Детская организация как фактор социального становления личности ребенка
Автор: Шалабаева Ольга Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июнь 2011)
Статья просмотрена: 7208 раз
Библиографическое описание:
Шалабаева, О. В. Детская организация как фактор социального становления личности ребенка / О. В. Шалабаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/18/808/ (дата обращения: 16.12.2024).
Большую социальную значимость приобретает задача создания условий для развития социальной активности и выявления лидеров в школе через детские общественные организации. Формирование такой личности стало одной из ведущих проблем модернизации образования.
Ключевые слова: социальная активность, детская организация, успешность, социальные способности.
В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, когда на смену отрицания и агрессии к прошлому пришло время диалога в интересах будущего, все чаще в спорах и дебатах о будущем детей возвращаются к идее общественного объединения, приводя примеры положительного жизненного обретения ими гражданских качеств.
Именно поэтому проблема детских общественных объединений как значимого социального института общества актуальна и своевременна.
Следует признать, что детская организация уже довольно давно является объектом пристального внимания исследователей и практиков детского движения, многие из которых видят ее в качестве фактора социализации личности ребенка.
Детская организация ставит перед собой цель – воспитать творческую, самодостаточную личность, которая сможет применять свои познавательные возможности в современном мире, сможет найти свое место в нем, самостоятельно принимать решения, выражать свое мнение, творчески мыслить.
Детские общественные объединения имеют реальные возможности для расширения сферы своих интересов при позитивном отношении к детской инициативе и творчеству взрослой части объединений, что является свидетельством активности, гражданственности, инициативы подрастающего поколения России[3].
Таким образом, общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная направленность, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.
Общественное движение детей и подростков в России – реально существующий факт. Отраден тот факт, что за последние десять лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.
Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности: международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные.
Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи. Многие из них реализуют программы по созданию социальных молодежных служб, бирж труда, развитию детского и молодежного предпринимательства, спорта, выявлению и поддержке молодых талантов, национально-культурному возрождению, летнему отдыху, решению жилищных проблем и т.д.
На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные планы деятельности, программы мероприятий по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по его реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.
В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной. Причина этого в глубоких социально-экономических изменениях, системном кризисе традиционных институтов социализации молодого поколения (в первую очередь семьи, школы). Наиболее актуальным и важным становится сегодня тенденция разрыва в преемственности ценностных ориентиров, зачастую огульного отрицания опыта, накопленного предшествующими поколениями в сфере общественной практики.
В сложившихся условиях наступило время осознать, что вклад в детей сегодня - это вклад в сегодняшнюю безопасность. Укрепление демократии требует хорошо образованного, хорошо информированного, независимого, активного гражданского населения, обладающего чувством солидарности и общей ответственности для достижения общей цели. Этот процесс культурной трансформации, который соединяет общественные и частные сферы жизни, и должен начинаться с раннего возраста[3].
Социально значимая деятельность детей и молодежи способствует социально-экономическому и культурному росту здорового, гуманного, справедливого обществе, уважающего достоинство людей. Через социально значимую деятельность укрепляются человеческие ценности, реализуется социальной потенциал каждого человека, а создание общественных организаций, поддерживающих социальные инициативы, способствует реализации прав каждого человека. Именно общественные организации являются механизмом реализации Декларации ООН: «Мы, народы, имеем силу изменить мир».
Организация Объединенных Наций объявила на период первого двадцатилетия нового века Всемирное движение в интересах детей - новый этап осуществления Конвенции о правах ребёнка. Стратегия этого движения предполагает активное участие самих детей в жизни обществ, характеризуется процессом становления новой педагогической концепции, в центре которой находится личность ребенка и молодого человека, которая обеспечивает самопознание, самоопределение и самореализацию растущей и развивающейся личности. Создание условий для реализации основных идей Конвенции о правах ребенка рассматривается как приобщение к общечеловеческим, гражданским ценностям через включение детей и подростков в реальные общественно-значимые отношения.
Детская организация культивирует и развивает детскую инициативу, активность, личностное самовыражение ребенка в привлекательной социально значимой деятельности; детскую солидарность, помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности; романтика, беззаветность в служении избранной идее.
Создание данной модели будет направлено на воспитание, содействие успешной социализации и социальную защиту подрастающего поколения юных граждан России, с целью консолидации их усилий, совместной выработке единого механизма государственной и общественной молодежной политики является объективной необходимостью[1].
Хотелось бы подчеркнуть, что в качестве основного критерия успешности воспитания в общественном объединении можно рассматривать уровень социальной активности подростков, что выражается в готовности осуществлять и защищать свои права и интересы, не посягая на права и интересы других; готовности к созидательному социальному взаимодействию; способности к социальным инициативам; самостоятельности и устойчивости собственных суждений; степени проявления культуры межличностных отношений и общения.
Надо отметить, что в современной детской организации идет не только обновление процесса развития, но и происходит актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, патриотизма. Именно в детской общественной организации получает человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела, которое зачастую важно не только группе детей, но и для целого жилого района, города, области, и даже страны.
Используя в детской организации коллектив - и как цель, и как средство воспитания, решается множество задач и среди них задачу формирования личности школьника так, чтобы по выходу из школы он умел жить работать в коллективе, гармонично сочетать свои собственные, групповые и коллективные интересы, имел опыт самоуправления и демократических форм поведения, опыт милосердия, гуманизма, потребность в апробации различных социальных ролей и позиций, а главное, ролей лидера, руководителя, цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и интересов.
Огромное значение имеют предлагаемые виды и формы творческой деятельности по выбору детей, а также использование мотивации успеха и достижений, тренинговых занятий, ситуации размышления и восприятия информации в форме лекций, сообщений, бесед, экскурсий, конференций, встреч-диалогов, творческих встреч, культпоходов; ситуации формирования суждения, отношения, способности к общению (дискуссии, свободный диалог, ролевые игры, круглые столы, коллективное планирование, коллективное сочинительство); ситуации, требующей ответственности, способности к принятию решений (деловые игры, работа в микрогруппах, турниры, практикумы, индивидуальные и групповые исследования); ситуации успеха, признания достижений (конкурсы, выставки, игры, смотры, фестивали) [2].
Уверены в том, что «Патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, Забота об улучшении своей и окружающей жизни, Самодеятельность и Творчество, Стремление нести радость людям и самосовершенствоваться, Коллективизм и Товарищество, Гуманизм и уважение к личности в сочетании с высокой товарищеской требовательностью к Человеку, умная игра и активность, неуспокоенность» [3]..- вот что как нам кажется, лежит сегодня в основе детской организации как образа жизни, активной жизненной позиции человека, системы качеств юных граждан России, фактора социального становления личности ребенка.
Практика использования такого инструмента как детская общественная организация, дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.
Следовательно, детские общественные объединения на современном этапе выступают фактором социального становления личности ребенка и многогранном проявлении общественной и гражданской позиции жизни общества.
-
- Литература:
1. Алиева Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Монография. – М.:Макс- Пресс МГУ, 2002. – С.224
2. «Молодежная политика» (в помощь организаторам общественных объединений) (выпуск5) Составили Житкова Е.И., Плеханов Л.Н., Сурикова Ю.В., Жигурова А.В. под ред. Лукьяненко Е.А., Емеличевой Е.А. // Молодежное информационное аналитическое агентство, Астрахань, 1998
3. Теория. Опыт. Методика.- Н.Новгород, изд-во ООО « Педагогические технологии», 2006.-68с.