Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает систему ключевых задач, стоящих перед вузом для преодоления адаптационных трудностей обучающихся первого года обучения.
Ключевые слова: адаптация, вуз, образовательная среда, обучающиеся, компетенции, готовность, установка, приспособление.
Обучение в высшем учебном заведении представляет собой трудоемкий и ответственный процесс, эффективность которого определяется огромным количеством факторов. Одним из ключевых условий полноценного усвоения обучающимся необходимых знаний, умений и навыков является адаптация к образовательной среде вуза, как правило, характерная для первого года обучения. Немалая часть абитуриентов, поступив в образовательную организацию не справляется с новой обстановкой. Для многих обучающихся становится большой проблемой выстраивание коммуникативных связей с одногруппниками, профессорско-преподавательским составом, непонимание со стороны окружающих, высокий уровень сложности изучаемых дисциплин, боязнь выступать перед большим количеством незнакомых людей. Изложенные моменты порождают перманентное чувство неуверенности в своих силах, недоверие к окружающим, негативное восприятие дидактического процесса.
Успешная адаптация является залогом качественного образования личности, формирования полноценного специалиста, его дальнейшее совершенствование и саморазвитие. Вот почему начало обучения в вузе можно назвать сложным и ответственным периодом в жизни каждого обучающегося.
Уже в первые дни обучения у человека формируются определенный социальный статус, место в группе, выполняемые неформальные функции. Постепенно у обучающегося развивается и укрепляется система ценностей, выстраиваются отношения с внешней средой.
Адаптация в вузе понимается, как способность личности стать частью окружающей среды, осознать свою принадлежность к ней на данный период времени, выполнять ее требования, нормы и правила, формирующие позитивное личностное и социальное развитие. Адаптация — это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека, активного внешнего приспособления к новому образу жизни к новым условиям существования. Адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающих в себя комплекс как субъективных факторов, зависящих главным образом от самих студентов, так и объективных, зависящих от внешних обстоятельств, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе. Адаптация — это приспособление к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения студента. [1]
Некоторые ученые [4] выделяют 3 адаптационные формы обучающихся к образовательной среде вуза:
- Формальная адаптация. Как правило, связана с когнитивно-информационным приспособлением личности к новой социальной группе, условиям обучения, трудовому распорядку образовательной организации, установленным правилам поведения в вузе, к установленным правам, обязанностям и запретам.
- Социальная адаптация, выражающаяся в формировании и взаимодействии неформальных групп обучающихся, как в образовательной среде вуза, так и вне ее.
- Образовательная адаптация, связанная с особенностями восприятия нового учебного материала, формам и методам дидактического процесса в высшей школе, вариативным способам подачи учебного материала преподавательским составом вуза.
То есть, адаптация выступает как процесс взаимодействия обучающегося с окружающими условиями, порождающий поведенческие аттитюды, корректирующиеся в зависимости от динамики и направленности протекания внешних условий.
Важно понимать, что адаптация обучающихся находится в неразрывной связи с их достижениями в образовательной деятельности, в связи с чем образовательная адаптация должна быть нацелена на формирование эффективного методологического инструментария, учитывающего особенности первого года обучения, специфики когнитивных и личностных особенностей первокурсников. Закономерным итогом образовательной адаптации будет являться успешное освоение и понимание дидактических методов, используемых в образовательном процессе.
Высшее образование для молодого человека должно стать той ступенью профессионального становления, на которой он получает мощный импульс развития своего интеллектуального потенциала, стимулирования процессов саморазвития и самообразования, активного формирования познавательных и профессиональных мотивов. Но к такому инновационному образовательному процессу в вузе студент должен быть готов.
В последние годы отчетливо прослеживается низкий уровень готовности выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования. Для многих абитуриентов характерны репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности, слабое владение приемами самостоятельной познавательной деятельности, интеллектуальными и общеучебными умениями, отсутствие системности в знаниях, недостаточная мотивация к учебе, избранной профессии.
Все это мешает успешной адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу в вузе, в той или иной степени замедляет процесс формирования совокупности фундаментальных, профессионально-направленных и информационных знаний и умений, различных компетенций [2].
Рассмотрение проблемы адаптации через педагогическую призму позволяет оценить творческое приспособление обучающихся к новым дидактическим технологиям, активным и интерактивным формам обучения, используемым в образовательном процессе.
В результате происходящей адаптации у обучающихся:
– развиваются умения и навыки полноценного усвоения учебного материала;
– формируются и укрепляются нравственно-волевые качества;
– развивается способность к рефлексии;
– появляется стремление к самопознанию и саморазвитию;
– формируется социальная компетентность.
Воспитательная работа в образовательной организации должна быть нацелена на выработку у первокурсников ответственности, инициативности и организованности, что в конечном итоге будет формировать позитивную установку к образовательному процессу, к будущей профессиональной деятельности.
Образовательная среда, выступая элементом социокультурного пространства, включает в себя формальные и неформальные группы обучающихся, профессорско-преподавательский состав вуза, административно-вспомогательный персонал. В совокупности все эти составляющие влияют на процесс адаптации первокурсника, осложняя или облегчая данный процесс.
Мы убеждены, что сегодня профессиональное образование в первую очередь должно опираться на ключевые потребности рынка труда, тенденциозные запросы работодателей, что обусловлено:
– растущими требованиями к уровню подготовленности выпускников;
– быстро меняющимися окружающими условиями, происходящим реформированием всех значимых сфер государственной и общественной жизни;
– усиливающейся конкуренцией на рынке услуг;
– появлением новых специализаций и квалификаций;
– развитием информатизации во многих отраслях производства и услуг.
Эффективная адаптация обучающихся к образовательному процессу будет обеспечиваться выстраиванием целенаправленной работы в высшей школе, ориентированной на формирование полноценной личности обучающегося.
Полагаем, что в данном случае перед образовательной организацией должны быть поставлены такие задачи, как:
– определение системно-организационных условий, способствующих адекватной социально-психологической трансформации имеющегося опыта обучающихся, обеспечивающих формирование устойчивой позиции в учебной группе;
– развитие высокого уровня общих и профессионально-специализированных компетенций;
– повышение кросскультурной компетентности обучающихся;
– развитие личностных качеств, значимых для успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности;
– формирование ценностного отношения к учебе и труду.
Таким образом адаптация обучающегося к условиям обучения в высшей школе является сложным, многомерным процессом, характеризующимся специфическими особенностями первого года обучения, учет которых позволит нивелировать потенциальные негативные последствия для первокурсника. Грамотное выстраивание работы с обучающимися позволит обеспечить их интерес к образовательному процессу, готовность к получению новых знаний, укрепить желание стать настоящим профессионалом в будущей практической деятельности.
Литература:
- Антипова Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 51–55.
- Лесникова С. Л., Белянина И. Н. Преодоление студентами познавательных барьеров как условие их успешной адаптации к обучению в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17–1. С. 159–163.
- Фортова Л. К., Овчинников О. М. К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 819–822.
- Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3 (164). С. 103–104.