Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (304) апрель 2020 г.

Дата публикации: 04.04.2020

Статья просмотрена: 755 раз

Библиографическое описание:

Акимбекова, В. Г. Адаптация студентов вуза и колледжа и ее психологические особенности / В. Г. Акимбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68580/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются психологические особенности адаптации студентов вуза и колледжа. Рассмотрена сущность и содержание понятия «адаптация» вследствие чего были обнаружены ключевые проблемы, влияющие на адаптационный процесс студентов вуза и колледжа.

Ключевые слова: адаптация, студенты, колледж, вуз, психологические особенности, трудности в адаптации.

Обучение в вузе или колледже для будущего студента — это один из основных этапов его жизнедеятельности, личностного роста и развития его как профессионала. Поиск эффективных путей успешной адаптации к поменявшимся социальным условиям и новой деятельности является огромной проблемой для каждого студента. Ведь адаптация является сложны социально-психологический механизмом социализации личности. Это состояние взаимоотношений личности и социальной среды, которое характеризуется наличием субъективных и объективных обстоятельств, позволяющих личности без особых внешних и внутренних (психологических) конфликтов продуктивно осуществлять профессиональную деятельность, удовлетворять свои социогенные потребности.

Сам термин «адаптация» (от лат. впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках. В научный оборот он был введён немецким физиологом Г.Аубертом для характеристики явления приспособления чувствительных органов (слуха и зрения) к воздействию соответствующих раздражителей [1].

В Большом Российском энциклопедическом словаре адаптация трактуется как 1) приспособление организма и функций организма, его органов и клеток к условиям среды; 2) сам процесс выработки приспособления [2].

В педагогическом энциклопедическом словаре под адаптацией понимается как приспособление организма к условиям существования. Различают адаптацию биологическую, физиологическую и социально — психологическую.

В данной работе термины «приспособление» и «адаптация» используются нами в качестве синонимов. Однако нам знакома точка зрения Т. Шибутани, представителя интеракционистского направления в психологии, считающего что «в отличие от понятия «приспособление», которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, «адаптация» относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типичными проблемами, к приёмам, которые кристаллизуются путём последовательного ряда приспособлений» [3].

Умение адаптироваться, справляться с проблемами найти свое место в жизненном пространстве считается главным условием эффективного развития молодого человека, а в перспективе специалиста с высшим образованием. В частности, ознакомление с учебным заведением у существенной доли молодежи сопровождается с дезадаптацией, которая вызвана новизной студенческого статуса высокими требованиями со стороны профессорско-преподавательского состава, напряженностью и строгим режимом обучения, повышения объема самостоятельной работы. Все это требует от студента-первокурсника большой мобилизации собственных способностей с целью эффективного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности.

Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Данный этап содержит в себе не только места учебы или города, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новым учащимся необходимо освоиться, приспособиться к новой группе ведь им придется вместе учиться на протяжении 4–5 лет, также им нужно будет привыкнуть к новым правилам и нормам университета. Характерные черты студенчества характеризуются психологической незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот промежуток учащимся немаловажно непосредственно окружение, в котором они пребывают. Весьма нередко в одну группу зачисляются молодые люди и девушки с разным социальным уровнем, а непосредственно — провинциалы и городские жители. Отталкиваясь с вышесказанного, можно полагать, то, что процесс адаптации учащихся-первокурсников весьма важный, непростой и долгий.

Большое количество работ посвящено исследованию адаптации личности в различных группах и коллективах: М. Н. Будякина, А. А. Русалинова, А. М. Растова, Н. А. Свиридов, Е. В. Таранов, А. И. Ходаков и другие.

По мнению А. А. Виноградовой, адаптация к учебе в вузе включает следующие уровни: биологический (к новому режиму, возможно, к новому месту и условиям проживания), психологический (к появлению и удовлетворению новых мотивационно потребностных комплексов, необходимости реализации новых форм поведения), профессиональный (учебно-профессиональный — к новому содержанию и организации обучения) и социальный (к учебной группе, преподавателям) [4]. Т. Д. Дубовицкая выделяет профессиональную адаптацию, которая заключается в приспособлении к организации учебного процесса, выработку навыков самостоятельной работы и социально-психологическую адаптацию, заключающуюся в приспособлении студента к новому учебному коллективу, необходимости установления с ней связей [5].

По мнению А. Г. Маклакова, существует несколько форм проявления адаптации: как процесс приспособления к условиям внешней среды и как свойство любой живой саморегулирующей системы приспосабливаться к изменяющимся условиям среды [6].

На мой взгляд, необходимо иметь в виду, что главным действующим лицом адаптационного процесса является студент, включенность которого в образовательный процесс обусловливается и регулируется его личностными особенностями, ценностными ориентациями, мировоззренческими установками, социальными ожиданиями, которые меняются в процессе учебы.

Главные проблемы адаптации у первокурсников связаны с огромной нагрузкой, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Почти каждый год объём исследуемых дисциплин в вузе увеличивается. Поэтому, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, зачастую студентам приходится сталкиваться со списыванием из учебников, причём бездумным; отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам, отражаемых студентами, как в устной, так и в письменной речи; практически полным копированием работ друг друга. Также, некоторые студенты даже не понимают, что они должны не просто переписать материал из источника, а студент должен творчески материал осмыслить и рассказать своими словами и сказать свое собственное мнение по изучаемой теме [7]. Почти ни один студент первого курса не понимает, что используемые ими материалы — это работа автора и необходимо включать в свои работы как минимум его цитаты. В данной проблеме, в первую очередь, речь идёт о выработке у молодых людей умения логически размышлять и выполнять учебные задачи и решать жизненные ситуации, возникшие в период обучения в университете или колледже. Этому будущих студентов нужно учить хотя бы в школе. Ныне же высшая школа вынуждена и обязана внести свой посильный вклад в разрешении этой проблемы.

Истоки трудности подобных негативных явлений — это как правильно правонарушения, употребление сигарет, алкоголя, наркотиков, это все связано с невостребованностью студентов в вузе. Студент, особенно первокурсник, сталкивается с рядом проблем, связанных с условиями обучения, проживания, быта, отдыха и не находит поддержки и помощи со стороны других студентов, преподавателей, кураторов, воспитателя общежития, зачастую такой студент находит решение данной проблемы в компании с асоциальной средой. Отсюда распитие алкогольных напитков, употребление сигарет, наркотиков, нарушение правопорядка, слабая успеваемость. По сути, у студентов складывается собственная социокультурная среда, где они сами устанавливают свои «правила» и «порядки».

Низкая и слабая вовлеченность студентов в общую жизнь университета, группы, факультета это одна из главных проблем для кураторов внеучебной работы с ними. Главные направления этой работы могут заключаться в увеличении числа внеучебных мероприятий, организации секций, кружков, клубов, привлечении студентов к научной работе.

Литература:

1 Российская педагогическая энциклопедия / глав. ред. В. В. Давыдов. — М.: научн. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1993. — 1 т. — 608 с.

2 Большой Российский энциклопедический словарь. Золотой фонд / под ред. А. Е. Махов, Л. И. Петровская, В. М. Смолкин, В. Д. Шолле.

3 Виноградова А. А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе //Образование и наука. — 2008. — №. 3.

4 Дубовицкая Т. Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе //Психолого-педагогические исследования. — 2010. — Т. 2. — №. 2.

5 Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — Т. 22, № 1. — С.16–24.

6 Андреева Д. А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество. — 1973. — №. 13. — С. 62–69.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, проблема, адаптация, вуз, колледж, приспособление организма, самостоятельная работа, употребление сигарет.


Похожие статьи

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза

Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает с...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Адаптация персонала на предприятии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией персонала на предприятии. Проведен анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала на предприятии, а также представлены рекомендации по улучшению адаптационного периода.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений

Данная научная статья состоит в исследовании психологических аспектов процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений. В статье проведен теоретический анализ существующих научных подходов к самоактуализации и ...

Социологический анализ эффективности внеучебной деятельности как механизма адаптации иностранного студента

В статье, опираясь на результаты эмпирического социологического исследования, проведенного в Петрозаводском государственном университете, анализируется эффективность внеучебной деятельности как механизма адаптации иностранного студента. Используя соц...

Похожие статьи

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

К вопросу об адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье рассмотрены проблемы адаптации студентов 1 курса к условиям педагогического вуза. Предложены формы работы с первокурсниками, способствующие их успешной адаптации.

Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза

Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает с...

Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников

В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...

Проблема адаптации в педагогической психологии

Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие д...

Адаптация персонала на предприятии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией персонала на предприятии. Проведен анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала на предприятии, а также представлены рекомендации по улучшению адаптационного периода.

Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе

Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

Психологические аспекты процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений

Данная научная статья состоит в исследовании психологических аспектов процесса самоактуализации и мотивации у студентов гуманитарных и технических направлений. В статье проведен теоретический анализ существующих научных подходов к самоактуализации и ...

Социологический анализ эффективности внеучебной деятельности как механизма адаптации иностранного студента

В статье, опираясь на результаты эмпирического социологического исследования, проведенного в Петрозаводском государственном университете, анализируется эффективность внеучебной деятельности как механизма адаптации иностранного студента. Используя соц...

Задать вопрос