Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.10.2015

Статья просмотрена: 1334 раза

Библиографическое описание:

Яударова, Н. Ю. Психологические аспекты адаптации первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Н. Ю. Яударова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 634-637. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22213/ (дата обращения: 21.11.2024).

В данной работе рассматриваются особенности адаптационного периода в ВУЗе в первый месяц начала обучения и способы минимизации трудностей, связанный с адаптацией первокурсников. Статья будет интересна всем имеющим отношение к образованию, поскольку затрагивает такие важные вопросы как психолого-педагогические особенности построения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ВПО.

 

В условиях высшего образования важное место занимает проблема адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе. Первый год студенчества представляется нам основным, фундаментальным для дальнейшего профессионального преобразования будущих специалистов. Адаптационный период сложная пора для любого человека. Каждый раз, когда что-либо меняется в нашей жизнедеятельности (идем первый раз в детский сад, в первый класс, в пятый класс и т.д, или меняем место работы, жительства и т.п) наш организм испытывает определенные трудности привыкания к новым обстоятельствам изменившейся жизни, нужно отметить, что привыкание или приспособление идет не только с физиологической точки зрения, но и с психологической и социальной. При адаптации к новым условиям мы психологически испытываем огромную нагрузку и молодому, несформированному организму данный вид напряжения выдержать значительно сложнее, чем взрослому и окрепшему человеку. Рассматривая адаптационный период у студентов-первокурсников, нам кажется целесообразным уточнить понимание данного термина в психолого-педагогической науке. Адаптация — это совокупность психологических и физиологических реакций организма, лежащих в основе приспособления его к окружающим условиям, направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды, при которых происходит социальное взаимодействие личности, социальной группы и социальной среды. Гришанов А. К., Цуркан В. Д. считают, что адаптация у студентов — это процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам [2, с. 29]. Сиомичев А. В. под адаптацией полагает преодоление трудностей вхождения в новую социальную среду, установление внутригрупповых отношений, приспособление к новым формам обучения [5, с. 4]. Мы постараемся рассмотреть адаптацию студентов первого курса к обучению в ВУЗе не как привыкание и приспособление организма к изменившимся условиям, а как гармонизацию новых взаимоотношений в образовательном процессе в высшем учебном заведении. По результатам проведенного опроса абитуриентов ЧГУ и их родителей поступление в университет для них означает: первый по популярности ответ — это начало чего-то нового и неизведанного; второй по популярности — новая жизнь; далее идут такие варианты как — изменившийся социум, другой уровень взаимоотношений и т. д. Некоторые поступающие предполагают, что преподаватели в ВУЗе значительно будут отличаться от школьных учителей. Родители же студентов-первокурсников испытывают тревожность, думая, что требования, предъявляемые студентам, во многом не совпадут с теми требованиями, которые предъявлялись школьникам. Анализируя полученные ответы, а так же наблюдая за поведением и эмоциональным состоянием первокурсников в течении первого месяца, можно сделать вывод о том, что уровень тревожности в адаптационный период превышает норму, что негативно сказывается на обучении, далее тревожное состояние преодолевается и эмоциональный фон нормализуется. Правила студенческой жизни постепенно интериоризируются и психологический дисбаланс уравновешивается, обучение начинает приобретать более плодотворную форму, что означает окончание адаптационного периода для студента-первокурсника. Нам кажется невозможным благоприятное течение адаптационного периода в ВУЗе без активного участия преподавателей в преодолении негативных явлений данного периода первокурсниками. В первый месяц поддержка и понимание со стороны професорско-преподавательского состава поможет студентам преобразиться и выйти на новый, ранее им не знакомый, уровень обучения и взаимодействия. Куратор группы в жизни первокурсника играет важную роль. Именно он поможет минимизировать трудности, возникающие в период адаптации у первокурсников. А понимание психологических особенностей каждого юного начинающего студента, может значительно ускорить его дальнейшее преображение и развитие в правильном направлении. Проявление сочувствия, понимания и сострадания со стороны родителей первокурсников так же основополагающие в гармонизации новых взаимоотношений. Нам видится очень актуальным создание ситуации успеха для студентов-первокурсников, хотя бы первый месяц обучения в ВУЗе. Гете И. В. говорил, что учатся только у тех, кого любят, а любят тех, у кого испытывают успех!

В психологии ситуация успеха рассматривается как важная составляющая психологического комфорта и благоприятного социально-психологического климата. Используя тонкости создания психологического комфорта, преподаватель значительно увеличивает процент освоения преподаваемой им дисциплины и как бонус получает уважение со стороны студентов. В адаптационный же период навыки создания благоприятного социально-психологического климата наиболее значимы. Работая в направлении обеспечения психологического комфорта студентам-первокурсникам, куратор проводит профилактическую работу, предотвращая проявления дезадаптации такие как: немотивированная агрессия, беспричинные пропуски занятий, систематическая неготовность к семинарским занятиям, некомпетентность в коммуникативном аспекте, отсутствие интереса к обучению, равнодушие и т. д..

Исследование, проводимое нами, показало, что благоприятная адаптация наблюдается у студентов, с которыми активно взаимодействует куратор, который их плавно вводит в студенческую жизнь и первое время очень внимательно следит за тем, что бы у его подопечных не появились тревожные признаки дезадаптированного характера. Для этого он проводит во время, отведенное для кураторского часа различные тренинги и профилактические, просветительские занятия. Так же помогает работающим с его группой преподавателям лучше понять каждого студента и таким образом играет важную роль в создании благоприятного социально-психологического климата в группе. Преодолев опасный порог адаптационного дисбаланса, студент-первокурсник начинает проникаться особенностями студенческой жизни и дальнейшее обучение в ВУЗе уже не тревожит его, а привлекает будущими перспективами дальнейшего совершенствования и развития в профессиональном плане.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования обязывает ВУЗ сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ [8]. Поэтому внимательное отношение к будущим бакалаврам в первый месяц обучения в ВУЗе принесет в дальнейшем свои дивиденды, в виде успешных выпускников, настоящих профессионалов и очень компетентных сотрудников.

 

Литература:

 

1.                  Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе...ВЕСТНИК ОГУ № 3 (164)/март`2014

2.                  Гришанов, Л. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе / Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан. — Кишинев, 1990.

3.                  Кусакина, С. Н. Психологическая готовность к обучению в вузе / С. Н. Кусакина // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 8.

4.                  Николаева, Е. И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе / Е. И. Николаева, С. А. Котова //Вопросы психологии. — 2011. — № 4.

5.                  Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А. В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. — Л., 1985.

6.                  Смирнов, С. Д. Учеба — в радость: психологические факторы успешной учебы студентов / С. Д. Смирнов // Студенчество: Диалоги о воспитании. — 2011. — N 4 (58).

7.                  Шайденко, Н. А. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе / Н. А. Шайденко, З. Н. Калинина // Педагогика. — 2010. — № 6.

8.                  ФГОС ВПО.

Основные термины (генерируются автоматически): адаптационный период, благоприятный социально-психологический климат, ВУЗ, психологический комфорт, студенческая жизнь, гармонизация новых взаимоотношений, месяц обучения, образовательный процесс, обучение, социальная среда.


Похожие статьи

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Разработка методических материалов по физике для курсантов на период адаптации в ведомственном вузе

В статье рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации курсантов-первокурсников к условиям обучения в ведомственном вузе и способствующий повышению эффективности преподавания физики как базовой дисциплины.

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

О некоторых особенностях организационного этапа современного урока в начальной школе

В данной статье рассмотрены особенности организационного этапа современного урока в начальной школе, описаны эффективные приемы психологического настроя младших школьников на усвоение изучаемого содержания. Охарактеризованы некоторые способы реализац...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД

Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...

Похожие статьи

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников

Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...

Разработка методических материалов по физике для курсантов на период адаптации в ведомственном вузе

В статье рассмотрен комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса адаптации курсантов-первокурсников к условиям обучения в ведомственном вузе и способствующий повышению эффективности преподавания физики как базовой дисциплины.

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Теоретические основы интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения латинскому языку

В данной статье рассматриваются сущность и взаимосвязь обучения латинскому языку с интеллектуальным и культурным развитием студентов, педагогические и психологические особенности интеллектуального и культурного развития студентов в процессе обучения ...

Особенности социально-психологической адаптации студентов первого курса к образовательному процессу в вузе

В данной статье рассмотрен феномен социально-психологической адаптации к образовательному процессу в ВУЗе, её значимость, а также педагогические, психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации. В работе выделены три стадии адапта...

Методические приемы активизации познавательной деятельности ученика на уроках гуманитарного цикла (из опыта работы учителя истории и обществознания)

Важнейшим условием развития познавательного интереса к предмету и повышения его внутренней мотивации является методически грамотное использование приемов активизации познавательной деятельности учеников на уроках с учетом специфики преподавания предм...

О некоторых особенностях организационного этапа современного урока в начальной школе

В данной статье рассмотрены особенности организационного этапа современного урока в начальной школе, описаны эффективные приемы психологического настроя младших школьников на усвоение изучаемого содержания. Охарактеризованы некоторые способы реализац...

Формирование навыка смыслового чтения у младшего школьника

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к процессу формирования навыка смыслового чтения младшего школьника на уроках литературного чтения в рамках изучении междисциплинарно...

Информационно-коммуникативные технологии как средство оптимизации образовательной деятельности ДОУ в условиях ФГОС на примере коррекционной работы учителя-логопеда

Применение игр на доске с интерактивной приставкой в образовательной деятельности оказывает благоприятное воздействие на разностороннее развитие каждого ребенка. Использование интерактивных игр служит дополнительным, рациональным и удобным источником...

Организация работы с текстом на уроках русского языка в 7-8 классах как средство развития познавательных УУД

Данная статья представляет основные направления методического проекта, разработанного на основе обобщения педагогического опыта, в котором найдены и апробированы типовые решения актуальной педагогической проблемы и вытекающих из нее профессиональных ...

Задать вопрос