В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку затрагивает такие важные вопросы как психолого-педагогические особенности построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ВПО.
В условиях высшего образования важное место занимает проблема адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе. Первый год студенчества представляется нам основным, фундаментальным для дальнейшего профессионального преобразования будущих специалистов. Адаптационный период сложная пора для любого человека. Каждый раз, когда что-либо меняется в нашей жизнедеятельности (идем первый раз в детский сад, в первый класс, в пятый класс и т.д, или меняем место работы, жительства и т.п) наш организм испытывает определенные трудности привыкания к новым обстоятельствам изменившейся жизни, нужно отметить, что привыкание или приспособление идет не только с физиологической точки зрения, но и с психологической и социальной. При адаптации к новым условиям мы психологически испытываем огромную нагрузку и молодому, несформированному организму данный вид напряжения выдержать значительно сложнее, чем взрослому и окрепшему человеку. Рассматривая адаптационный период у студентов-первокурсников, нам кажется целесообразным уточнить понимание данного термина в психолого-педагогической науке. Адаптация — это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды. Гришанов А. К., Цуркан В. Д. считают, что адаптация у студентов — это процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам [2, с. 29]. Сиомичев А. В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4]. Мы постараемся рассмотреть адаптацию студентов первого курса к обучению в ВУЗе не как привыкание и приспособление организма к изменившимся условиям, а как гармонизацию новых взаимоотношений в образовательном процессе в высшем учебном заведении. По результатам проведенного опроса абитуриентов ЧГУ и их родителей поступление в университет для них означает: первый по популярности ответ — это начало чего-то нового и неизведанного; второй по популярности — новая жизнь; далее идут такие варианты как — изменившийся социум, другой уровень взаимоотношений и т. д. Некоторые поступающие предполагают, что преподаватели в ВУЗе значительно будут отличаться от школьных учителей. Родители же студентов-первокурсников испытывают тревожность, думая, что требования, предъявляемые студентам, во многом не совпадут с теми требованиями, которые предъявлялись школьникам. Анализируя полученные ответы, а так же наблюдая за поведением и эмоциональным состоянием первокурсников в течении первого месяца, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности в адаптационный период превышает норму, что негативно сказывается на обучении, далее тревожное состояние преодолевается и эмоциональный фон нормализуется. Правила студенческой жизни постепенно интериоризируются и психологический дисбаланс уравновешивается, обучение начинает приобретать более плодотворную форму, что означает окончание адаптационного периода для студента-первокурсника. Нам кажется невозможным благоприятное течение адаптационного периода в ВУЗе без активного участия преподавателей в преодолении негативных явлений данного периода первокурсниками. В первый месяц поддержка и понимание со стороны професорско-преподавательского состава поможет студентам преобразиться и выйти на новый, ранее им не знакомый, уровень обучения и взаимодействия. Куратор группы в жизни первокурсника играет важную роль. Именно он поможет минимизировать трудности, возникающие в период адаптации у первокурсников. А понимание психологических особенностей каждого юного начинающего студента, может значительно ускорить его дальнейшее преображение и развитие в правильном направлении. Проявление сочувствия, понимания и сострадания со стороны родителей первокурсников так же основополагающие в гармонизации новых взаимоотношений. Нам видится очень актуальным создание ситуации успеха для студентов-первокурсников, хотя бы первый месяц обучения в ВУЗе. Гете И. В. говорил, что учатся только у тех, кого любят, а любят тех, у кого испытывают успех!
В психологии ситуация успеха рассматривается как важная составляющая психологического комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Используя тонкости создания психологического комфорта, преподаватель значительно увеличивает процент освоения преподаваемой им дисциплины и как бонус получает уважение со стороны студентов. В адаптационный же период навыки создания благоприятного социально-психологического климата наиболее значимы. Работая в направлении обеспечения психологического комфорта студентам-первокурсникам, куратор проводит профилактическую работу, предотвращая проявления дезадаптации такие как: немотивированная агрессия, беспричинные пропуски занятий, систематическая неготовность к семинарским занятиям, некомпетентность в коммуникативном аспекте, отсутствие интереса к обучению, равнодушие и т. д..
Исследование, проводимое нами, показало, что благоприятная адаптация наблюдается у студентов, с которыми активно взаимодействует куратор, который их плавно вводит в студенческую жизнь и первое время очень внимательно следит за тем, что бы у его подопечных не появились тревожные признаки дезадаптированного характера. Для этого он проводит во время, отведенное для кураторского часа различные тренинги и профилактические, просветительские занятия. Так же помогает работающим с его группой преподавателям лучше понять каждого студента и таким образом играет важную роль в создании благоприятного социально-психологического климата в группе. Преодолев опасный порог адаптационного дисбаланса, студент-первокурсник начинает проникаться особенностями студенческой жизни и дальнейшее обучение в ВУЗе уже не тревожит его, а привлекает будущими перспективами дальнейшего совершенствования и развития в профессиональном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования обязывает ВУЗ сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ [8]. Поэтому внимательное отношение к будущим бакалаврам в первый месяц обучения в ВУЗе принесет в дальнейшем свои дивиденды, в виде успешных выпускников, настоящих профессионалов и очень компетентных сотрудников.
Литература:
1. Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе...ВЕСТНИК ОГУ № 3 (164)/март`2014
2. Гришанов, Л. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан. — Кишинев, 1990.
3. Кусакина, С. Н. Психологическая готовность к обучению в вузе / С. Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 8.
4. Николаева, Е. И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе / Е. И. Николаева, С. А. Котова //Вопросы психологии. — 2011. — № 4.
5. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А. В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. — Л., 1985.
6. Смирнов, С. Д. Учеба — в радость: психологические факторы успешной учебы студентов / С. Д. Смирнов // Студенчество: Диалоги о воспитании. — 2011. — N 4 (58).
7. Шайденко, Н. А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н. А. Шайденко, З. Н. Калинина // Педагогика. — 2010. — № 6.
8. ФГОС ВПО.