Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (139) февраль 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 1138 раз

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении / Л. Э. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 402-405. — URL: https://moluch.ru/archive/139/39074/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассмотрена толерантность-интолерантность личности как фактор проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении, показана взаимосвязь между данными понятиями. Описаны результаты организованного и проведённого исследования по изучению влияния уровня толерантности личности на особенности проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, толерантное общение, интолерантные установки, агрессия, старшеклассники

Стремительные перемены в жизни нашей страны, ухудшение качества и уровня жизни российского населения привели к значительным переменам и в отношениях между людьми. Конкуренция, борьба за выживание, неудовлетворенность основных жизненных потребностей способствовали тому, что люди стали агрессивными и враждебными по отношению друг к другу. Непонятны и трудно объяснимы многие факты социальных отклонений, например, межэтнические конфликты или всплески молодежного экстремизма, не поддающиеся никакому логическому объяснению. Современное общество стало интолерантным, то есть проявляющим нетерпение, агрессию, злобу, ненависть, обиду и другие негативные эмоции. Именно интолерантные установки предрасполагают людей к экстремистским, террористическим акциям, участившимся в последние годы.

В связи с актуальностью поднимаемой проблемы возникает теоретический и практический интерес к явлению толерантности как к одному из возможных путей формирования доверия и взаимопонимания между людьми, а значит преодоления различных форм проявления агрессии. 16 ноября 1995 г. в Париже 185 государств-членов Юнеско, включая Россию, провозгласили и приняли Декларацию принципов толерантности. В 2001 г. Правительством Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», направленная на освоение и укоренение установок толерантного поведения как основы согласия в демократическом государстве.

Толерантность — абсолютная нечувствительность или существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта. В личностном плане толерантность может выражаться как толерантность к тревоге и проявляться в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей [2].

Толерантность — явление многоаспектное, многоуровневое, может проявляться в различных формах: психофизиологическая толерантность, социальная толерантность (коммуникативная и этническая), толерантность как система ценностей, толерантность как черта личности.

Интолерантность как нетерпимость личности к проявлениям индивидуальности, системы ценностей, установок, отношений к миру других людей, в смысловом плане сходна с понятием агрессия.

Интерес к проблеме толерантности находит отражение в работах многих отечественных и зарубежных психологов А. Г. Асмолова, Л. В. Байбородовой, Г. В. Безюлевой, А. А. Деркач, К. С. Кожухарь, А. И. Костяковой, О. В. Кравцова, Н. А. Морозовой, Н. В. Недорезовой, А. А. Погодиной, Б. Э. Риэрдон, М. И. Рожкова, Е. В. Селезневой, Г. У. Солдатовой и др.

Анализ исследований показывает общие тенденции понимания толерантности как терпимости к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию, обеспечивающей сосуществование в рамках определенных отношений, в том числе и в процессах взаимодействия.

А. Г. Асмолов подчеркивает, что толерантность — это не просто терпимость к различиям, к другим людям, к отличающимся мнениям, взглядам. Толерантность предполагает умение быть терпимым, сохраняя собственные ценности, индивидуальность [1].

В зарубежной психологии многие исследования тематически близки проблематике толерантности/интолерантности. Это работы о механизмах и проявлениях агрессии, национальной, религиозной и расовой нетерпимости, ксенофобии, о развитии в онтогенезе кооперации и сотрудничества и др.

Согласно позиции отечественных и зарубежных психологов, именно юношеский период является наиболее оптимальным и сензитивным для формирования толерантности как черты личности. Ведь в данном возрастном периоде происходит развитие рефлексии, эмпатии, познавательной мотивации, повышается потребность в коммуникации и социальной активности. Благодаря этому повышается интерес к собственной личности и самопознанию. Поэтому в юношеский период заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, духовность, толерантность.

Сегодня молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей. У молодежи формируются другие ценности и установки, появляются трудности, связанные с отсутствием толерантных моделей поведения в новых условиях жизни. И именно поэтому формирование толерантных установок в условиях нестабильного и неоднородного российского общества необходимо для преодоления существующих форм проявления нетерпимости в молодежной среде.

Низкий уровень личностной и психофизиологической толерантности, интолерантные установки личности как психологическая неготовность личности к терпимости, взаимопониманию в процессе общения с людьми, конечно же, будут вести к формированию агрессивного поведения у современных старшеклассников. А агрессия как черта личности будет провоцировать формирование интолерантных установок [1].

Важность процесса формирования толерантности у молодежи мы видим в том, что она составляет основу взаимопонимания и обеспечивает продуктивное взаимодействие между людьми. Отсутствие взаимопонимания ведет к повышению конфликтности взаимодействия, проявлению недоверия людям, снижению интенсивности взаимодействия между людьми, саморазрушению самой личности. Агрессия, направляемая на других, может обернуться для человека потерей чувства безопасности, развитием фрустрации. Наличие взаимодействия, основанного на взаимопонимании, напротив, способствует выработке у индивида чувства безопасности, уверенности в собственных действиях, и как следствие, развитию ценностных установок личности.

Учитывая актуальность обозначенной проблемы, мы организовали и провели теоретико-прикладное исследование.

Целью исследования стало изучение влияния уровня толерантности личности на особенности проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении.

Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном образовательном учреждение Колодезянской средней общеобразовательной школе в период с марта 2016 г. по май 2016 г. В исследовании приняли участие старшеклассники (учащиеся 8–10 классов) в количестве 50 человек в возрасте от 15 до 17 лет, из них 25 девушек и 25 юношей.

Для проведения тестирования были выбраны следующие методики: беседа, наблюдение за общением, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» И. Б. Дерманова; экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова; опросник «Толерантные и интолерантные установки личности» В. В. Бойко; личностный опросник FPI; методы статистической обработки данных: Q — критерий Розенбаума для независимых выборок, коэффициент корреляции Спирмена (rS при уровне достоверности p<0,01).

Изучение уровня общей толерантности позволяет выделить две группы старшеклассников: 68 % старшеклассников, имеющих средний уровень общей толерантности и 32 % старшеклассников, имеющих низкий уровень общей толерантности. Наблюдается наибольшее снижение этнической и социальной толерантности у старшеклассников. Наиболее сохранна толерантность как черта личности.

Для старшеклассников с низким уровнем толерантности характерно преобладание интолерантных установок по отношению к другим людям. Наиболее выражены такие интолерантные установки как нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другому людьми; неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности; неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров; использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей и категоричность или консерватизм в оценках других людей. Старшеклассники со средним уровнем толерантности стремятся к принятию и пониманию других людей, их индивидуальности, способны прощать ошибки, терпимы к недостаткам, обидам, проявляют такт в процессе общения.

Между уровнем толерантности и выраженностью интолерантных установок личности существует отрицательная корреляционная зависимость. Чем выше толерантность, тем ниже выраженность интолерантных установок личности. Наибольшее влияние на снижение интолерантных установок оказывает социальная толерантность.

Для старшеклассников со средним уровнем толерантности характерна умеренная позитивная агрессивность, проявляющаяся в достаточно высокой напористости и низкая негативная агрессивность. Старшеклассники стараются учитывать мнение других людей, не мстительны. Конфликтность для старшеклассников со средним уровнем толерантности не характерна. Они предпочитают мирное решение проблем, стремятся к сотрудничеству, взаимным уступкам в конфликте. Эмоциональная устойчивость старшеклассников достаточная, они сдержанны, не импульсивны, проявляют умеренную обидчивость и подозрительность.

Для старшеклассников с низким уровнем толерантности характерна умеренная позитивная агрессивность, проявляющаяся в сочетании напористости и неуступчивости, высокая негативная агрессивность. Старшеклассники проявляют нетерпимость к мнению других, мстительность. Конфликтность у старшеклассников с низким уровнем толерантности высокая. Они стремятся к соперничеству в конфликте, проявляют раздражительность, импульсивность, обидчивость, подозрительность.

Между уровнем толерантности и негативной агрессивностью, конфликтностью существует отрицательная корреляционная зависимость. Чем выше толерантность, тем ниже уровень негативной агрессивности и конфликтности.

Между уровнем интолерантных и агрессивных установок личности существует положительная корреляционная взаимосвязь. Чем выше уровень выраженности интолерантных установок по отношению к другим людям, тем больше личность склонна к проявлению агрессии в межличностном общении. Наибольшая зависимость получена между уровнем агрессивности личности и такими интолерантными установками как использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей; категоричность или консерватизм в оценках других людей; нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другому людьми; неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других.

Взаимосвязь между толерантностью и агрессивностью опосредована рядом эмоционально-личностных особенностей старшеклассников. Эмоционально-личностными особенностями, способствующими снижению толерантности и повышающими возможность проявления агрессивного поведения среди старшеклассников, являются импульсивность, враждебность, эмоционально-волевая неустойчивость, раздражительность, недоверчивость, доминантность.

Полученные результаты исследования легли в основу разработки практических рекомендаций и программы социально-психологического тренинга для старшеклассников, направленных на снижение агрессивности поведения и формирование толерантных установок к окружающему миру.

Проведение психопрофилактической работы со старшеклассниками с целью предотвращения формирования интолерантных установок по отношению к другим людям и окружающему миру, является важным направлением деятельности педагогов-психологов.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психология толерантности / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2015.
  2. Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении / Г. С. Кожухарь // Вопросы психологии. — 2006. — № 2. — С. 3–12.
Основные термины (генерируются автоматически): межличностное общение, толерантность, FPI, агрессия, изучение влияния уровня толерантности личности, особенность проявления агрессии, проявление агрессии, психофизиологическая толерантность, система ценностей, старшеклассник, установка, черт личности, юношеский период.


Ключевые слова

толерантность, старшеклассники, интолерантность, агрессия, толерантное общение, интолерантные установки

Похожие статьи

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации

Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Толерантность молодежи в современном обществе

В своей работе автор рассматривает проблемы, связанные с формированием толерантности у молодежи, а также выявляет, какие уровни толерантности доминируют среди учащихся 9–11 классов учащихся общеобразовательной школы и разрабатывает рекомендации по то...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений

В статье авторы пытаются изучить влияние межличностного отношения на эмоциональное состояние личности. Объектом данного исследования являются эмоциональные состояния, а предметом — эмоциональные состояния при межличностном общении. Целью данного иссл...

Похожие статьи

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков

В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...

Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации

Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...

Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения

В данной статье рассмотрена коммуникативная компетентность младших школьников с разным уровнем воображения. Дана характеристика понятию «коммуникативная компетентность», ее компонентам. Проанализированы особенности развития воображения в младшем школ...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Толерантность молодежи в современном обществе

В своей работе автор рассматривает проблемы, связанные с формированием толерантности у молодежи, а также выявляет, какие уровни толерантности доминируют среди учащихся 9–11 классов учащихся общеобразовательной школы и разрабатывает рекомендации по то...

Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа

В статье рассмотрены понятия агрессии и агрессивности, причины, шкалы и показатели агрессивности. Представлены результаты исследования агрессивности первокурсников колледжа по психолого-педагогической методике «Опросник Л. Г. Почебут». Рассмотрены ос...

Взаимосвязь эмоциональных процессов и межличностных отношений

В статье авторы пытаются изучить влияние межличностного отношения на эмоциональное состояние личности. Объектом данного исследования являются эмоциональные состояния, а предметом — эмоциональные состояния при межличностном общении. Целью данного иссл...

Задать вопрос