В статье рассмотрена актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Приведены определения таких понятий как «ценностная идентификация», «личностная идентификация», «ценностные ориентации» и основные характеристики перечисленных дефиниций. Описана специфика работы школьного психолога и ключевые направления его деятельности в отношении психологических особенностей ценностной идентификации молодежи. Также в статье сформулированы цели психологической деятельности относительно особенностей ценностной идентификации молодежи в условиях общеобразовательного учреждения и сопутствующие этим целям задачи.
Ключевые слова: ценностная идентификация молодежи, личностная идентификация, ценностные ориентации, современная молодежь, психологические особенности, образовательное учреждение.
Актуальность проблематики психологических особенностей ценностной идентификации молодежи заключается в том, что именно молодое поколение выступает стратегическим ресурсом любого общества. Поскольку в молодежи сконцентрирован культурный и трудовой потенциал, а также инновационные перспективы развития государства, не будет преувеличением сказать, что то, как именно подростки, юноши, молодые люди распорядятся этим потенциалом, напрямую обусловит будущее социума и страны.
Работа с молодежью в учреждениях образования направлена, главным образом, на помощь молодым людям в достижении ими целей социального и психологического характера: социализацию, адаптацию, самоидентификацию, самореализацию. Необходимым условием для воспитания психологически здорового поколения является выработка у молодых людей такой ценностной системы, которая позволит им эффективно выполнять свои возрастные задачи с учётом не только требований современного общества, но также и индивидуальных психологических потребностей.
Согласно «Большому психологическому словарю», ценностная идентификация формируется на фундаментальной основе личностной идентификации [1, с. 218]. Личностная идентификация, в свою очередь, понимается этим источником как «механизм, действие которого основано на сильной эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к уподоблению себя другим значимым личностям. За счет личностной идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих личностные черты, а также определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности» [1, с. 218].
Ценностные ориентации находят свое отражение в стремлениях и идеалах личности, ее целях и интересах, в собственном понимании смысла жизни, и проявляются в социальном поведении личности. Более того, современные отечественные исследователи отмечают, что ценностные ориентации личности в аспекте современной аксиологической проблематики выступают как «антропогенный феномен», поскольку именно человек обладает способностями к оценке фактов внешней действительности и внутриличностных явлений, а «сама специфика человеческого бытия как раз и состоит в ценностном отношении к миру» [2, с. 4].
Специфика воздействия психолога в условиях общеобразовательного учреждения на психологические особенности ценностной идентификации современной молодежи заключается в том, что, имея определённую внутреннюю самостоятельность выбора той или иной жизненной стратегии, молодежь, в силу возраста, остается в значительной степени зависимой от внешних условий окружающей действительности [4]. В том числе, значительное влияние на ценностную идентификацию молодого человека оказывают институты социализации, при этом образцы самопроявления других личностей, транслируемые молодежи посредством образовательных учреждений, семьи, средств массовой информации, межличностных коммуникаций, могут значительно отличаться друг от друга. В таких условиях молодому человеку, а в особенности, подростку, сложно выбрать определенный вектор ценностной идентификации, и придерживаться его, избежав внутренних противоречий. Недопущение внутреннего ценностного конфликта и нивелирование фрустрирующей противоречивости внешних факторов возможны только при условии позитивного развития факторов внутренних, влияющих на ценностную идентификацию молодого человека. К таким факторам относят когнитивные, эмоциональные и поведенческие особенности его личности [3].
Поэтому, реализуя свою миссию формирования позитивной ценностной идентификации молодежи, — такой ценностной идентификации, которая откроет молодому человеку путь к эффективной самореализации в условиях современного общества, — образовательное учреждение должно учитывать психологические особенности личности каждого конкретного учащегося. Психологическая деятельность в отношении ценностной идентификации современной молодежи в условиях образовательного учреждения имеет целью:
– обеспечить нравственно-ценностную основу отказа учащихся от любых противоправных и безнравственных действий,
– сформировать ценностный фундамент законопослушного поведения учащихся, воспитать в них внутреннюю потребность соблюдать культурные нормы поведения в обществе,
– сохранять психологическое здоровье учащихся при возникновении нестандартных, новых для молодого человека ситуаций.
Работа психолога по воздействию на психологические особенности ценностной идентификации молодежи в условиях образовательного учреждения производится в нескольких взаимодополняющих направлениях:
– психологической профилактики преобладания у учащихся ценностей «низшего порядка» или же ложных ценностей;
– психологической диагностики вектора ценностных ориентаций учащихся;
– психологической коррекции негативных элементов ценностной системы учащихся;
– психологической гигиены, направленной на осознанное поддержание позитивной ценностной идентификации для сохранения психологического здоровья молодежи.
Основными задачами психолога в воздействии на психологические особенности ценностной идентификации современной молодежи в рамках общеобразовательного учреждения являются:
– диагностика и коррекция когнитивного компонента ценностной системы учащихся: интеллектуально-волевых и когнитивно-познавательных особенностей личности, включающих представление о характерных для современного общества морально-нравственных нормах, знание этических понятий и эталонов, способность к интерпретации и интериоризации ценностных понятий;
– диагностика и коррекция эмоционального компонента ценностной системы учащихся: эмоционально-ценностных, эмоционально-волевых, эмоционально-мотивационных особенностей личности, включающих способность к рефлексии, принятие существующих ценностных идеалов общества, отношение к себе, к другим людям, к окружающей действительности;
– диагностика и коррекция поведенческого компонента ценностной системы учащихся, включающего реализацию и анализ практического опыта высоконравственного поведения, наличие собственных оценочных суждений касательно личного поведения и поведенческих особенностей окружающих в ситуациях морального выбора, сформированность навыков ведения коммуникации, поведенческую и коммуникационную направленность личности.
Таким образом, психологические особенности ценностной идентификации молодежи в аспекте деятельности школьного психолога являют собой обширный и интересный материал для теоретической разработки современных методик психологического знания и их практического профессионального воплощения в условиях общеобразовательного учреждения.
Литература:
- Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. Большой психологический словарь. — 4. — М.: АСТ Москва, 2009. — 816 с.
- Котлярова, В. В. Ценности: традиции и аксиологическая парадигма современности: монография / В. В. Котлярова. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. — 96 с.
- Дерябина А. В. Диагностика ценностей, методы и средства их формирования // Молодой ученый. — 2017. — № 41. — С. 157–159. — URL https://moluch.ru/archive/175/45928/ (дата обращения: 05.11.2019).
- Котлярова В. В., Макушенко С. А., Родионова В. И. Исследование и анализ соотношения материального и духовного в ценностной иерархии современной российской молодёжи // Молодой ученый. — 2017. — № 11. — С. 408–411. — URL https://moluch.ru/archive/145/40648/ (дата обращения: 12.11.2019).