В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза и колледжа.
Ключевые слова: адаптация, студенты, колледж, вуз, психологические особенности, трудности в адаптации.
Обучение в вузе или колледже для будущего студента — это один из основных этапов его жизнедеятельности, личностного роста и развития его как профессионала. Поиск эффективных путей успешной адаптации к поменявшимся социальным условиям и новой деятельности является огромной проблемой для каждого студента. Ведь адаптация является сложны социально-психологический механизмом социализации личности. Это состояние взаимоотношений личности и социальной среды, которое характеризуется наличием субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности без особых внешних и внутренних (психологических) конфликтов продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности.
Сам термин «адаптация» (от лат. впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введён немецким физиологом Г.Аубертом для характеристики явления приспособления чувствительных органов (слуха и зрения) к воздействию соответствующих раздражителей [1].
В Большом Российском энциклопедическом словаре адаптация трактуется как 1) приспособление организма и функций организма, его органов и клеток к условиям среды; 2) сам процесс выработки приспособления [2].
В педагогическом энциклопедическом словаре под адаптацией понимается как приспособление организма к условиям существования. Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально — психологическую.
В данной работе термины «приспособление» и «адаптация» используются нами в качестве синонимов. Однако нам знакома точка зрения Т. Шибутани, представителя интеракционистского направления в психологии, считающего что «в отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, «адаптация» относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типичными проблемами, к приёмам, которые кристаллизуются путём последовательного ряда приспособлений» [3].
Умение адаптироваться, справляться с проблемами найти свое место в жизненном пространстве считается главным условием эффективного развития молодого человека, а в перспективе специалиста с высшим образованием. В частности, ознакомление с учебным заведением у существенной доли молодежи сопровождается с дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса высокими требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и строгим режимом обучения, повышения объема самостоятельной работы. Все это требует от студента-первокурсника большой мобилизации собственных способностей с целью эффективного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.
Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Данный этап содержит в себе не только места учебы или города, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новым учащимся необходимо освоиться, приспособиться к новой группе ведь им придется вместе учиться на протяжении 4–5 лет, также им нужно будет привыкнуть к новым правилам и нормам университета. Характерные черты студенчества характеризуются психологической незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот промежуток учащимся немаловажно непосредственно окружение, в котором они пребывают. Весьма нередко в одну группу зачисляются молодые люди и девушки с разным социальным уровнем, а непосредственно — провинциалы и городские жители. Отталкиваясь с вышесказанного, можно полагать, то, что процесс адаптации учащихся-первокурсников весьма важный, непростой и долгий.
Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах: М. Н. Будякина, А. А. Русалинова, А. М. Растова, Н. А. Свиридов, Е. В. Таранов, А. И. Ходаков и другие.
По мнению А. А. Виноградовой, адаптация к учебе в вузе включает следующие уровни: биологический (к новому режиму, возможно, к новому месту и условиям проживания), психологический (к появлению и удовлетворению новых мотивационно потребностных комплексов, необходимости реализации новых форм поведения), профессиональный (учебно-профессиональный — к новому содержанию и организации обучения) и социальный (к учебной группе, преподавателям) [4]. Т. Д. Дубовицкая выделяет профессиональную адаптацию, которая заключается в приспособлении к организации учебного процесса, выработку навыков самостоятельной работы и социально-психологическую адаптацию, заключающуюся в приспособлении студента к новому учебному коллективу, необходимости установления с ней связей [5].
По мнению А. Г. Маклакова, существует несколько форм проявления адаптации: как процесс приспособления к условиям внешней среды и как свойство любой живой саморегулирующей системы приспосабливаться к изменяющимся условиям среды [6].
На мой взгляд, необходимо иметь в виду, что главным действующим лицом адаптационного процесса является студент, включенность которого в образовательный процесс обусловливается и регулируется его личностными особенностями, ценностными ориентациями, мировоззренческими установками, социальными ожиданиями, которые меняются в процессе учебы.
Главные проблемы адаптации у первокурсников связаны с огромной нагрузкой, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Почти каждый год объём исследуемых дисциплин в вузе увеличивается. Поэтому, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, зачастую студентам приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемых студентами, как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ друг друга. Также, некоторые студенты даже не понимают, что они должны не просто переписать материал из источника, а студент должен творчески материал осмыслить и рассказать своими словами и сказать свое собственное мнение по изучаемой теме [7]. Почти ни один студент первого курса не понимает, что используемые ими материалы — это работа автора и необходимо включать в свои работы как минимум его цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически размышлять и выполнять учебные задачи и решать жизненные ситуации, возникшие в период обучения в университете или колледже. Этому будущих студентов нужно учить хотя бы в школе. Ныне же высшая школа вынуждена и обязана внести свой посильный вклад в разрешении этой проблемы.
Истоки трудности подобных негативных явлений — это как правильно правонарушения, употребление сигарет, алкоголя, наркотиков, это все связано с невостребованностью студентов в вузе. Студент, особенно первокурсник, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха и не находит поддержки и помощи со стороны других студентов, преподавателей, кураторов, воспитателя общежития, зачастую такой студент находит решение данной проблемы в компании с асоциальной средой. Отсюда распитие алкогольных напитков, употребление сигарет, наркотиков, нарушение правопорядка, слабая успеваемость. По сути, у студентов складывается собственная социокультурная среда, где они сами устанавливают свои «правила» и «порядки».
Низкая и слабая вовлеченность студентов в общую жизнь университета, группы, факультета это одна из главных проблем для кураторов внеучебной работы с ними. Главные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.
Литература:
1 Российская педагогическая энциклопедия / глав. ред. В. В. Давыдов. — М.: научн. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 1 т. — 608 с.
2 Большой Российский энциклопедический словарь. Золотой фонд / под ред. А. Е. Махов, Л. И. Петровская, В. М. Смолкин, В. Д. Шолле.
3 Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе //Образование и наука. — 2008. — №. 3.
4 Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе //Психолого-педагогические исследования. — 2010. — Т. 2. — №. 2.
5 Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 1. — С.16–24.
6 Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество. — 1973. — №. 13. — С. 62–69.