО «Роснефть» и др. организации.
В «Программе воспитания» данной школы приведены следующие задачи социально-педагогического взаимодействия:
– увеличение числа социальных проб, практик, проектов учащихся, педагогов, родителей внутри и вне школы для приобретения учащимися социального опыта и формирования нравственной позиции;
– создание условий для приобретения партнерских навыков всеми участниками образовательного процесса: развитие инициативы и ответственности, взаимодействия;
– реализация системы программных мероприятий, направленных на развитие духовных, нравственных качеств, социального здоровья личности [8].
Внутри ученического коллектива действуют такие объединения, часть которых координируют учителя-предметники, а часть из них советник по воспитанию:
– первичное отделение РДДМ (Российское движение детей и молодежи);
– школьный театр «Радуга талантов»;
– школьный музей;
– школьная служба примирения;
– школьный хор;
– юнармейский отряд «Тайфун».
Приведем следующие функции советника директора по воспитанию ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска касательно социального партнерства:
– осуществляет координацию деятельности различных детских общественных объединений и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на укрепление гражданской идентичности, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, вовлечение детей и молодежи в общественно полезную деятельность, по вопросам воспитания обучающихся как в рамках образовательной организации, так и вне основного образовательного пространства;
– непосредственно взаимодействует с общественными объединениями (музеями, библиотеками, ДМО и др. организациями), проводя общие мероприятия, акции, Дни единых действий;
– оказывает содействие в создании и деятельности первичного отделения Российского движения школьников, оказывает содействие в формировании актива школы, взаимодействует с местным отделениями РДДМ;
– помогает классным руководителям реализовывать социальное партнерство (предоставляет необходимую информацию о партнерах, их мероприятиях);
– оказывает внеурочную деятельность («Разговоры о важном», юнармейский отряд «Тайфун», театральный кружок «Радуга талантов», школьный музей) с привлечением социальных партнеров, а также участвует в различных конкурсах и мероприятиях.
– вовлекает родительское сообщество;
– выявляет и поддерживает реализацию социальных инициатив учащихся общеобразовательной организации, осуществляет сопровождение детских социальных проектов и др. функции.
Отметим выявленные трудности в сотрудничестве школы с различными организациями:
– отсутствие определенных целей для сотрудничества: каждая их сторон должна иметь определенную цель, если одна из них не видит выгоды, то это приводит к недопониманиям и неэффективному взаимодействию;
– несоответствие расписаний: школа работает по строгому графику, а внешние организации более гибкие в плане времени, что может создавать проблему в согласовании сроков мероприятий;
– недостаточная коммуникация: отсутствие регулярной связи приводит к снижению эффективности сотрудничества;
– нехватка финансирования: недостаток финансовых ресурсов у общеобразовательного учреждения для участия в некоторых совместных проектах;
– перегрузка педагогов: большая нагрузка на советника директора по воспитанию, который в полной мере должен реализовывать взаимодействие с социальными партнерами, приводит к выгоранию и снижению этого сотрудничества.
Среди продуктивного опыта сотрудничества можно привести взаимодействие приведенной школы с местным отделением «Движение Первых» г.о. Новокуйбышевск. Курирует в школе данное объединение советник директора по воспитанию. С городским (местным) отделением «Движение Первых» выстроена слаженная и эффективная работа.
Взаимодействие с данным сообществом реализуется на разных уровнях:
– федеральном (различные акции, мероприятия и конкурсы, проекты различной направленности);
– региональном (различные акции, мероприятия и конкурсы, проекты различной направленности);
– городском (проекты, мероприятия, фестивали, конкурсы, собрания кураторов и др.);
– школьном (концерты, мероприятия, собрания активистов и куратора, мастер-классы, проекты и др.).
Стоит отметить, что с местным отделением «Движение Первых» взаимодействие осуществляется преимущественно на городском уровне, а при подготовке к региональным и федеральным проектам местное отделение оказывает необходимую помощь и консультацию. На школьном уровне тоже возникает сотрудничество: специалисты местного отделения «Движение Первых» посещают школу в начале каждого учебного года с презентацией для обучающихся о данном сообществе. Также на базе школы реализуется совместный проект «Классная встреча», который предоставляет ребятам возможность реализовать потребность в своем интересе к жизни и успеху других людей, определиться с карьерой и жизненными ориентирами. На нее приглашается интересная личность с определенной профессией или хобби, этот человек рассказывает о себе, после чего ребята задают интересующие их вопросы.
Приведем основные направления сотрудничества местного (городского) отделения г. Новокуйбышевска и первичного отделения «Движение Первых» ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска и результативность:
- патриотическое воспитание: организация встреч с ветеранами, «Уроки мужества», экскурсии в военные музеи, участие в военно-патриотических играх. Например, военно-патриотическая игра «Зарница 2.0». В данном направлении рассматриваемая школа имеет особые успехи: 1-е место на городском уровне и зональном этапах в игре «Зарница 2.0». в 2024 и 2025 г., 1-е место на региональном этапе в 2024 г., участие в Окружном полуфинале «Зарница 2.0». в г. Оренбург;
- гражданско-правовое просвещение: проведение лекций и семинаров, реализация различных проектов. Например, обучающиеся данной школы активно участвуют во Всероссийском проекте «Мы — граждане России», где в торжественной обстановке проходит вручение паспорта;
- экологическое образование: совместные акции по благоустройству территории школы, посадка деревьев, уборка территорий, реализация проектов экологической направленности. Например, участие во Всероссийском проекте «Хранители истории», где обучающиеся следят за определенным памятником и порядком возле него;
- творческое развитие: участие в конкурсах рисунков, сочинений, литературных чтениях и театральных постановках. Например, проекты: «Школьная весна», «КВН» и др.;
- спортивное направление: соревнования, турниры и занятия физической культурой. Например, ребята ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска участвуют во Всероссийском спортивном проекте «Вызов Первых» и имеют награды: 1-е место на городском уровне в 2024 г., 2 место на городском уровне в 2025 г., 2-е место на зональном этапе в 2024 г.;
- волонтерская деятельность: привлечение школьников к участию в социальных проектах, помощь пожилым и нуждающимся людям. Например, активисты ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска принимает активное участие в проекте «Добрые крышечки».
Формы взаимодействия местного (городского) отделения г. Новокуйбышевска и первичного отделения «Движение Первых» ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска:
– совместные мероприятия: организация праздников, фестивалей, конкурсов и соревнований.
– информационная поддержка: размещение материалов о мероприятиях на стендах, сайтах школы и в группе ВКонтакте.
– обучение активистов: проведение тренингов и мастер-классов, презентации.
Таким образом, сотрудничество местного отделения «Движение Первых» с данной школой является эффективным: выстроена слаженная работа, продуктивно реализуются многие направления деятельности, о чем говорят победы активистов в проектах и высокий результат участия обучающихся (по данным отчета за 2024–2025 учебный год 85 % обучающихся вовлечены в деятельность сообщества «Движение Первых»).
Стоит отметить, что в ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» советником директора по воспитанию выстроена достаточно эффективная работа в области социального партнерства. Организована эффективная совместная деятельность с внешними партнерами: учреждениями образования и культуры, спорта, социальными объединениями, общественными организациями, выстроена система партнерских отношений в школьном пространстве разного уровня, наблюдается эффективное сотрудничество с сообществом «Движение Первых».
Таким образом, специфика деятельности советника директора по воспитанию заключается в поиске социальных партнеров, в эффективном сотрудничестве с общественными объединениями с целью всестороннего развития обучающихся, реализации воспитательных функций, интересов и потребностей обучающихся.
Литература:
- Галагузова Ю. Н. Формы социального партнерства школы и семьи // Традиции и инновации в педагогическом образовании. Екатеринбург, 2023. С. 105–111. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54909495 (дата обращения: 20.10.2025).
- Зятюшкова Н. А. «Навигаторы детства» придут в наши школы // Источник. 2021. № 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45701341 (дата обращения: 20.10.2025).
- Казарова Д. С., Лебедева И. Н. Правовое воспитание: цели, задачи, опыт образовательных организаций Липецкой области // Правовой статус несовершеннолетнего: история, современность, перспективы реформирования: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2023. С. 32–36.
- Модель деятельности советника руководителя образовательной организации по воспитанию в условиях России / О. В. Гукалеко, А. Г. Бермус, В. Н. Пустовойтов, О. С. Рыжова // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2021. № 6. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47834851 (дата обращения: 20.10.2025).
- Нагих Л. Н. Один район — одна команда // Источник. 2021. № 3. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46709835 (дата обращения: 20.10.2025).
- Николаева М. В. Об актуальности исследования условий подготовки кадров советников директора учреждения образования по работе с детскими общественными организациями // Актуальные вопросы педагогики: сборник статей IX Междунар. науч.-практич. конф., Пенза, 20 декабря 2021 г. Пенза: Наука и Просвещение. 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47388962 (дата обращения: 20.10.2025).
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (Зарегистрирован 03.03.2023 № 72520). URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 06.03.2023).
- Программа воспитания ГБОУ СОШ № 7 «ОЦ» г. Новокуйбышевска. URL: https://school7-nsk.ru (дата обращения: 20.10.2025).
- Пьянкова А. Е. Советник директора по воспитанию: практика работы // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 4. С. 500–504.
- Суханова М. Э. Введение должности советника директора по воспитательной работе как актуальный подход в воспитании подрастающего поколения // Воспитание как стратегический национальный приоритет: Международный научно-образовательный форум, Екатеринбург, 15–16 апреля 2021 г. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021. С. 371–374. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45646197 (дата обращения: 20.10.2025).

