Проблема формирования межличностной толерантности у студентов педагогического колледжа – будущих педагогов
Автор: Каргополова Ольга Александровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 501 раз
Библиографическое описание:
Каргополова, О. А. Проблема формирования межличностной толерантности у студентов педагогического колледжа – будущих педагогов / О. А. Каргополова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2133/ (дата обращения: 19.11.2024).
В системе отечественного образования для гуманизации педагогического процесса и построения конструктивных, нравственно обоснованных отношений между субъектами педагогического общения (педагогами, учащимися, их родителями, администрацией образовательного учреждения) первостепенное значение приобретает формирование у будущих педагогов – студентов педагогического колледжа межличностной толерантности. Для современного среднего профессионального образования актуальной становится проблема отчуждения студентов от процесса обучения, овладения будущей профессией, самообразования. Причины связаны с социально-экономическим состоянием общества и его социальных институтов. Основная масса поступающих в учреждения среднего профессионального образования – те, кто не смог поступить в вузы (если речь идет о выпускниках 11 классов) или те, от кого «избавилась» школа (после девятого класса). Печать аутсайдера (осознаваемая или неосознаваемая), академической неуспешности долгое время не позволяет изменить ситуацию профессионально-личностного развития. Как показало проведенное нами исследование, только 25% абитуриентов имеют устойчивую мотивацию к освоению педагогической профессии, лишь 35% уверены в том, что из них получатся прекрасные педагоги. Отчуждение от образовательного процесса ведет к отчуждению студентов от преподавателей, друг от друга и, как крайнее проявление, от самого себя. Результатом становится обесценивание человеческих и профессиональных ценностей, утрата понимания смысла жизни. Все это сказывается на усилении агрессивности, жестокости (особенно моральной), вражды молодых людей по отношению друг к другу; уход от ощущения бессмысленности жизни проявляется в обращении к курению, алкоголю, мыслях о суициде. Состояние отчужденности, переживаемое современным обществом, философы называют антропологическим кризисом. Поиск путей его преодоления мы связываем с поиском путей формирования межличностной толерантности как изменения нравственного сознания человека. Именно толерантность, по мнению Н.М. Борытко, является показателем «неотчужденности сознания человека, …его готовности искренне и глубоко проникать в мир Другого» [1, с. 5].
Опираясь на понимание сознания как целостного образа действительности (А. В. Петровский), межличностную толерантность можно представить как определенный образ отношения к себе и другому на уровне чувств, мыслей и действий. На формирование этого образа оказывают влияние различные факторы, в том числе, образование. Межличностная толерантность как образовательный результат - в контексте понимания образования как «изменения внутреннего образа в соответствии с культурой» (М.Т. Громкова) – целостный устойчивый осознаваемый образ эмоционального реагирования, образ мыслей, образ действий по отношению к себе и другому, который может быть выражен в форме нравственного принципа (основоположения, принятого и установленного самой личностью). То есть под межличностной толерантностью мы понимаем нравственный принцип профессионального педагогического общения, предполагающий понимание и уважение педагогом другого человека, осознанное стремление к рефлексивному диалогу на основе эмоционально-эмпатийной близости и ценностного отношения к нему при сохранении своей самоидентичности.
Системообразующими компонентами межличностной толерантности являются индивидуально-психологический (направленность на себя) и социально-педагогический (направленность на другого). Если эти два компонента находятся в противоречивых отношениях, в состоянии конфликта, то динамика его развития осуществляется либо в сторону гармонии (в случае разрешения конфликта), либо к катастрофе, которая может привести к саморазрушению или разрушению отношений с другими. Межличностная толерантность предполагает стремление к установлению равновесия, согласованности между индивидуально-психологическим и социально-педагогическим компонентами на основе осуществления рефлексии. Именно рефлексия позволяет привести в соответствие системообразующие компоненты межличностной толерантности, разрешить противоречие, предотвратить конфликт.
Источники проблем и конфликтов могут быть скрыты в несоответствии элементов, составляющих индивидуально-психологический и социально-педагогический компоненты межличностной толерантности на каждом из ее уровней: эмоционально-эмпатийном, интеллектуально-ценностном, рефлексивно-деятельностном.
Изучение работ психологов и педагогов И. Н. Андреевой, А. А. Бодалева, В. Н. Мясищева, Т. П. Скрипкиной, Н. Е. Щурковой и др. показало, что успешность общения (в том числе, профессионально-педагогического) и отношений между людьми зависит, в первую очередь, от уровня развития эмоционального интеллекта (термин Дж. Мейера и П. Сэловея): способности понимать свои эмоции и управлять ими (индивидуально-психологический компонент межличностной толерантности) и способности понимать эмоции других и осознанно управлять ими на основе эмпатии, доверия и уважения (социально-педагогический компонент). Для того, чтобы будущему педагогу овладеть эмоционально-эмпатийным уровнем межличностной толерантности, необходимо его осознанное участие в процессе самопознания (своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях и управления своими эмоциями) и саморазвития своего эмоционального интеллекта.
Анализ исследований В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, Н. И. Сарджвеладзе, И. С. Трифоновой и др. показал, что важными составляющими межличностной толерантности являются осмысленное ценностное отношение к себе (самоинтерес, самопризнание, самопонимание, самопринятие) и осмысленное ценностное отношение к другому (проявление искреннего интереса к другому, признание, понимание, принятие другого, доброжелательное отношение к нему), равновесие между которыми определяет интеллектуально-ценностный уровень межличностной толерантности. Основываясь на диспозиционной теории регуляции социального поведения личности доктора философских наук В. А. Ядова, можно предположить, что именно диспозиционные образования (динамическая иерархическая система, включающая социальные установки и ценностные ориентации) определяют характер отношений педагога с учениками, воспитанниками, их родителями, коллегами и тем самым детерминируют его профессионально-личностное поведение. Отношение к себе и другому определяет также ряд особенностей мышления (степень его стереотипности, категоричности, гибкости, рефлексивности и др.). Период начала профессиональной подготовки является очень важным в становлении мышления будущего педагога. В этот период профессиональное педагогическое сознание только формируется, студент открыт изменениям, способен к развитию гибкости и рефлексивности мышления, благодаря которым возможна работа по самопознанию, самоактуализации и саморазвитию системы своих ценностных ориентаций. Помимо осмысленного ценностного отношения к себе и другому, у будущих педагогов необходимо формировать ценностное отношение к самой межличностной толерантности. Межличностная толерантность, являясь ценностью, идеалом, образом желаемого будущего, к которому стремится современное общество, лежит в основе взаимодействия и сотрудничества людей во всем мире. Она должна стать и частью системы смысложизненных ценностных ориентаций современного педагога.
Рефлексивно-деятельностный уровень межличностной толерантности связан с нравственно-волевой готовностью к диалогу с другим и самим собой. Исследование волевой сферы в этическом плане осуществлялось разными учеными (И. Кант, Ф. Перлз, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская) в соотнесении с такими философско-этическими категориями, как выбор, свобода, долг и ответственность. Ведущим показателем свободы и ответственности выбора педагогом действий, обеспечивающих реализацию эмоционально-ценностных отношений к себе и другому, является диалогичность общения. Диалогичность предполагает личностно равноправные, субъект-субъектные позиции, в отличие от общения монологизированного, являющегося неравноправным, где один участник взаимодействия доминирует над другим. Опираясь на концепцию «диалогизма» М. М. Бахтина, диалог педагога с другими субъектами общения можно рассматривать как процесс со-чувствования, со-мышления, со-действия. Умение осуществлять диалог с другим формируется на основе умения вести диалог с самим собой, который является ничем иным, как умением осуществлять рефлексивную деятельность по поводу самого себя. Внутренний диалог с самим собой есть универсальный способ реализации ценностного отношения к себе. Он дает возможность человеку встать в позицию исследователя по отношению к себе, увидеть себя со стороны глазами другого Я, понять себя, свои желания, свои переживания, свои поступки и изменить их в случае необходимости. Выход на рефлексивно-деятельностный уровень межличностной толерантности требует от будущих педагогов серьезной работы по самовоспитанию нравственно-волевых качеств личности и саморазвитию диалогических и рефлексивных умений.
Внутреннее состояние структуры межличностной толерантности устойчиво, если ни одна из подсистем не гипертрофирована, если устойчива тенденция к их согласованности (когерентности). Фиксация на полюсе «Другой» означает потерю себя, отрицание в себе субъекта. Фиксация исключительно на полюсе «Я» приводит к отрицанию субъектности в другом и, в конечном счете, потере отношений с другим. За проявление и функционирование межличностной толерантности отвечают не каждый ее компонент в отдельности, а их взаимодействие, согласованное протекание во времени и пространстве личности.
Выявленная специфика межличностной толерантности должна обусловить выбор подходов к конструированию процесса ее формирования у студентов педагогического колледжа.
Литература:
Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. – 335с.
Андреева, И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя [Текст] / И. Н. Андреева // Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 216 – 223.
Бахтин, М. М. Собрание сочинений [Текст]: в 7 т. / М. М. Бахтин. – М.: Русские словари ; Языки славянской культуры, 2003.
Бодалев, А. А. О качествах личности, нужных для успешного общения [Текст] / А. А. Бодалев // Личность и общение: избр. труды. – М.: Педагогика, 1983. – С. 55.
Борытко, Н. М. Введение в педагогику толерантности [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 80 с.
Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с.
Кант, И. Основы метафизики нравственности [Текст] / И. Кант // Кант И. Соч.: в 6 т. – М.: Мысль, 1965. - Т. 4, ч. 1. – С. 219 - 310.
Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды [Текст] / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева. - М.: Модэк МПСИ, 2004. – 400 с.
Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система [Текст] / С. Р. Пантилеев. – М.: МГУ, 1991. – 108 с.
Перлз, Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии [Текст] / Ф. Перлз. – М.: Либрис, 1996. – 240 с.
Петровский, А. В. Основы теоретической психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 528 с.
Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н. И. Сарджвеладзе. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 170 с.
Скрипкина, Т. П. Психология доверия [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. П. Скрипкина. – М.: Академия, 2000. – 264 с.
Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 252 с.
Трифонова, И. С. Формирование профессионально-ценностного самоотношения как средство воспитания ценностного отношения к детям у будущих учителей [Текст]: дис. … канд. пед. наук / И. С. Трифонова. – Екатеринбург: [б.и.], 2002. – 242 с.
Щуркова, Н. Е. Этика школьной жизни [Текст] / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.
Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов // Социальная психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с. – С.416 – 432.