Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания обучающихся в условиях реализации новых стандартов
Автор: Лукьянова Юлия Александровна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2016
Статья просмотрена: 1655 раз
Библиографическое описание:
Лукьянова, Ю. А. Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания обучающихся в условиях реализации новых стандартов / Ю. А. Лукьянова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 274-277. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9725/ (дата обращения: 19.12.2024).
Данная статья определяет приоритетные задачи семейного воспитания в рамках реализации новых стандартов в условиях взаимодействия семьи и школы. Автор статьи делится опытом совместной работы с родителями, демонстрируя эффективные методы и приемы.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги
А. С. Макаренко
Приоритетом в воспитании школьников всегда считалось сотрудничество школы и семьи. Особенно это стало актуально в последнее время. Не далее, как в мае 2015 года вступило в силу Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении документа «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где четко прописаны основные направления поддержки семейного воспитания:
«Основные направления развития воспитания
- Развитие социальных институтов воспитания
Поддержка семейного воспитания включает:
содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;
повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;
содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;
возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;
поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания» [2]
Я работаю учителем географии в МБОУ СШ № 9 им. Харламова Ю. П. г. Волжского Волгоградской области, также являюсь классным руководителем.
Моя работа не прерывается школьным звонком, оповещающим о том, что занятия закончились. Думаю, работа любого педагога после уроков только начинается!
С сентября 2012 года наша школа реализует в федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в основной школе. Кроме урочной деятельности я организую и внеурочную деятельность. В рамках реализации общекультурной направленности, а именно краеведческой работы, я веду занятия творческого объединения «Родной край». Приоритетным направлением кружковой работы является воспитание патриотизма, которое расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе. И здесь огромную помощь могут оказать родители, семья! В рамках внеаудиторных занятий мы организовываем совместные поездки, экскурсии. Ребята и их родители выполняют проекты, готовят сообщения, презентации. Эта деятельность дает свои результаты: ребенок видит, что родителям интересна его школьная жизнь, а родителям предоставлена возможность больше времени провести со своими детьми.
Как классный руководитель я начинаю работу с коллективом, подробно знакомясь с каждой семьей. Помогают мне такие формы, как анкетирование, беседа, посещение на дому. Все мероприятия планирую и тщательно продумываю. Ведь каждая семья — это особый мирок со своим укладом, и войти в него нужно осторожно, профессионально, адресно. Я стараюсь выстраивать свою работу на несколько лет, учитывая интересы учеников и их родителей. Пользуются успехом такие мероприятия как облагораживание школьного двора (акция «Посади сирень», «Лучшая клумба» и т. д.), классные часы с привлечением родителей на тему «В мире профессий», «За здоровый образ жизни», «Семейные традиции», оформление рубрик классного уголка «Моя улица», «Правила безопасности жизнедеятельности», «Интересная история». Особым успехом пользуется проект «Карта путешествий». Ребята собирают материал о совместных поездках с родителями, затем презентуют его. В рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне была организована акция «Помоги ветерану», в рамках социальной помощи детям Донецкой и Луганской областей родители и дети собирали канцтовары и игрушки, также совместно собирали макулатуру, сохраняя природные богатства страны.
Каждый раз хочется, чтобы семья и школа были в тесном сотрудничестве! Этому способствуют такие мероприятия, проводимые в нашей школе: Дни открытых дверей, родительский лекторий, индивидуальные консультации для родителей, школьная служба примирения, ежегодный фестиваль творчества «Гармонии таинственная власть».
В январе 2016 года в рамках регионального семинара «Духовно-нравственное воспитание в школе» я демонстрировала свой опыт, показывая форму проведения классного часа на тему «Моя семья — мое богатство!».
Рис. 1. Классный час «Моя семья — мое богатство»
Как требует новый стандарт, содержание было выстроено на основе системно-деятельностного подхода. В ходе мероприятия ребята в форме групповой работы рассуждали о семье, формулировали семейные заповеди, рассказывали о семейных традициях. Рефлексией стала работа над коллажем в виде солнца, где школьники смогли изобразить свою семью в фото и символах. Подготовительную работу мне помогали организовать родители.
Рис. 2. Рефлексия. Коллаж по итогам классного часа
Взаимодействие семьи и школы является эффективным средством воспитания детей. Задача педагога заключается в профессиональном подходе к этому процессу. Важно показать родителям их возможности в общей деятельности и создать условия для реализации совместных подходов в воспитании школьников.
Классный час на тему «Моя семья» 7 класс
Цели и задачи:
развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки учащихся, коллаж с фотографиями, презентация.
Ход мероприятия:
Семья — это самое дорогое, что у вас есть. Это ваша мама и папа, сестры и братья, бабушки и дедушки — самые близкие вам люди, которые вас любят, заботятся о вас, делают все, чтобы жизнь ваша была счастливой. Как вы уже догадались, ребята, тема сегодняшнего классного часа «Моя семья».
Мы не зря разделились с вами сегодня на 2 команды. У нас получилось два круглых стола. Девочки — команда «Хозяюшки», мальчики — команда «Настоящие мужчины». Вот и посмотрим, как вы справитесь со своей ролью.
Конкурс № 1. Подобрать определение к слову «семья».
Учитель:
Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это те люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Семья — самое главное в жизни для каждого из нас. Семья — это близкие и родные люди, живущие вместе.Семейный очаг — начало всех начал. В нём важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, и сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь.
Конкурс № 2. Рассказать о своей семье. (Дети читают свои сочинения).
Учитель: Ребята, а вы знаете, какой уклад был у семей в древние времена?
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада. Каждая семья — отец, мать, дети — жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки — жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи — его все почитали, советовались с ним. Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в поле и огороде. Вот вы сейчас рассказали про свою семью. А ведь в семью можно включить еще много людей. Давайте вспомним о них (ответы детей).
Конкурс № 3. Вопросы и задания:
«Хозяюшкам»:
- Как помочь маме вести домашнее хозяйство?
- Как приучить младшего брата делать «женскую работу»?
- Какие семейные праздники сплотят семью?
- Как помочь папе более внимательно и нежно относиться к маме?
«Настоящим мужчинам»:
- Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне настоящего помощника?
- Как мужчины в семье могут устроить настоящий праздник для мамы с сестренкой?
- Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына?
- Как вы считаете, со всеми ли домашними делами может справиться настоящий мужчина, хозяин?
Конкурс № 4. А теперь, ребята, посмотрим, как у вас получится написать небольшое стихотворение про семью, используя рифму, которую я для вас подготовила (команды получают карточки с заданием).
Конкурс № 5. Дополни пословицу:
Дом без хозяйки (сиротка). Дом вести (не бородой трясти). В гостях хорошо (а дома лучше). Не нужен клад (когда в семье лад). Чем богаты (тем и рады). Когда семья вместе (так и душа на месте). Один в поле (не воин). Семья в куче (не страшны тучи). Дома и стены (помогают). Мой дом (моя крепость).
Конкурс № 6 для родителей. Объясните смысл пословицы:
Дети — крылья человека.
Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
Послушному сыну родительский приказ не тягостен.
Конкурс № 7 (Ребятам предлагается придумать и изобразить герб дружной семьи. (Во время работы звучит песня «Родительский дом»).
Ребята, сегодня мы с вами говорили о семье, я заметила, что из вас никто не остался в стороне, вы — как одна семья выполняли задания. Наш класс — это тоже семья. Берегите свою семью!
Литература:
- Репринцева Г. И. Семейные традиции воспитания в культуре и быту народов России: Учебно-методическое пособие/ Г. И. Репринцева. — М.: Форум, 2013.
- Стратегия развития воспитания на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).
- Черноусова Ф. П. Духовно-нравственное воспитание — основа формирования потребности человека в человеке/ Ф. П. Черноусова М.: УЦ, Перспектива, 2013.
Похожие статьи
Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий
Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...
Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся
В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.
Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...
Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся
В статье представлены результаты проведенного исследования ключевых компетенций учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся и способов их повышения.
Применение метода алгоритмов для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности в условиях онлайн-обучения
Пандемия COVID-19 стала переломным моментом в развитии системы образования. Она выявила преимущества и недостатки казахстанской системы образования, ее уровень подготовленности к вызовам современного мира. В данной статье рассматривается использован...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования
Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.
Современные методы и технологии психокоррекционной работы с проблемой представлений о семье у подростков
В обзорной статье описан опыт психологической коррекции представлений о семье у подростков. Разобраны и освещены основные современные инструменты и подходы психокоррекционной работы в рамках образовательных учреждений, отобраны наиболее эффективные, ...
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовки
Автор рассматривает особенности развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовке при помощи инновационных технологий на примере работы со школьниками. Теоретическая часть работы рассматривает основные признаки информаци...
Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников
В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...
Похожие статьи
Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий
Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...
Социальное партнерство как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся
В статье представлен опыт работы педагогов Белгородского областного Дворца детского творчества по формированию основ духовно-нравственного развития личности обучающихся, отражающий формы взаимодействия с социальными партнёрами.
Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...
Компетенции учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся
В статье представлены результаты проведенного исследования ключевых компетенций учителя начальных классов во взаимодействии с родителями обучающихся и способов их повышения.
Применение метода алгоритмов для развития у учащихся навыков самостоятельной деятельности в условиях онлайн-обучения
Пандемия COVID-19 стала переломным моментом в развитии системы образования. Она выявила преимущества и недостатки казахстанской системы образования, ее уровень подготовленности к вызовам современного мира. В данной статье рассматривается использован...
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом
Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...
Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования
Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.
Современные методы и технологии психокоррекционной работы с проблемой представлений о семье у подростков
В обзорной статье описан опыт психологической коррекции представлений о семье у подростков. Разобраны и освещены основные современные инструменты и подходы психокоррекционной работы в рамках образовательных учреждений, отобраны наиболее эффективные, ...
Использование информационно-коммуникационных технологий для развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовки
Автор рассматривает особенности развития творческих способностей ребенка в процессе профессиональной подготовке при помощи инновационных технологий на примере работы со школьниками. Теоретическая часть работы рассматривает основные признаки информаци...
Особенности организации педагогического наблюдения речевого развития дошкольников
В статье представлена практика педагогического наблюдения детей в условиях дошкольного учреждения, как новый подход к системе оценки эффективности реализации образовательной программы в области речевого развития. Авторами статьи даны рекомендации к о...