Теоретические основы толерантности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.06.2016

Статья просмотрена: 1463 раза

Библиографическое описание:

Спицына, Т. А. Теоретические основы толерантности / Т. А. Спицына, В. С. Кучеренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1553-1555. — URL: https://moluch.ru/archive/115/31182/ (дата обращения: 30.10.2024).



Системный подход, который мы используем в качестве методологической основы, подразумевает исследование любого явления, предмета или действия с помощью осмысления его сути, т. е. точного определения того или иного понятия. В настоящее время существуют разные точки зрения на трактовку понятия «толерантность». В философской, культурологической литературе изучение понятия «толерантность» рассматривается в работах таких ученых, как Асмолов А. Г., Валитова Р. Р., Ищенко Ю. А., Кленова Н. В., Клепцова Е. Ю. и др. В декларации принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16.11.1995 г. говориться, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии; это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира [4].

Существует и такое определение понятия «толерантность» — это отсутствие или ослабление реагирования на какой — либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений. Оно предполагает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Толерантность означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, речи, поведению, ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность, а также предполагает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

На сегодняшний день многие исследователи пытаются сформировать и упорядочить всевозможные формы и виды толерантности (Зимбули А. В., Маркова Н. Я., Петрицкий В. А., Лекторский В. А., Кожухарь Г. С. и др.). Они предлагают использовать следующую классификацию толерантности. Во-первых, по проявлению толерантности как общественного сознания. Так, В. А. Лекторский выделяет следующие виды толерантности: толерантность как безразличие к существующем в обществе разным взглядам; уважение к чему-то иному, которое человек не в силах понять; снисхождение к слабости других людей; расширение собственного кругозора и опыта; умение критически мыслить и вести диалог; умение уважать чужое мнение и одновременно быть готовым к изменению собственных взглядов. Во-вторых, по предмету, на который направлено действие толерантности. Согласно Н. Я. Макаровой данный предмет может быть индивидуальным, этническим, социальным, межгосударственным и др. Также выделяют конфессиональную, социальную, политическую толерантность, толерантность к иным мнениям в сфере науки и др. В-третьих, по уровню, на котором проявляется толерантность, выделяют индивидуальную, межгрупповую, межличностную. Благодаря индивидуальной толерантности у личности развивается ответственность. Аутотолерантность — отличительная черта человека, который изучает, принимает и имеет способность признать свое Я, умеет принимать себя таким, какой он есть, анализирует собственные слова, действия, поступки, в дальнейшем делая из них выводы. Межличностная толерантность предполагает отношения между отдельными индивидами, принятие, уважение индивидуальности другой личности без потери чувства сохранности собственного Я; готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми. Межэтническая толерантность — психологическая готовность и желание к терпимости ради позитивного и продуктивного взаимодействия с людьми другой культуры [2].

Внешняя толерантность (т. е. к другим людям) — убеждение в том, что все люди могут иметь свое мнение и позицию; определяет культуру отношений в обществе. Внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) — умение сохранять спокойствие и равновесие к различным неожиданным и новым ситуациям: конфликтам, ссорам, неопределенности, ожиданию, риску, стрессу, угрозе, опасности; способность принимать решения и действовать. Кроме того, во внутреннюю толерантность входят психофизиологическая и фрустрационная толерантности: психофизиологическая — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности; фрустрационная — способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В основе лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию и предвидеть выход из нее [1].

М. А. Перепилицына выделяет в педагогической толерантности следующие содержательные компоненты: мотивационно-ценностный (социализация личности, осознание ценности толерантности в жизненном процессе), когнитивный (осознание многообразности мира, своей сущности), эмоционально-волевой (эмоциональная саморегуляция, целеустремленность, инициативность в организации воспитания толерантности у школьников), коммуникативно-деятельностный (владение способами толерантного взаимодействия с различными представителями социума; самоорганизация и деловая активность, креативность в выборе форм и методов содержания и моделирования воспитательного процесса, способность уважать, изучать и принимать интересы, особенности, возможности учащихся). В итоге можно сказать, что сравнение разных взглядов, мнений и подходов раскрывает тот факт, что структура толерантности может быть описана по следующей схеме: когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. В дополнение к этим составляющим многие исследователи настаивают на необходимости введения четвертого компонента: мотивационно-ценностного. Толерантность рассматривается как ценность, принимающаяся субъектом и мотивирующая на взаимодействие с другими людьми и, прежде всего, самим собой. Все эти составляющие связаны между собой и зависят друг от друга. Анализируя приведенные выше исследования, можно сделать следующий вывод: понятие и содержание толерантности находится на стадии развития; толерантность не равносильна терпимости, так как предполагает расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими взглядами; толерантность необходимо формировать на разных этапах становления и развития личности ребенка.

С целью подтверждения наших предположений о необходимости формирования толерантности среди учащихся общеобразовательных школ, нами был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 58 учеников 8, 9 и 10 классов 250 общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга. Для сбора массовых и достоверных данных по проблеме исследования мы применяли следующие методы: наблюдения на уроках, беседа и анкетирование учащихся, анализ результатов письменных и устных ответов. При обработке полученных данных проводился их качественный и количественный анализ. Основные результаты данного этапа эксперимента нами были получены в результате проведения анкетирования. При составлении анкеты мы старались придерживаться двух основ — краткость и понятность, ответы ученики представляли в свободной форме, т.е варианты ответов мы не предлагали. На первый вопрос анкеты «Что такое толерантность?» большинство учащихся ответили, что это терпение (47 %), многие под данным термином понимают «уважение» (36 %). Остальные учащиеся (10 %) ответили «слабость» или вообще не смогли ответить на этот вопрос анкеты (7 %). Анализируя ответы на следующий вопрос: «Чем толерантность отличается от терпения?» можно сделать вывод: 57 % учащихся не знают, чем толерантность отличается от терпения. Ребята, которые попытались объяснить разницу, понимают тонкую грань между толерантностью и терпением. Например, по ответам учеников можно понять, что они считают толерантность моральной, нравственной частью человека (27 %), которая или присутствует в человеке, или ее нет. Терпение, по мнению 16 % учащихся есть не у всех людей и не ко всему.

Отвечая на третий вопрос анкеты «Чем толерантность отличается от равнодушия?» большинство учеников (47 %) полагают, что различия нет. Эти результаты являются серьезным поводом понимания того, насколько важно уделять внимание в процессе обучения воспитанию толерантности. 25 % ребят не знают, чем толерантность отличается от равнодушия; 28 % опрошенных полагают, что толерантность — это участие, понимание, а равнодушие — отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. По отношению к людям других рас большая часть детей (48 %) относятся толерантно, 25 % — отрицательно и 18 % — нейтрально. Некоторые ребята ответили, что «главное сам человек, а не его раса» (9 %). Эти результаты позволяют нам понять, что дети в основном не видят ничего плохого в людях других рас. Тем не менее, некоторые учащиеся негативно относятся к другим расам. Чем это вызвано, сказать сложно. Скорее всего, основными факторами, влияющими на мнение детей в этом вопросе являются друзья, родители, средства массовой информации. На вопрос «Как вы относитесь к инвалидам?» большинство учеников (53 %) ответили, что им жалко этих людей; 42 % относятся нейтрально и 5 % негативно. Вызывают тревогу результаты ответов учеников на следующий вопрос анкеты «Как вы относитесь к приезжим в России?», так как 40 % ответили «негативно»; 14 % полагают, что приезжие должны уехать. Остальные ученики к приезжим относятся относительно толерантно.

После проведения анкетирования нами была проведена беседа с учащимися по проблеме толерантности. Необходимо отметить, что участие в ней носило добровольный характер и почти все ученики захотели пообщаться на эту тему. Наше участие в дискуссии было наблюдательным. Иногда мы задавали вопросы и помогали ребятам, когда им было трудно выразить свои мысли. Те ученики, которые принимали активное участие в дискуссии, были очень активными и воодушевленными. Складывалось впечатление, что только во время проводимой нами дискуссии они могли высказать свое мнение по различным вопросам, связанным с толерантностью. Например, во время беседы мы спрашивали детей о том, случались ли лично с ними или их родными, знакомыми ситуации, которые могли бы негативно повлиять на их отношение к приезжим из других стран (хамство, преступные действия). Практически все дети отвечали отрицательно, примеров привести не могли. Однако, по результатам анкетирования мы поняли, что довольно большое количество учащихся отрицательно относится к приезжим. Скорее всего, это связано с узким мышлением, отсутствием своего личного, объективного мнения по данному вопросу, не владением достоверной информацией. Ведь знакомых и друзей приезжих из других стран у школьников не много, а плохого они слышат больше, чем хорошего. К тому же, подросткам свойственно все преувеличивать и яростно защищать ошибочные представления.

Таким образом, в настоящее время среди ученых нет единого, четкого понимания термина «толерантность». Однако, благодаря толерантному обществу можно избежать множество непониманий, конфликтов и войн, которые терпит мир уже множество столетий. Формируя толерантность, у людей развиваются такие качества, как уважение, понимание, чувство сопереживания. Они учатся мыслить критически, относиться к чему-то новому, неизвестному с интересом. За интересом следует расширение кругозора и мыслительного процесса. Можно сказать, что толерантность — это ступень в развитии любого человека. И важно, чтобы она была прочной, на которую человек может с уверенностью вступить. В связи с этим, толерантность необходимо формировать и развивать в юном возрасте, когда формируется личность. Очень важно, чтобы в учебно-воспитательном процессе учителя на разных уроках уделяли внимание формированию толерантности.

Литература:

  1. Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза. Монография. — Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2008. — 228 С.
  2. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. — 2006. — № 2.- С. 3–13
  3. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. — Монография, Ростов-на-Дону, 2000. — 356 с.
  4. Декларация принципов толерантности. http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php
Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, большинство учеников, взгляд, вид толерантности, внутренняя толерантность, мнение, ослабление реагирования, отношение, проявление толерантности, результат снижения чувствительности.


Задать вопрос