В статье анализируется дефиниция «толерантность», рассматриваются формы и методы формирования толерантности в условиях вуза.
Ключевые слова: толерантность, формирование, личность, студенты, методы, формы, диалог
В последнее время проблема толерантности приобрела большую актуальность. Она стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жестокостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. В современных условиях решение проблемы формирования толерантности у подрастающего поколения приобретает существенную значимость, так как у части студенческой молодежи в последние годы порой развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, и превосходство над окружающими людьми. Это приводит часто к проявлению таких явлений в общественной среде как раздражительность, нетерпимость, агрессия, межличностные конфликты, неприятию окружающей действительности. Студенческий возраст — особый период во время которого происходит дальнейшее становление самосознания и мировоззрения обучающегося, самооценки и представления о себе самом, отмечается максимальная направленность на окружающий мир. [1]
В процессе обучения в вузе формируется мировоззрение студентов, развивается их рефлексия, происходит осознание себя как носителей социальных ценностей и субъектом деятельности. Именно в этом возрасте наиболее целесообразно воспитывать в развивающейся личности компоненты толерантности, такие как активность, осознанность, уважение, принятие значимого иного, самообладание. [2]
Целью данной статьи является рассмотрение процесса формирования толерантности в вузе.
Проблема толерантности стала изучаться в научной литературе сравнительно недавно. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов.
Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:
− «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше — на принадлежность внешним институтам и авторитетам);
− потребность в определенности (признает, многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);
− меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);
− способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);
− предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);
− знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);
− ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);
− защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться)».
Среди зарубежных учёных, исследующих проблему толерантности были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert. Проблема толерантности на уровне микросоциологии была исследована Блумером. Для объяснения толерантности он пользовался описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят своё место в системе «свой — чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого».
В отечественной науке рассматривались общефилософские вопросы толерантности (В. В. Бойко, Ю. Бромлей, Р. Р. Валитова, В. А. Лекторский, В. Г. Миронов, В. А. Петрицкий и др.), а также психологические аспекты толерантности изучались в работах (А. Г. Асмолова, Ф. Е. Василюка, И. Б. Гриншпуна, Е. О. Смирновой и др). Участниками исследований чаще всего становились подростки (Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, П. В. Степанов и др.) и студенты (Е. Г. Виноградова, Н. Ю. Кудзиева, Ю. В. Кузнецова, В. А. Панина и др).
К примеру, Е. Г. Виноградова [3] пишет: коммуникативная толерантность является основным качеством личности, проявляющимся в терпимости, бесконфликтности, а также устойчивости, доверительности и способности спокойно и без раздражения принимать индивидуальности других людей. Для эффективности данной характеристики необходимо, чтобы коммуникативная толерантность выступала не просто высокоразвитым, но устойчивым коммуникативным качеством личности.
По мнению В. В. Бойко [4, с. 472], толерантность – это систематизирующая характеристика, поскольку с ней согласуют и составляют некий психологический набор многие другие качества индивида, прежде всего нравственные, характерологические и интеллектуальные. Поэтому особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о психическом здоровье, внутренней гармонии или дисгармонии, о способности к самоконтролю и самокоррекции.
Важным фактором мирового признания необходимости изучения проблемы толерантности стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозгласила отмечать ежегодно Международный день толерантность 16 ноября. Данная декларация дает международное определение понятию толерантности.
Из Декларации следует, что толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. [5; 6, с. 83–84; 7, с. 137–138]
Во время обучения в вузе в центре внимания должен находиться студент с его интересами, уровнем толерантного самосознания, толерантного отношения к окружающим, толерантного поведения и толерантной культуры.
Педагог должен выступать своеобразным дирижером в процессе формирования толерантности студентов, направляя и организуя учебную деятельность, нацеленную на расширение знаний студентов о принципах толерантности в современной поликультурной и многонациональной среде. Ведь именно в учебно-воспитательной деятельности формируется интеллект.
Толерантность формируется в интеллектуальной сфере, в эмоциональной сфере, в мотивационной сфере и в сфере саморегуляции. А также в методах коррекции, активного обучения и тренингов. Большие возможности в процессе формирования толерантной личности студентов заложены в таких формах занятий, как деловые и ролевые игры, диспуты, конференции, семинары, панорамы и т. д.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если удается сочетать требовательность и доброту.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу, является внушение. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации.
В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование осознанных жизнедеятельности. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с другими, добропорядочность, самоконтроль и др. Саморегуляция осуществляется как система внутреннего обеспечения направленности действия при наличии множества внешних условий, возможностей, задач. В процессе саморегуляции раскрывается организация активности субъекта, ее системный характер.
Метод коррекции направлен на то, чтобы создать условия, при которых субъект внесет изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Коррекция невозможна без самокоррекции. Человек часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности, умение оценить нравственность поступков, умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм.
В методах активного обучения различают имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т. п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач) т. е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Игры условно разделяются на три основные категории: оргдеятельностные, деловые, ролевые. В ходе деловой игры используются дискуссионные методы. Благодаря механизму дискуссии, человек отходит от черт эгоцентричного мышления и учится вставать на точку зрения другого, что очень важно при развитии коммуникативных умений, являющихся источником формирования толерантности.
Еще одним методом активного обучения является социально-психологический тренинг. В ходе социально-психологического тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-психологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.
Таким образом, перечисленные методы можно использовать с целью эффективного формирования установки на толерантность, состоящую в готовности и способности к равноправному диалогу с другими людьми.
Преподавателю необходимо усиливать диалогичность обучения, создавать условия возможности отстаивать свое мнение, взгляды и жизненные позиции в учебно-воспитательной работе со студентами. Таким образом, использование воспитательных возможностей учебных занятий в вузе при формировании толерантной личности студентов поможет определить их дальнейшую ориентацию, их выбор в качестве приоритетного мирное сосуществование и взаимопонимание, а не конфликты. Культура общения, толерантное поведение, высокий уровень нравственности определяют воспитанность любого человека и для современного учебного заведения это должно стать одним из качественных показателей развития образования.
Литература:
- Формирование толерантной личности студента [Электронный ресурс]. http://www.dissercat.com/content/formirovanie-tolerantnoi-lichnosti-studenta-sredstvami-inostrannogo-yazyka-v-usloviyakh-poli (дата обращения: 10.12.2016).
- Воспитание толерантности у студентов в вузе [Электронный ресурс]. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00278687_0.html (дата обращения: 10.12.2016).
- Виноградова Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других книга // 1996. – 472 с.
- Толерантность [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A2 %D0 %BE %D0 %BB %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %82 %D0 %BD %D0 %BE %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8C (дата обращения: 10.12.2016).
- Пономарев П. А. Духовность в социальной деятельности: монография /П. А. Пономарев-Шахты: ФГБОУ ВПО ЮРГУЭС; 2012–158с. (дата обращения: 10.12.2016).
- Пономарев П. А. Развитие толерантности у студентов / П. А. Пономарев, К. И. Хозяева// Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. Трудов / редкол.: Н. И. Гусев Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС; 2010(дата обращения: 10.12.2016).