В современном образовательном процессе особую роль занимает воспитание целостной, всесторонне-развитой личности, с активной гражданской позицией, способной к саморазвитию. Детское самоуправление — является важным компонентом этого процесса, выступающий инструментом социализации, личностного развития и демократического воспитания учащихся. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ», образовательные организации обязаны: обеспечивать педагогическую поддержку ученического самоуправления, содействовать деятельности детских общественных объединений и создавать условия для участия обучающихся в управлении школой. [5]
Реализация национального проекта «Образование» дала российской школе новое должностное лицо в области воспитания — советника директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями. Эта должность должна внести значительный вклад в формирование единой, системной и эффективной воспитательной среды в общеобразовательных организациях. Однако введение этой должности породило много вопросов и противоречий в уже существующей системе воспитательной работы. Ключевым из них стал вопрос о разграничении функций и взаимодействии специалистов в области воспитания, в том числе в работе детского самоуправления.
Цель данной статьи: раскрыть механизмы эффективного взаимодействия двух ключевых должностных лиц в организации ученического самоуправления — заместителя директора по воспитательной работе и советника директора по воспитанию.
Советник по воспитанию играет значимую роль в реализации проектов школьного самоуправления. Он становится связующим звеном между детьми, учителями и родителями, помогает объединить школьный коллектив и выстроить систему ученического самоуправления.
Деятельность советника регламентирует профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты [3]. Профессиональный стандарт фиксирует и описывает трудовые функции, требования к знаниям, умениям и навыкам специалистов в области воспитания. К числу таких специалистов относится и советник директора по воспитанию.
В реализации проектов школьного самоуправления советник по воспитанию выполняет несколько функций:
— содействует функционированию системы ученического самоуправления и стимулирует развитие его новых форм;
— вовлекает обучающихся в общественно значимые проекты и внеучебную деятельность, что напрямую способствует развитию школьного самоуправления;
— работает с активом школы, опираясь на него как на команду помощников и организаторов событий;
— выстраивает систему преемственности, в которой активные и успешные дети вовлекают в события тех, кто менее замотивирован;
— взаимодействует с педагогическим коллективом и руководством школы для разработки предложений по организации структур, направленных на воспитание и формирование личности обучающихся;
— организует мероприятия, стимулирующие достижения обучающихся в различных сферах деятельности и интерес к различным направлениям, включая волонтёрское движение и научную деятельность;
— информирует участников образовательных отношений о возможностях участия в проектах и мероприятиях, что повышает осведомлённость и вовлечённость школьников в процессы самоуправления;
— помогает выявлять, поддерживать и развивать способности и таланты обучающихся, что может быть полезно для реализации конкретных проектов школьного самоуправления;
— координирует взаимодействие с детскими и молодёжными общественными объединениями, что расширяет возможности для реализации проектов самоуправления.
Кроме того, советник по воспитанию помогает формировать у школьников правильные ценности и социальные навыки, что является важной частью успешного функционирования школьного самоуправления. Он способствует созданию атмосферы сотрудничества и взаимопонимания в школьном коллективе, что также играет немаловажную роль в реализации самоуправленческих проектов.
Заместитель директора по воспитательной работе также играет важную роль в реализации проектов школьного самоуправления. Он принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. В его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Функции заместителя директора по воспитательной работе регулируются комплексом нормативно-правовых актов, включая федеральные законы, подзаконные акты, квалификационные справочники и локальные документы образовательных организаций. Основные из них:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — определяет общие принципы организации образовательного и воспитательного процессов, права и обязанности работников образовательных организаций [5].
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») — устанавливает требования к квалификации, обязанностям и полномочиям заместителя директора по воспитательной работе. Утверждён Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 г. (в редакции от 31 мая 2011 г.). [1]
Трудовой кодекс Российской Федерации — определяет общие условия труда, права и обязанности работника, включая заместителя директора. [6]
Устав и локальные правовые акты образовательного учреждения (правила внутреннего трудового распорядка, приказы, распоряжения директора) — конкретизируют функции и полномочия заместителя директора в рамках конкретной организации.
Заместитель директора координирует разработку необходимой документации, взаимодействие представителей администрации, служб и подразделений школы, а также представителей общественности. Он руководит воспитательной работой в школе, способствует созданию благоприятного микроклимата и системы стимулирования участников воспитательной работы.
В реализации проектов школьного самоуправления заместитель директора:
— помогает в планировании и организации мероприятий, которые проводят органы ученического самоуправления;
— контролирует качество воспитательной работы, в том числе деятельности, связанной с самоуправлением, следит за соблюдением норм и правил, обеспечивает безопасность используемых в воспитательном процессе средств и оборудования;
— способствует повышению квалификации и профессионального мастерства педагогов, работающих в тесном взаимодействии с ученическим самоуправлением;
— участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, которые могут внести вклад в развитие самоуправления;
— налаживает взаимодействие ученического самоуправления с другими школьными структурами, а также с внешними организациями;
— осуществляет административное сопровождение программ воспитания.
Кроме того, заместитель директора по воспитательной работе может способствовать вовлечению учащихся в различные проекты и инициативы, помогать выявлять их интересы и способности, создавать условия для самовыражения и самореализации школьников в рамках ученического самоуправления.
Таким образом, в работе детского самоуправления советник выступает в роли наставника и фасилитатора, поддерживая инициативу учащихся, помогая им формулировать идеи и находить пути их реализации. В это же время, заместитель директора обеспечивает организационную и административную поддержку, интегрирует деятельность самоуправления в общий план воспитательной работы, контролирует соблюдение нормативных требований. Такое разделение ролей позволяет создать сбалансированную систему, в которой сочетаются свобода ученической инициативы и управленческая эффективность.
Зонами пересечения компетенций в работе с детским самоуправлением является совместное проектирование модели самоуправления, разработка локальных документов, таких как положение о совете обучающихся, регламент его работы, планирование мероприятий с участием органов самоуправления.
На этапе стратегического планирования работы самоуправления советник и заместитель директора совместно с другими педагогами, проводят совещания по формированию годового плана, а также согласовывают целевые показатели деятельности самоуправления. Здесь заместитель директора задаёт стратегические рамки: календарь мероприятий, целевые показатели, отчётность, а советник наполняет план живыми формами работы (проекты, конкурсы, социальные акции), ориентируясь на интересы и запросы учащихся.
На организационном этапе — распределяют зоны ответственности при подготовке событий и координируют работу классных руководителей, кураторов объединений. Заместитель директора обеспечивает организационные и материальные ресурсы (помещения, финансирование, согласование с педагогами). Советник привлекает внешние партнёрства (РДШ, волонтёрские организации, культурные учреждения), расширяя возможности для самореализации школьников.
На этапе реализации сопровождают деятельность совета обучающихся, производят мониторинг вовлеченности учащихся в самоуправление, при необходимости — оперативно проводят корректировку планов.
Всё это невозможно без налаживания эффективных инструментов совместной работы, таких как регулярные рабочие встречи (еженедельные/ежемесячные), единая информационная платформа для обмена документами, совместные методические семинары для педагогов и сбор обратной связи от участников самоуправления (анкетирование, фокус‑группы).
Критериями эффективности совместной работы является систематическое отслеживание количественных показателей, таких как охват учащихся, задействованных в работе детского самоуправление, количество самостоятельно проведенных мероприятий, а также качественных — уровень самостоятельности органов самоуправления, социальной активности. Результативность совместной работы также можно оценить по отзывам участников процесса — учащихся, педагогов, родителей, а также по результатам конкурсов и грантовых программ.
Таким образом, совместная работа двух ключевых специалистов создаёт системную основу для эффективного функционирования ученического самоуправления. Их взаимодополняющие роли позволяют выстроить целостный воспитательный процесс, где инициатива школьников получает и методическую, и административную поддержку.
Литература:
- Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 № 37) — Редакция от 27.03.2018. — Текст: непосредственный.
- Правительство Российской Федерации. Распоряжение от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». — URL: https://docs.cntd.ru/document/420277810. — Текст: электронный.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»» (Зарегистрирован 03.03.2023 № 72520). — Текст: непосредственный.
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций, разработанная Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, утверждённая 23.06.2022 г. федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. — URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ooy/programmavospitaniya/ (дата обращения: 30.04.2025). — Текст: электронный.
- Российская федерация. Законы. Закон Российской Федерации «Об образовании»: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ — Текст: электронный.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020).

