Высшим результатом образования является терпимость
Хелен Келлер
Толерантность, терпение, умение воспринимать чужой образ жизни очень важны для обеспечения стабильности и консолидации общества. Учить слушать, слышать, вести диалог, уважать собеседника, быть терпимым друг к другу нужно в семье и в школе. Преподаватель должен создавать условия для формирования культуры, содействовать повышению коммуникативной компетентности, учить обучающихся вступать в диалог, самовыражаться.
Воспитание толерантности направлено на развитие потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми безотносительно их национальной, социальной, религиозной принадлежности, мировоззрения и поведения [5]. В целом, исследователи отмечают следующие качества толерантной личности:
- терпимость к различиям;
- чуткость, расположение к другим;
- способность к сопереживанию;
- доброжелательность;
- снисходительность;
- открытость;
- умение владеть собой;
- умение слушать и слышать;
- чувство юмора;
- гуманизм [1, 2, 7].
Развитие толерантности требует инновационных подходов к организации образовательного процесса, направленности на развитие знаний и умений общения, социально-психологических, этических и моральных качеств. Коммуникативная направленность обучения формирует гибкость в решении задач, стимулирует взаимопонимание, учит предотвращать конфликтные ситуации, формирует толерантное мировоззрение [4, 6].
Развитию толерантности способствуют:
а) аудиторная работа (изучение дисциплин гуманитарного цикла: литература, история, естествознание, иностранный язык и т. д.):
- творческие работы;
- проекты;
- беседы;
- дискуссии и т. д.
б) внеаудиторная работа, участие в:
- творческих клубах;
- научных обществах;
- олимпиадах;
- конференциях;
- фестивалях;
- конкурсах национальной песни, кухни, костюмов;
- спортивных мероприятиях;
- волонтерских движениях и т. д.
Уровень нравственности, духовности и толерантности обучающихся предполагает не только усвоение учебного предмета, но и психологическую готовность к терпимости, принятие и уважение многообразия культур, развитие независимого мышления, основанного на моральных ценностях, развитие чувства собственного достоинства и уважения к другим [3].
Воспитание толерантности подразумевает формирование приветливости, дружелюбия, навыков конструктивного отношения к проявлениям различий между людьми, терпимости к традициям, обычаям других народов, навыков независимого, критического мышления.
Таким образом, формирование толерантного отношения и толерантного поведения, миролюбия, отзывчивости, внимания, уважения по отношению к другим, развитие умений осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, совершенствование внутреннего духовного потенциала являются важными задачами современного образования.
Литература:
1. Гурьянов А. Качества толерантной личности // Теория и практика физической культуры. 2008. № 6. С. 58.
2. Зелова Т. П. Формирование толерантности «Толерантность — гармония многообразия». http://festival.1september.ru/articles/411279/ (дата обращения: 31.03.2015).
3. Калимуллин Р. Х. Духовно-нравственное воспитание молодежи — путь к развитию толерантности // Фундаментальные исследования. 2013. № 11–5. С. 1035–1039.
4. Можейкина Л. Б. Развитие толерантности подростков в рамках образовательного процесса // Омский научный вестник. 2007. № 2 (54). С. 181–183.
5. Николаева Л. В., Слепцова Г. Н. Теоретические основы формирования толерантности личности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 930.
6. Семашко М. А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2007. № 10. С. 1204.
7. Тучина О. Р. Толерантность и самоинтерпретация личности // В мире научных открытий. 2012. № 5. С. 192–212.