Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щеулова, Е. А. Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза / Е. А. Щеулова, Т. Д. Чеснокова, М. А. Зимина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1101-1105. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24546/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамика развития межкультурной толерантности студентов на 1 и 2 курсах обучения, предложены рекомендации по развитию межкультурной толерантности студентов вуза.

Ключевые слова: толерантность, межкультурная толерантность, студенты, культура.

 

Россия является многонациональной страной на территории, которой проживает более 190 народов. В связи с событиями последних лет (смешение наций, усиление террора и межнациональных конфликтов), происходящих в мире, остро встает вопрос о толерантности среди молодежи, в частности у студентов, которые в дальнейшем будут работать с людьми. На сегодняшней день проблема толерантности возникает именно у студентов ВУЗов, где реализуются программы обучения иностранных студентов. С каждым годом число университетов, обучающих студентов разных национальностей, возрастает. Данный показатель поднимает рейтинг высших учебных заведений и делает их наиболее престижнее.

Именно в России психологи и этнологи впервые стали изучать толерантность, которая нужна для поддержания мира в гражданском обществе.

Понятие толерантности возникло относительно недавно. Многие люди не понимают и не осознают истинного смысла данного определения. Согласно социологическому словарю термин толерантность происходит от латинского слова «tolerantia», что означает терпение, а также терпимость к чужому образу жизни, привычкам, манерам, идеям и т. д.

В процессе историко-культурного развития менялось общество, человеческие взаимоотношения подвергались различным идеям и происходило становление философской мысли, что привело к изменению категории толерантности. Поэтому определение толерантности было сформулировано как активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Психологи В. П. Бездухов, Н. А. Асташова, А. В. Кирьякова и А. Г. Асмолов рассматривали толерантность как основу социально-психологического бытия, как ценность общества. [1,2] По их мнению, толерантность — это некий совокупный феномен, который определяет отношение человека не только к себе, но и окружающему миру. Толерантность как ценность не рассматривается вне отношения к человеку, поэтому толерантность выступает как цель (ориентир) активности личности.

Толерантная личность должна иметь такие психолого-этические линии, как: ответственность, гуманность, уверенность в себе, эмпатию, самообладание, чувство юмора, защищенность.

Методы, способствующие формированию межэтнической толерантности, применяемые педагогами в ВУЗах, направлены на:

                    принятие и признание студентами других этнокультурных групп;

                    формирование положительного отношения студентов к культурный различиям;

                    повышенную восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации;

                    формирование у студентов способности находить положительное и важное для самого себя;

                    признание студентами права людей на тот образ жизни, который присущ данной культуре;

Качества, формируемые педагогами в этой области, должны быть у каждого гражданина нашей страны.

Интолерантность (нетерпимость) в наше время является одной из множества глобальных проблем, которая требует решения. Интолерантная личность характеризуется нетерпимостью, невежливостью, пренебрежительным отношением к людям другой национальности. Важную роль в борьбе с нетерпимостью на уровне личностного сознания играет образование.

Для оценки толерантности студентов мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности». Основу его составляют отечественные и зарубежные данные по исследуемой теме [4]. Опросник состоит из трех субшкал, направленных на исследование этнической толерантности, социальной толерантности, толерантности как черты личности.

Наше исследование проводилось на базе АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского, где в качестве респондентов выступили студенты 1 и 2 курсов, обучающиеся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Данный профиль подготовки мы выбрали не случайно. На наш взгляд, именно у студентов данного направления необходимо развивать межкультурную толерантность, т. к. они будут работать с различными категориями людей и помогать им. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по данному направлению подготовки обозначено, что по окончанию курса, бакалавр должен уметь выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий. Этого невозможно достичь без формирования у студентов, на протяжении всего срока обучения, межкультурной толерантности. Исследуемая группа в целом дружелюбно относится друг к другу, хотя в ней иногда происходят конфликты.

Результаты нашего исследования показали, что на 1 курсе 36 % студентов — первокурсников выявлен низкий уровень толерантности. Эти данные свидетельствуют об установках на интолерантность к окружающему. У 41 % ребят был диагностирован средний уровень. Этим студентам присуще совмещение толерантных и интолерантных черт. При одних обстоятельствах они ведут себя толерантно, при других — интолерантно. И 23 % обучающихся проявили высокую толерантность. Данные студенты обладают яркими чертами толерантной личности. Но, вероятно, что данные испытуемые проявляют высокую социальную желательность.

Результаты исследования у тех же студентов, через год, показали, что у 100 % обучающихся уровень межэтнической толерантности находится на среднем уровне. Это говорит о том, что у студентов сохранились как толерантные, так и интолерантные черты. При одних обстоятельствах они ведут себя толерантно, при других — интолерантно.

Сравнительные результаты исследования студентов представлены на рисунке 1.

Рис.1. Сравнительные результаты исследований студентов 1 и 2 курсов

 

Таким образом, можно сказать, что у студентов наблюдается усреднение уровня толерантности. Это говорит о том, что студенты, обучаясь в ВУЗе, учатся быть более ответственными, уверенными в себе, общительными. Количество студентов, имеющих низкий уровень толерантности, сократилось, что говорит о формировании у них межкультурной толерантности.

А теперь рассмотрим результаты по каждой из шкал.

По первой субшкале «этническая толерантность», где диагностируется отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия, полученные данные распределились следующим образом:

Рис. 2.Сравнительные результаты исследований студентов 1 и 2 курсов по субшкале «Этническая толерантность»

 

Из рисунка 2 видно, что показатели этнической толерантности у студентов с переходом на второй курс практически не изменились и составляют средний уровень. Так же важно заметить, что увеличился процент студентов с высоким уровнем этнической толерантности.

По второй субшкале «социальная толерантность» исследуются толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также установки личности по отношению к некоторым социальным процессам (рис.2).

Рис. 3. Сравнительные результаты исследования студентов 1 и 2 курсов по субшкале «Социальная толерантность»

 

На рисунке 3 следует обратить внимание на полное отсутствие принадлежности студентов ВУЗа к низкому уровню социальной толерантности. Что свидетельствует о готовности студентов к разумному разрешению конфликтов с различными социальными группами общества. В общем же показатели фактически не изменились.

По третьей субшкале «толерантность как черта личности», где обнаруживаются личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру, результаты следующие:

Рис. 4. Сравнительные результаты исследования студентов 1 и 2 курсов по субшкале «Толерантность как черта личности»

 

Как мы можем заметить, на втором курсе, в сравнении с первым, у большего количества студентов выявляется толерантность как черта личности, что засвидетельствовано на рисунке 4.

Подводя итоги диагностического исследования, можно сделать вывод о том, что увеличение числа толерантных студентов связано с их развитием, осознанием ими необходимости быть толерантными в связи с будущей профессией, квалифицированными педагогами, приобретенными знаниями.

Таким образом, можно сказать, что проблема формирования межкультурной толерантности на данный момент остается по-прежнему до конца не разрешенной. Проведенное нами исследование показывает, что у студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование, присутствует положительная динамика в развитии толерантности. Но, не смотря на полученные результаты, проводимая работа со студентами в данном направлении, на наш взгляд, недостаточна.

Как вариант решения данной проблемы мы можем предложить следующие рекомендации по развитию уровня межкультурной толерантности у студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование:

  1.                Проведение тематических кураторских часов, на которых студенты будут знакомиться с традициями и культурой различных народов;
  2.                Включение блока диагностических методик в работу Психолого-педагогической службы университета, направленных на выявление агрессивных и интолерантных личностей;
  3.                Организация и проведение конкурса сочинений на различные темы, посвященные проблеме толерантности;
  4.                Введение курсов и дисциплины по выбору (например Этносоциология, Этнология и т. д.);
  5.                Организация выходов студентов в различные учреждения города (школы, техникумы), в которых обучаются дети различных этносов, для проведения тематических мероприятий.

Студенты, как будущие специалисты своего дела с профильным образованием, более толерантны в отношении к людям других национальностей, чем молодежь страны в целом. На формирование межэтнической толерантности студентов оказывает влияние множество факторов различного характера, таких например, как социальная среда. В связи с этим проблема формирования межэтнической толерантности студентов, должна браться во внимание профессорско-преподавательским составом вуза как наиболее актуальная и значимая.

 

Литература:

 

  1.                Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А.. О смыслах понятия «толерантность»
  2.                Асташова Н. А. Толерантность как условие самореализации личности. — Вестник Брянского государственного университета. — выпуск № 1 / 2011
  3.                ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ [http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php]
  4.                Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. — М.: Смысл. –2008. — 46–51 стр.
  5.                Стандарт психолого-педагогического образования [http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm200–1.pdf]
Основные термины (генерируются автоматически): студент, межкультурная толерантность, толерантность, курс, отношение человека, Психолого-педагогическое образование, этническая толерантность, межэтническая толерантность, социальная среда, социальная толерантность.


Похожие статьи

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов

В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности п...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Похожие статьи

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Эффективность развития творческой самостоятельности студентов неязыковых вузов в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается творческая самостоятельность как важный фактор профессиональной составляющей специалиста. Определено понятие творческая самостоятельность и представлена актуальность её развития в образовательном пространстве. Описываются усл...

К вопросу о формировании мультикультурной компетентности будущих педагогов

В статье рассматривается проблема формирования мультикультурной компетентности будущих педагогов, как фактору обеспечения гармонизации межнациональных отношений. Предпринята попытка диагностики некоторых составляющих мультикультурной компетентности п...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Проектные технологии в формировании межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка

В данной статье рассматриваются проектные технологии как средства развития и формирования межкультурной коммуникативной компетенции на уроках английского языка на примере преподавания как в городской, так и в сельской школе, основываясь на методике с...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Задать вопрос