В данной статье рассматриваются основные функции социального педагога в школе, а также изменение функционала в формате дистанционного образования. В статье поднимается вопрос взаимодействия социального педагога с классным руководителем на фоне глобальных изменений в обучении на фоне эпидемиологической ситуации в мире.
В соответствии с возникновением мировой угрозы все страны были вынуждены ввести профилактические меры, направленные на сохранение здоровья населения. Однако принятие карантинных мер привело к дезадаптации мирового сообщества, что в свою очередь породило необходимость новых видов социального, политического и образовательного взаимодействия внутри каждого государства. Всемирная пандемия, в свою очередь, обусловила изменение организации образовательного процесса, а также трансформацию работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. В соответствии с переходом всего процесса обучения в дистанционный режим воспитательная работа приобрела новые формы своего проявления. Вот почему, мы считаем, наиболее актуальным вопрос изучения взаимодействия социального педагога с классным руководителем в онлайн-формате
XXI век считается веком информационных технологий. Такой феномен как компьютеризация стал неотъемлемой частью нашего общества, что в свою очередь привело к тому, что уже на ранних этапах развития ребенок в достаточной мере владеет гаджетами и имеет базовые навыки работы в поисковой сети Интернет.
Естественно, данные процессы имеют как негативные, так и позитивные последствия. На наш взгляд, «глобальная сеть» существенно облегчает взаимодействие разных слоев населения.
Несмотря на огромный интерес к данной тематике, не все аспекты на сегодняшний момент освещены в полной степени. По нашему мнению, данная статья может оказаться полезной как для социальных педагогов и классных руководителей, так и для тех, кто находится в стадии профориентационного выбора. Мы хотим предложить возможный план работы социального педагога по взаимодействию с классным руководителем.
Как отмечал А. В. Мудрик, именно школа обязана помогать учащимся знакомиться с реалиями современного общества, что, по нашему мнению, зачастую делают социальный педагог и классный руководитель, с помощью интеграции их совместных усилий и методов. [4] Вот почему целесообразнее всего мы считаем начать с рассмотрения самого феномена взаимодействия социального педагога и классного руководителя. По нашему мнению, эффективность и результативность сотрудничества классного руководителя и социального педагога напрямую будет зависеть от исполнения принципа комплексности в непосредственном решении проблем обучающегося. В ходе этого взаимодействия должны быть созданы определенные условия для качественного развития личности ребенка. Классный руководитель в данной цепочке выступает в роли связующего звена, поскольку первичный запрос и данные о ребенке поступают от него.
Как отмечает Т. А. Шишковец, социальный педагог — это сотрудник школы, создающий специальные условия для саморазвития учащихся в социальном, а также профессиональном плане, действия которого опираются на организацию деятельности педагогов и родителей, основываясь на принципах гуманизма и учитывая социокультурные и исторические традиции. [5]
Нам близка точка зрения, что основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребенка, установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением. [3]
В условиях дистанционного обучения эта задача не изменилась в содержании, но претерпела деформацию в реализации. Работа социального педагога в условиях дистанционного образования требует использование знаний современных образовательных технологий. Это является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей.
С учетом специфики городского социума основными задачами работы социального педагога городской школы мы считаем следующие:
- Воспитательная — поддержка или восстановление тех положительных качеств, которые преобладали у несовершеннолетнего и его семьи до появления трудновоспитуемости.
- Компенсаторная — формирование у несовершеннолетнего и членов его семьи стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться успехов, которая позволяла бы реализовать свои возможности, способности и, главное, реализовывать потребность в самоутверждении.
- Стимулирующая — активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности несовершеннолетнего и членов его семьи. Она решается посредством осуждения или одобрения, то есть заинтересованного, эмоционального отношения к личности члена семьи, его поступкам.
- Корректирующая — исправление отрицательных качеств личности несовершеннолетнего или члена его семьи, что предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку ее мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения. [2]
Если говорить о функциях, то в Справочнике социального педагога Т. А. Шишковец автор выделяет основные функции социального педагога, которые на наш взгляд не изменились в условиях дистанционного образования [5]:
– аналитико-диагностическая;
– прогностическая,
– организационно-коммуникативная,
– коррекционная,
– социально-профилактическая и реабилитационная,
– координационно-организационная,
– социально-педагогическая поддержка и помощь учащимся,
– охранно-защитная,
– психотерапевтическая,
– посредническая.
По мнению автора, в этот список следует включить еще одну функцию — самообразование, так как для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.
Мы согласны с выделенными выше функциями социального педагога, однако следует подчеркнуть, что без совместной продуктивной работы социального педагога и классного руководителя, первый не сможет выполнить, возложенные на него обязанности.
И, чтобы проиллюстрировать нашу точку зрения касаемо данного взаимодействия, опираясь на план работы социального педагога в дистанционном режиме, предоставленном и апробированном МБОУ СОШ № 25 по Иркутской области, мы решили предоставить собственный. [6]
- Профилактика информационной безопасности
– Дистанционный курс лекций для обучающихся по теме «Информационная безопасность в интернете».
– Составление и рассылка методических рекомендаций в групповой чат родителей о мошеннических действиях в интернете: подозрительные сайты и т. д.
– Лекции для родителей о верных стратегия поведения
– Лекция для родителей о возможных мошеннических действия, осуществляемых по телефону: звонок из банка и т. п.
– Лекция для родителей о специальных настройках безопасности: родительский контроль, настройки безопасного доступа и т. д.
– Совмещенная лекция для школьников и их родителей о кибербуллинге.
– Информирование родителей с помощью размещения информации в групповом чате о существовании линии помощи «Дети Онлайн».
- Профилактика правонарушений, формирование законопослушного поведения
– Совместная работа социального педагога и классного руководителя, направленная на выявление детей, не посещающих занятия в дистанционном режиме.
– Разработка и распространение методических материалов для родителей и обучающихся посредством дистанционных технологий о правомерном поведении.
– Постоянный контроль и анализ документов и продуктов деятельности школьников
– Индивидуальная работа с несовершеннолетними и их семьями в дистанционном формате.
– Изучение социального статуса обучающихся, и семейной ситуации.
– Изучение и выявление индивидуальных особенностей физического, психического и интеллектуального развития ребенка, его склонностей и интересов.
- Профилактика распространения Идеологии экстремизма, терроризма и криминальных субкультур.
– Разработка и распространение методических материалов посредством дистанционных технологий об экстремизме, терроризме и криминальных субкультурах.
– Мониторинг социальных сетей школьников с целью предотвращения экстремистского поведения.
– Курс лекций для родителей: «Эмоциональная и психологическая стабильность в семье: доверие как фактор предотвращения экстремистского поведения»
– Курс лекций для школьников об опасности экстремистских организаций.
– Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: дистанционные творческие кружки, создание киноклуба и т. д.
- Профилактика употребления психоактивных веществ, различного рода зависимостей, пропаганда здорового образа жизни
– Разработка и распространение методических материалов посредством дистанционных технологий о вреде употребления психоактивных веществ.
– Просмотр кинофильмов, в которых демонстрируются последствия употребления психоактивных веществ.
– Курс лекций для школьников: «Виды зависимостей».
– Индивидуальная работа с школьниками, находящимися в группе риска посредством дистанционных технологий.
– Курс лекций для родителей: «Профилактика различного рода зависимостей».
– Организация онлайн-конференции: «Здоровый образ жизни — путь, который я выбираю» Организация социальной поддержки.
– Ознакомление с видами и формами социальной поддержки методами лекций и бесед.
– Направление нуждающихся в центры гуманитарной помощи. Консультирование семей по вопросам социальной поддержки.
- Профилактика психоэмоциональной стабильности.
– Разработка и распространение методических материалов посредством дистанционных технологий о вреде стрессовых ситуаций на ментальное здоровье.
– Курс лекций для школьников и их родителей: «Роль личного пространства в условиях дистанционного обучения».
– Организация дистанционного консультирования психолога школьников в условиях пандемии.
Следует подчеркнуть, что каждый пункт вышепредставленного плана, не возможен без прямого участия классного руководителя, который помогает социальному педагогу как в подготовке методического материала, так и в организации проведения лекций и координации связи социального педагога, психолога и ученика, с которым в последующем проводится индивидуальная работа психолога.
Таким образом, мы видим, что взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом не только имеет первостепенную важность для последующей продуктивной работы непосредственно с детьми, но и что даже в экстренных условиях перехода из одного режима в другой, данное взаимодействие может эффективно осуществляться.
Литература:
- Диденко Л. Социально-педагогическая компетентность учителя //Школа. 2001. — № 6. — С. 31–33.
- «Социальный педагог городской школы: теория и практика работы» Гурова Елена Валерьевна//Вестник
- Методика и технология работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. — М., 2002.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 2002. — С. 157–158.
- Справочник социального педагога: 5–11 классы / Авт.-сост Т. А. Шишковец. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАШ, 2007. — 336 с. — (Педагогика. Психология. Управление).
- Официальный сайт школы № 25 http://sosh25angarsk.ru/drygoe/plan_rboty_soc.pedagoga_na_distancionnoj_forme.pdf