Понятие «толерантность», не имея однозначного определения, часто переводится как «терпимость», что является весьма примитивной его трактовкой. Чаще предлагается видение толерантности как активной жизненной позиции на основании уважения иной точки зрения, стремления понять друг друга.
Термин «толерантность» активно обсуждается в последние годы одновременно в контексте нескольких научных дисциплин: культурологии, социологии, политологии, экономики, психологии, истории, педагогики. Появляются научные публикации, посвященные исследованиям толерантности, в том числе — индивидуальные и коллективные монографии [3], периодические издания и тематические сборники [5], методические издания и отчеты о проведенных исследованиях [3]. Проводится большое количество различного рода междисциплинарных конференций, научно-практических семинаров, симпозиумов, где обсуждаются те или иные аспекты толерантности. Вопросам развития и обучения толерантности посвящаются учебные и методические пособия [1;5]. Однако, несмотря на такое внимание к понятию, термин «толерантность» авторами трактуется в весьма широком понятийном диапазоне, единства в его понимании и применении пока не наблюдается, а диапазон расхождений во мнениях о том, что такое толерантность и каковы ее границы, достаточно широк. Одни авторы пишут о толерантных отношениях и установках, другие — о толерантности как свойстве личности, третьи — о навыках толерантного поведения.
В контексте нормативного аспекта толерантность выступает в качестве социально-одобряемой правовой нормы взаимодействия между людьми. Принципы взаимодействия, диктуемые этой нормой, заложены в «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО (1995 г.) и других международных документах, направленных на обеспечение прав человека [4].
Возникает вопрос — насколько официальное понимание толерантности соотносится с представлениями о ней современных школьников? Ведь от этого во многом будет зависеть успешность воспитательных воздействий. Удастся ли передать подрастающему поколению понимание жизненной необходимости толерантного поведения в современном мире, и если да, то насколько будет оно похоже на то, что задумывалось педагогами?
Проблема становления культуры толерантности и навыков межэтнического взаимодействия особенно актуальна для полиэтнических регионов многонациональной страны, какой и является Россия. В результате зарождается поликультурность, которая становится существенным фактором, как общественной жизни, так и школьного образования. Школьные классы становятся микрокосмом культурного многообразия. В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школах стало требование взаимопонимания между людьми разных культур, этносов и конфессий [2]. Поэтому, процесс перехода от межэтнической нетерпимости к межэтнической толерантности может быть осуществлен только в контексте интериоризации ценностей и развития полезных навыков.
Профилактический аспект актуальности исследования толерантности связан с выработкой социальной стратегии противодействия крайним проявлениям интолерантности, таким как терроризм, экстремизм, этническая нетерпимость, ксенофобия и другие.
Целью нашего исследования являлось изучение представлений старшеклассников о сути толерантного поведения.
В нашем исследовании мы предположили, что у старшеклассников есть четкие представления о вероятности толерантного — интолерантного поведения в определенных ситуациях взаимодействия на фоне упрощенного понимания самого явления толерантности.
В ходе исследования нами были использованы теоретический анализ научной литературы и исследований по проблеме, тестирование по методикам:
1) семантический дифференциал Ч.Осгуда;
2) экспресс-опросник «Индекс толерантности» Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Хухлаев О. Е., Кравцова О. А.
С целью изучения представлений старшеклассников о толерантности нами были опрошены учащиеся 9–10 классов МБОУ СОШ № 3 г. Славянска-на-Кубани и МБОУ СОШ № 2 г. Тимашевска, всего 37 человек.
Проведенное нами исследование с использованием метода семантического дифференциала Ч. Осгуда, с помощью которого оценивался уровень эмоционального отношения к таким объектам как родители, учителя и друзья, показало следующие результаты.
В количественном плане интервал полученных оценок был достаточно заметен, от нейтрального или слабо выраженного негативного отношения до максимально позитивных показателей, в качественном плане у подавляющего большинства учеников оказалась совпадающая иерархия эмоциональной значимости объектов оценки.
А именно, на первое место учащиеся поставили своих родителей (82 %), на второе — друзей (67 %) респондентов и на третье — учителей (75 %).
Чем выше уровень позитивного эмоционального восприятия субъекта, тем вероятнее ожидать проявления толерантного поведения, опосредованного не социальной ситуацией (так, отношения учителя и ученика в классе достаточно четко регламентированы и внешне выглядят вполне толерантными), а личностными установками на взаимодействие.
Анализ опроса школьников о том, что такое толерантность, показал, что 45 % отвечавших понимает под данным понятием, прежде всего, терпимость (к чужому мнению, к иным привычкам и взглядам). На втором месте — 9 % оказался вариант ответа, согласно которому толерантность — это взаимно вежливое и приемлемое отношение к обществу и отдельным людям. Здесь можно отдельно отметить тот факт, что респонденты указывали именно на необходимость взаимности, тем самым, сводя на нет пользу односторонней вежливости как характеристики толерантности.
Для 4,5 % опрошенных толерантность выступает как сопереживание.
А 3,1 % и 2,7 % респондентов считают, что толерантность — это соответственно доброта и сострадание.
На понимание толерантности как взаимопонимания, уверенности, выдержки, культурности, уважения и душевности, указали соответственно 1,7 %, 1,7 %, 1,3 %, 1,3 %, 0,85 % и 0,85 % старшеклассников.
Более чем каждый четвертый из опрошенных (28 %) вообще не знает, что означает слово толерантность. 31,8 % респондентов считают, что толерантный человек должен быть терпеливым. При этом каждый пятый опрошенный (19 %) полагает, что толерантный человек должен быть отзывчивым и понимающим.
17 % исследованных придерживается точки зрения, согласно которой толерантный человек должен быть уважительным. Для каждого седьмого из респондентов (14 %) толерантный человек синоним доброго человека.
7 % считают толерантным человека, который является спокойным. Способность проявлять сочувствие как отличительную черту толерантного человека указали в своих ответах 3,5 % опрошенных.
Заметим, что такие качества как взаимопонимание, сила воли и сдержанность должны быть у толерантной личности, по мнению 2 %, 1,3 % и 0,9 % респондентов соответственно.
Не смогли охарактеризовать толерантного человека всего 3,5 % опрошенных (и это несмотря на то, что значение слова толерантность не понимают, согласно данным ответов на первый вопрос, 28 % школьников). Не исключено, что понимание толерантности как личностной характеристики гораздо доступнее для осмысления, чем более абстрактное понятие толерантности в целом.
Таким образом, у опрошенных отсутствует единое понимание того, какого человека можно называть толерантным. Наиболее часто встречающимися характеристиками толерантного человека являются терпеливость (31,8 %), отзывчивость и понимание (19 %), а также уважительность (17 %).
С целью диагностики общего уровня толерантности а также отдельных ее составляющих нами был использован экспресс-опросник «Индекс толерантности».
Результаты исследования по данной методике представлены в таблице.
Таблица 1
Уровень толерантности (в процентах)
Уровень |
Индекс толерантности |
Этническая толерантность |
Социальная толерантность |
Толерантность как черта личности |
Низкий |
63 |
63 |
51,8 |
59,2 |
Средний |
29,6 |
26 |
22,2 |
26 |
Высокий |
7,4 |
11 |
26 |
14,8 |
Для исследования достоверности данных мы применяли метод сопряженных признаков. Рассматривались только парные коэффициенты корреляции, достоверные на 95 % уровня вероятности.
В качестве основных признаков для характеристики старшеклассников были выбраны «Индекс толерантности» (2), «Социальная толерантность» (4).
При анализе результатов исследования можно отметить статистически достоверные связи между признаками «Индекс толерантности», «Этническая толерантность», «Толерантность как черта личности».
Из рисунка видно, что «Индекс толерантности» (2) высоко связан с «Толерантностью как чертой личности» (5) (r =0,8), «Этнической толерантностью» (3) (r =0,5).
Признак «Этническая толерантность» связан с толерантностью как чертой личности (r =0,6).
Признак «Социальная толерантность» не связан ни с одним признаком. Поскольку данный признак позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам, можно сделать вывод, что у школьников исследуемой группы присутствуют установки на интолерантное поведение при взаимодействии.
Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Исследования достоверности данных по экспресс-опроснику «Индекс толерантности». Условные обозначения: 2 — индекс толерантности; 3- этническая толерантность; 4- социальная толерантность; 5- толерантность как черта личности
В целом, в процессе нашего исследования было обнаружено, что большинство старшеклассников обладают достаточно упрощенными представлениями о сути толерантного поведения, выражают готовность к нему в отношении высокозначимых субъектов, одновременно с этим обнаруживая установки на интолерантное поведение.
Литература:
- Скрипкина Т. П. Доверие и толерантность: существуют ли границы?//Век толерантности. Выпуск № 3–4. М., 2001.
- Снежкова И. А. Формирование этнического самосознания у детей и юношества: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции / Соколов В. М. //Социол. исслед., 2003. -N 8. — с. 54–63
- Терпимость: преддверие мира // Курьер ЮНЕСКО, 1999
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: сборник статей/ Ред. С. К. Бондарева, М., 2002–368 с.