Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (287) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 04.12.2019

Статья просмотрена: 9841 раз

Библиографическое описание:

Ханбекова, А. С. Психологические особенности толерантности: сущность понятия, характеристика, типы. Толерантное мировосприятие / А. С. Ханбекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64795/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассмотрено понятие толерантность, ее типология и структура. Также в работе отмечены классификации и характеристики толерантности.

Ключевые слова: толерантность, социальная толерантность, толерантное мировосприятие.

Понятие толерантность подразумевает терпимое отношение к кому-либо или чему-либо; предполагает установку на либеральное, уважительное отношение, принятие поведения окружающих людей, их убеждений, национальных, религиозных и прочих традиций, ценностей, мировоззрения и прочих аспектов человеческой жизни, отличных от собственных. [1]

Толерантность способствует установлению доброжелательных отношений и упразднению конфликтов.

Толерантности характерна многоуровневая структура:

– терпимость, равнозначная безразличию, удаленности, абстрагированию от социума;

– смирение, с целью сохранения доброжелательных отношений и социально-одобряемого сохранения поведения;

– снисхождение к различиям;

– нравственные ориентации на уважение и признание прав других;

– любопытство, интерес к различиям, убеждение в их ресурсоспособности для развития общества в целом и отдельной личности.

Так, «толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, соответствующее понимание и т. д., как сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия». [2]

Человек, обладающей толерантностью, — это личность, способная к восприятию отличного от его собственного мнения, поведенческие особенности других людей, при условии отсутствия в этом угрозы здоровью и жизни. Толерантность обусловлена наличиями психических ресурсов к этому. При наличии таковых толерантность раскрывается в некотором диапазоне пространства, в котором человек готов к взаимодействию, сохраняя чувство собственного Я.

Типология толерантности включает три позиции.

Рис. 1. Типы толерантности

Личностная толерантность базируется на ценностно-смысловых факторах, ведущими из которых являются уважение к человеку, право на ответственность за собственную жизнь и признание ее за каждым индивидом.

Для данного типа толерантности особенна важна способность личности к устойчивости, сохранение в постоянстве установок, ценностей, смыслов, определяющих внутренний мир человека, а следовательно мировосприятие в целом и индивидуальное поведение.

Во многом реализация личности происходит посредством социализации. Поэтому уместно говорить о социальной толерантности. Социальная толерантность предполагает взаимосвязь личности с обществом, а именно различными социальными группами. Это взаимодействие предполагает соотнесение собственного поведения с поведением других. Социальная толерантность реализуется в социальной ответственности личности за членов социальной группы с точки зрения морали, этики и права. Такая толерантность присуща лишь зрелой личности, которая признает социальные права не только перед отдельно взятым человеком, но и перед социальными группами с их ценностными ориентациями.

Этническая толерантность выходит из общего ряда типов социальной толерантности (по принципу половой принадлежности, социальному положению, профессии и пр.). Этническая толерантность основывается на отношении к другим на основе их этнической принадлежности.

Б. Ф. Поршнев отмечает древние корни нетерпимости к другим этносам: противопоставление «мы» — «они», «свои» — «чужие»: самоидентификация по национальной принадлежности. Проявляется чаще всего на бессознательном уровне. [4] Эта идея берет начало от научной школы К. Юнга о коллективном бессознательном, а современные исследования утверждают значительное влияние многообразного генетического материла.

Формирование межрасовой, межнациональной, межконфессиональной толерантности длительный личностный и социальный процесс. Педагогическая психология отводит большую роль в ее формировании воспитанию. Данная проблема наиболее актуальна в крупных городах, мегаполисах, где население очень разнообразно.

Целенаправленное воспитание тем эффективнее, чем больше аспектов влияния на человека оно учитывает. В данном контексте индивид выступает субъектом воздействия реалий социума через призму индивидуальной позиции человека.

На бытовом уровне на человека оказывают влияние обычаи и традиции не только собственной семьи, но и соседей, пример межнационального общения, взаимодействия старших, модель их поведения в тех или иных ситуациях. Значение имеет даже случайная информация СМИ, наблюдения реальной жизни. В процессе данного влияния особенно важно эмоциональное сопровождение ситуаций, влекущее рефлексию и некоторое запечатление. Толерантность требует гибкости характера, является ценностью сама по себе.

В. С. Библер отмечает важность трансформации сознания от «человека образованного» к «человеку культуры». Человек культуры отличается обширным взглядом на область культурного многообразия. Процесс данного перехода происходит в течение всей жизни человека под воздействием большого количества факторов, среди которых особенно важны воспитание и образование. [3]

Важной задачей общества, по мнению П. М. Козырева, является развитие коммуникативной культуры, которая выступает инструментарием поиска способов взаимодействия различных социальных групп и методов принятия их разнообразия.

Коммуникативная толерантность определяется отношением индивида к окружающим людям, показывает уровень принятия и приемлемости психических состояний партнера по коммуникации, ее качеств и поведения.

В. В. Бойко предлагает свою классификацию толерантности, основанную на процессе коммуникации:

  1. ситуативная коммуникативная толерантность проявляется во взаимодействии с конкретной личностью, распознается по фразам типа: «Этот человек меня раздражает. Не могу его терпеть» и др.;
  2. типологическая коммуникативная толерантность характеризуется отношением личности к группе людей;
  3. профессиональная коммуникативная толерантность имеет место в сфере осуществления профессиональной деятельности (например, терпимость отдельного человека к политике навязывания консультантов; терпимость врача к капризному поведению пациента);
  4. общая коммуникативная толерантность подразумевает выраженную тенденцию дружелюбия и приятия ко всем людям. Обусловлена особенностями характера, принципами морали и нравственности, состоянием психологического здоровья, общим уровнем коммуникативности.

Психологи отмечают, что толерантность имеет несколько измерений: когнитивное, эмоциональное, поведенческое.

Толерантность как сложное явление имеет несколько измерений. Для исследования необходимо остановиться на трех из них: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Когнитивное измерение базируется на осознании и принятии индивидом сложности, неоднозначности, многомерности реальной жизни, вариативности ее восприятия, оценки и восприятия, а также признание существования относительности данных процессов, их субъективности как другими людьми, так и собой.

Наиболее выразительно данное измерение при возникновении противоречивых ситуаций, столкновении взглядов, что позволяет рассматривать их в качестве богатства индивидуальных интерпретаций и как проявление плюрализма. Толерантность выступает особым качеством личности, не позволяющим иметь место переходу когнитивного конфликта в межличностный.

Эмоциональное измерение воплощается в способности к эмпатии.

Полная эмпатия безоценочна. В эмоциональном измерении коммуникативной ситуации ее участники имеют возможность обрести ту или иную общность, восстанавливая тем самым человеческую разобщенность и нетерпимость друг к другу. Присутствует возможность компенсации разногласий посредством установления доверительного контакта, достижения безопасной обстановки. Это позволяет снизить уровень напряженности, а также дает возможность преодоления обостренных отношений, соперничества.

Поведенческое измерение, по мнению С. Л. Братченко, поверхностно, однако приковывает внимание ученых как объект диагностического метода.

Поведенческое измерение включает:

– способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной точки зрения;

– способность толерантно относиться к высказываниям других, в частности внимательно слушать, спокойно воспринимать оценки, критику, мнения других; подчинение мысли, что, насколько бы не противоречили слова оратора своим собственным, они все-таки имеют право на существование;

– способность не только тактично высказываться и внимательно слушать, но и взаимодействовать с «инакомыслящим», договариваться, приходить к консенсусу.

Н. А. Асташова отмечает, что толерантная личность сочетает в себе ряд важнейших характеристик, отражающих психолого-этические линии человеческих отношений:

  1. Гуманность, предполагающая внимательное отношение к внутреннему миру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностных отношений, отказ от умыслов по принуждению и подавлению достоинств человека;
  2. Рефлексивность определяется глубоким знанием личностных особенностей, достоинств и недостатков, переосмысление их через призму толерантности;
  3. Свобода в совокупности с ответственностью и долгом;
  4. Ответственность подразумевает умение ответить за свои поступки и действия; возможность проявить силу в выборе верного решения при критической ситуации;
  5. Широкий взгляд на окружающий мир, способность его оценки более многоаспектно, объективно;
  6. Перцепция, или умение выявлять, обращать внимание на различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;
  7. Эмпатия, т. е. способность к сопереживанию проблемам других людей, эмоциональная оценка событий;
  8. Способность ккомпромиссу, гибкость — умение адаптироваться к различным окружающим обстоятельствам, способность принимать решения в меняющихся условиях.

Таким образом, толерантность сама по себе является и ценностью, и установкой, показателем воспитанности и образованности человека и т. д. Она способствует комфортному сосуществованию в социуме, реализации положительного коммуникативного контакта.

Наряду с многообразными классификациями и системами измерений возникает новое специфическое понятие — толерантное мировосприятие, характеризующееся присущими человеку самообладанием, самоконтролем, способностью к уравновешенному восприятию реальности, социальной группы, личности. Иначе говоря, толерантное мировосприятие — это высшая степень развитости толерантности, переходящая от личного качества к стилю жизни.

Так, толерантность подразумевает терпимое отношение как к отдельно взятой личности, так и целым социальным группам, в частности, к национальным общностям. Проявление толерантного отношения обусловливается сферой реализации межличностных отношений, особенностями коммуникативного контакта.

Само наличие противопоставления себя, социальной группы, к которой принадлежишь к «иным» обусловлен историческими факторами. Ученые предлагают когнитивный и эмоциональный подход для изучения толерантности.

Литература:

  1. Луценко Е. Л. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты. / Современные исследования социальных проблем (электронный журнал) / — / Е. Л. Луценко, Д. В. Ефимова / — 2012. — № 11 (19). — URL https: www.sisp.nkras.ru.
  2. Николсон П. Толерантность как моральный идеал // Вестник Уральского / — 2001. — № 1. — С.129–146.
  3. Соколов В. М. Толерантность: состояние и тенденции. / Социологические исследования /– М.: 2003. — № 8. — С.54–63.
  4. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие. СПб.: 2012. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная толерантность, толерантность, отношение, социальная группа, способность, толерантное мировосприятие, поведенческое измерение, реальная жизнь, терпимое отношение, эмоциональное измерение.


Ключевые слова

толерантность, социальная толерантность, толерантное мировосприятие

Похожие статьи

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Конкурентоспособность региона: сущность и понятие

В статье рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности региона, выделены объекты региональной конкуренции. Также в работе дано авторское определение данного явления.

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Невербальная манипуляция: теории и мнения

Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных психологов, рассматривающих невербальную манипуляцию. В работе представлены определения понятия «манипуляция», выделены ее свойства и функции. Рассмотрены и проанализированы основные факторы возникн...

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Символика цвета в межкультурной коммуникации

Феномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований. Многоплановость и многоаспектность данного явления обусловило появление разных научных подходов его изучения, в...

Обратная связь на уроке: к вопросу о субъектности учащихся

В статье автор анализирует основные подходы к определению обратной связи, а также ее место в новой парадигме общего образования, фундаментом которого должны стать субъект-субъектные отношения учителя и учащихся. Автором были выявлены проблемы в испол...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

К вопросу о государственно-частном партнерстве, его формах и видах

В данной статье автор проводит исследование основных признаков феномена государственно-частного партнерства, а также его историко-правовой генезис. Впоследствии, данный анализ позволяет сформулировать определение понятия ГЧП и классифицировать его фо...

Похожие статьи

Эволюция политики формирования советской идентичности и современная модель российской идентичности

Настоящая статья посвящена проблеме формирования гражданской и национальной идентичности в контексте разработки современной российской модели идентичности. При анализе факторов, влияющих на современную идеологию исторической и монокультурной общности...

Конкурентоспособность региона: сущность и понятие

В статье рассмотрены различные подходы к понятию конкурентоспособности региона, выделены объекты региональной конкуренции. Также в работе дано авторское определение данного явления.

Концепт «состояние человека» (на материале русского и английского языков)

В настоящее время, характерной чертой которого является интеграция общества, многочисленные контакты, значительное внимание в языкознании уделяется проблеме анализа и описания национально-культурной специфики. Эта специфика проявляется в картине мира...

Невербальная манипуляция: теории и мнения

Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных психологов, рассматривающих невербальную манипуляцию. В работе представлены определения понятия «манипуляция», выделены ее свойства и функции. Рассмотрены и проанализированы основные факторы возникн...

Влияние типа родительского воспитания на адаптацию ребенка в социуме

Родительское воспитание — это основа социализации, поскольку именно из семьи, как из мини-группы, ребенок выносит модели взаимодействия в обществе в широком смысле. В данной статье рассматривается то, как влияют типы воспитания родителей на социальну...

Психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога

В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характер...

Символика цвета в межкультурной коммуникации

Феномен цвета, функционирование цветообозначений в языковой картине мира в последние годы являются предметами многочисленных исследований. Многоплановость и многоаспектность данного явления обусловило появление разных научных подходов его изучения, в...

Обратная связь на уроке: к вопросу о субъектности учащихся

В статье автор анализирует основные подходы к определению обратной связи, а также ее место в новой парадигме общего образования, фундаментом которого должны стать субъект-субъектные отношения учителя и учащихся. Автором были выявлены проблемы в испол...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

К вопросу о государственно-частном партнерстве, его формах и видах

В данной статье автор проводит исследование основных признаков феномена государственно-частного партнерства, а также его историко-правовой генезис. Впоследствии, данный анализ позволяет сформулировать определение понятия ГЧП и классифицировать его фо...

Задать вопрос