Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности
Автор: Ганаева Есита Эминовна
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 25.02.2016
Статья просмотрена: 801 раз
Библиографическое описание:
Ганаева, Е. Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности / Е. Э. Ганаева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/779/ (дата обращения: 30.10.2024).
Определяя сущность толерантности, необходимо отметить свойство её устойчивости, представляющее толерантность органической составляющей менталитета и личностным качеством индивида, сформированным на системе приобретённых прочных предрасположенностей, порождающих и организующих человеческие практики взаимодействия.
Устойчивость как свойство толерантности обосновывает психологическое понимание сущности толерантности как интегрального свойства целостной личности, характеризующееся системой психических качеств, образующих устойчивые связи и отражающих все уровни индивидуальности: индивидный, субъектный, личностный. Необходимо также отметить три вида толерантности, выделяемые Г. Олпортом: толерантность как система установок, связанных с этическими и расовыми различиями; конформную толерантность; толерантность как черту характера. [1,с.12]
При сопоставительной характеристике этих видов толерантности самим учёным предпочтительней выглядит именно толерантность как черта характера, поскольку она охватывает более широкий круг социально-психологических явлений нежели только расовые или межэтнические проблемы и позволяет строить взаимодействие представителей различных культур и рас.
Толерантность представляется, в том числе, и в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.
Обобщая все вышесказанное, отметим, что многоаспектность феномена толерантности позволяет рассматривать её как интегративное личностное качество, которое определяется: психологической устойчивостью; системой позитивных установок; совокупностью индивидуальных качеств; системой личностных и групповых ценностей, то есть теми характеристиками индивида, которые определяют его способность активного позитивного взаимодействия с самим и внешней средой, восстановления своего психического равновесия и успешной социоадаптации.
В социально-культурном аспекте толерантность определяет уровень зрелости общества, готовность к общему поиску путей бесконфликтного сосуществования, основанного на осознании объективного многообразия в обществе, необходимости определённых ограничений его членов с учётом разных культур его характеризующих.
Современное поликультурное общество, представляющее различные культурные контексты, имеющие свою собственную историю и свои основные принципы, выдвигает основной принцип толерантности: принятие различия культур в современном мире. В то же время даже в рамках одной культуры каждый человек обладает своей индивидуальной толерантностью, и она не является константой — она может меняться и меняется на протяжении его жизни. Таким образом, по мнению исследователей, толерантность имеет не только коллективное, но и индивидуальное измерение [2, с.114].
Таким образом, категория толерантности приобретает действенные социальные характеристики и рассматривается как условие успешной социогармонизации: умение жить в гармонии с микро- и макросредой (собой и миром других людей); установление уважительных субъект-субъектных взаимоотношений.
В процессе формирования толерантности в образовании ведущую роль играет педагог и его толерантность. Педагогическая толерантность несёт в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности и всем многообразием встречающихся педагогических ситуаций, а также является профессионально важным качеством. Важным аспектом с педагогической точки зрения выступает нравственный критерий толерантности: духовное начало личности как источник её толерантности. По нашему мнению, только человек, обладающий сформированной внутренней духовной аксиологией и выстраиваемой вертикалью ценностей, способен на построение толерантных отношений с окружающим его миром.
Рассмотрение толерантности как общечеловеческой ценности, определяет необходимость вхождения толерантности в состав инструментальных ценностей каждой личности, поскольку в этом случае толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора по отношению к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через образовательную систему и жизненный опыт.
В поликультурном обществе разнородной социальности возникает потребность в толерантности как способности ценить не только свою индивидуальность, но и принимать индивидуальность другого как ценность. Поэтому образование становится тем механизмом, который способствует формированию толерантности как базовой ценности общества. Становится очевидным необходимость создания в образовании ситуаций, способствующих осознанию толерантности в контексте расширения студентом собственного опыта и критического диалога. Адаптация образовательного процесса к формированию и развитию толерантности происходит в рамках продуктивного взаимодействия с представителями иных (иноязычных) культур, поскольку сами процессы глобализации и явились следствием принятия и развития принципов толерантности современным мировым сообществом.
При этом необходимо учитывать специфику российского менталитета: во- первых, относительная терпимость в религиозной сфере; во-вторых, достаточно высокая степень нетерпимости по отношению к государственным интересам, к идеям космополитизма. С одной стороны, толерантное отношение к людям разной национальности, а с другой, нетерпимость в сфере культуры. Эти тенденции сохраняются и даже будут усиливаться, что ставит вопрос о дальнейшей разработке программ и направлений, в первую очередь образовательных, направленных на преодоление интолерантности в обществе. Следует также отметить, что политическая толерантность, как и любая другая, это не потворство или уступка любой идеологической системе или смирение перед общественным или бытовым злом. Это активная гражданская позиция толерантной личности, которая с уважением относится к позициям и интересам людей другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды, воспринимает инаковость как объективно существующую реальность. Но активная позиция политической толерантности не возникает сама по себе, она должна сформироваться в определенной среде, являясь отражением этой среды.
Рассмотрение толкования толерантности как полинаучной категории, выявление её философского, психологического, социально-культурного и педагогического аспектов позволило сформулировать базовое для нашего исследования понятие толерантности, раскрывающее его сущность. Обобщая рассмотрение сущности и содержания понятия толерантности, представляется важным отметить, что толерантность рассматривается учёными по отношению к разным объектам, при этом выделяют толерантность в сфере культуры, религиозной сфере, к разной (другой) национальности, политическую толерантность и др. В то же время сущность толерантности как активная гражданская позиция личности, которая с уважением относится к позициям и интересам людей другой культурной, национальной, религиозной или социальной сферы позволяет рассматривать толерантность как интегративное качество личности, формирование которой является актуальной проблемой педагогической науки и образовательной практики.
Таким образом, рассмотрение сущности и структуры толерантности позволило прийти к следующим выводам и результатам:
Установлена терминологическая неопределённость понятия толерантности, что определило необходимость его конкретизации.
Выявлены различные аспекты понятия толерантности: философский аспект как отсутствие монополии на истину, открытость для конструктивной критики, плюрализм взглядов и мнений; правовой статус толерантности как признание и уважение прав и свобод человека, которые, несмотря на все различия, должны быть одинаковыми; психологический аспект толерантности как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор; социально-культурный аспект как инструментальная норма, определяемая на основе базовых культурных ценностей, один из универсальных поведенческих образцов, предполагающих не только сохранение и приумножение многообразия социокультурной реальности, но и живую заинтересованность в специфике Другого, её творческое использование и приумножение ради общего блага; педагогический аспект толерантности как универсальный принцип ненасилия в регуляции отношений человека к окружающему миру и другим людям, создание пространства активного взаимодействия людей и сообществ, отличающихся по взглядам, манере поведения и общения.
Выявлены характеристики толерантности, позволяющие определить сущность понятия: признание многообразия мира: различия в образах мысли, политических, этнических и других взглядов; воздержание от употребление силового воздействия для предотвращения отклонений во мнениях, верованиях, поведении другого человека или группы людей; стремление достичь согласования разнородных мнений, интересов, точек зрения методами разъяснения и убеждения в условиях диалога.
Толерантность представляет собой интегративное качество человека, включающее в себя взаимообусловленные и взаимодополняющие компоненты когнитивной, аффективной и поведенческой сфер, основанное на ценностном отношении к людям как представителям иных социокультурных групп и проявляющееся в активной жизненной позиции человека, предполагающей расширение личностных ценностей за счёт конструктивного взаимодействия с другими культурами, формами самовыражения и способами проявления человеческой индивидуальности.
Литература:
- Олпорт Г. Природа предубеждения [текст] / Г. Олпорт // Век толерантности. — 2003. — № 5. — С. 11–25
- Осипова С. И. Генезис сущности и содержания понятия «толерантность» //Сибирский педагогический журнал. — 2011. — № 6. — С. 114–131.