В статье излагается точка зрения студентов на взаимосвязь толерантности и психологического здоровья подростков. Рассматривается возможность формирования у современных подростков стрессоустойчивости, позитивного настроя на решение проблемных ситуаций, увеличения ресурсности, через развитие толерантного отношения к миру. Представлены психологические исследования влияние уровня толерантности на самочувствие, ресурсность, психологическую устойчивость личности.
Ключевые слова: толерантность, психологическое здоровье личности, стрессоустойчивость, психологические ресурсы подростка.
Каждый человек в обществе имеет внутреннюю систему распознавания людей по принципу «свой — чужой». Люди терпимо относятся к носителям ценностей, схожих со своими, и отрицают носителей ценностей противоположных. Так как же проявляется толерантное отношение, есть ли оно вообще или это миф, а поведение людей в обществе обусловлено жесткими правилами? Насколько хорошо и полезно быть толерантным? И какие факторы влияют на формирование толерантного поведения? В этой статье мы представляем свою точку зрения на роль толерантности в нашей жизни.
Современное общество стоит перед необходимостью решения такой кардинально значимой проблемы, как сохранение здоровья подростков, физического и психического. В её решении особое место должно быть отведено формированию системы их отношений к социуму. В связи с этим задача развития толерантности, обеспечивающей этнокультурное и межличностное взаимодействие, приобретает особый смысл. Формирование и развитие толерантности в качестве условия сохранения психологического здоровья подростков определяется современной социокультурной ситуацией, характеризующейся ростом социальной напряженности, сопровождающейся межэтническими, межконфессиональными и межличностными конфликтами.
Термин «толерантность» имеет медицинское происхождение и означает невосприимчивость организма к антигену [2]. Нарушение толерантности к собственным антигенам приводит к аутоиммунным заболеваниям [2]. Рассмотрев различные социологические трактовки [1, 3, 4], мы считаем, что толерантность, как интегральное свойство личности стоит рассматривать как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию и преобладанию какой-либо одной точки зрения. Толерантность допускает право представителя любой культуры на свободное выражение своих взглядов и реальное поведение в практической жизни при условии благожелательного отношения к культуре, поведению и мнениям других людей.
Интолерантное общение сопровождается фрустрацией социальных потребностей, разрывом эмоционально-значимых связей, возникновением внутриличностного напряжения, искажением ценностных ориентаций, трудностями в понимании себя и другого. Все это ведет к ухудшению психологического здоровья подростков.
Психологическая ресурсность выступает в качестве психологического иммунитета против трудных жизненных ситуаций и опасностей. Важным условием формирования устойчивости против стрессогенных ситуаций является высокая степень мотивированности личности [5]. Ориентированность подростка на преодоление трудностей и достижение цели способствует повышению адаптационных возможностей.
Психологическая ресурсность как комплексное личностное свойство определяется ее практическим обеспечением по трем основным компонентам: эмоциональному (нервно-психическая уравновешенность, эмоциональная уравновешенность); поведенческому (активность, стремление к саморазвитию и самопознанию, толерантность, коммуникативные и межличностные навыки); когнитивному (умение ставить цели и достигать результатов, выработка навыков успешного преодоления стрессовых ситуаций) [5].
Повышение уровня стрессоустойчивости позволяет, в свою очередь, усиливать и накапливать психологические ресурсы преодоления и противостояния стрессу, обеспечивая достижение результата в психологическом здоровье личности.
Исследуя влияние уровня толерантности на психологическую ресурсность личности, мы выявили следующие факторы. Подростки, обладающие высоким уровнем толерантности в сочетании с высоким уровнем ресурсности не только способны с помощью саморегуляции и самоуправления противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды, но и признают самобытность «картины мира» окружающих, их «право на ошибку».
Подросткам, у которых выявлен средний уровень толерантности в соотношении со средним уровнем ресурсности, свойственна постепенная потеря самоконтроля и саморегуляции при длительном воздействии стрессфакторов, при полном принятии внутреннего мира «другого» человека и адекватной оценке окружающего мира.
Подростки, показавшие средний уровень толерантности в соотношении с низким уровнем ресурсности, обладают максимальной ригидностью и трудностями в адаптации, любое внешнее воздействие вызывает у них стресс, могут проявлять толерантные черты, но при этом не всегда понимать «другого» человека в вопросах религии, культуры или поведения. Таким образом, следует, что уровень толерантности влияет на психологическое здоровье подростка.
Соотношение уровней ресурсности с видами толерантности представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношений уровня ресурсности с видами толерантности
У подростков с низкой ресурсностью преобладает толерантность как черта личности (47 %), при этом показатели этнотолерантности (30 %) и социальной толерантности (24 %) сравнительно небольшие, это свидетельствует о том, что подростки менее склонны к принятию сверстников и взрослых с другими национальными и этническими особенностями, принадлежащими к иной социальной группе.
Испытуемые со средним уровнем ресурсности способны проявлять как этнотолерантность (34 %), социальную толерантность (31 %), так и толерантность как черту личности (33 %), с примерно равной интенсивностью, в знакомых, часто встречающихся ситуациях, однако в незнакомой ситуации они могут проявить и нетерпимость по отношению к окружающим людям.
У подростков с высоким уровнем ресурсности преобладают показатели социальной толерантности (43 %), незначительно ниже показатели этнотолерантности (41 %). Это свидетельствует о том, что подростки, способные противостоять неблагоприятным факторам окружающей среды без ущерба для здоровья, способны использовать многомерный подход к оценке событий и людей, принадлежащих к иным социальным или этническим группам.
Отсюда следует, чем выше ресурсность личности, тем более она склонна к проявлению толерантных черт по отношению к окружающему социуму, таких как признание самобытности внутреннего мира другого, адекватная оценка себя и окружающего мира, многомерный подход к событиям и решению проблем. Толерантность человека, как интегральное качество, влияет на психологическую устойчивость (самочувствие, ресурсность, стрессоустойчивость) личности.
Таким образом, толерантность — это не миф, это реальность, которая влияет на психологическое здоровье подрастающего поколения и нуждается в формировании и развитии. Быть толерантным не просто хорошо, но и полезно для физического и психического здоровья.
Литература:
- Большой толковый психологический словарь / Артур Ребер. — М.: Вече: АСТ. — 2001. — 592 с.
- Говалло В. И. Парадоксы иммунологии. Серия: Народный университет. Естественнонаучный факультет. — М.: Знание, 1983. — 168 с.
- Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2004. — 176 с.
- Кухтерина Г. В., Брук Ж. Ю. Взаимосвязь жизнестойкости подростков и стратегий защитно-совладающего поведения // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. — 2015. — № 9.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — 4-е изд. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 176 с.