Исследование социально-педагогической проблемы подросткового возраста на примере школьного буллинга
Автор: Зубкова Анна Романовна
Рубрика: Педагогика социальной работы
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 20.08.2019
Статья просмотрена: 809 раз
Библиографическое описание:
Зубкова, А. Р. Исследование социально-педагогической проблемы подросткового возраста на примере школьного буллинга / А. Р. Зубкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 60-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/139/4394/ (дата обращения: 16.12.2024).
Современный социально-экономический и социокультурный уровень жизни способствуют формированию и развитию агрессивных тенденций в подростковой среде, что приводит к возникновению насилия и жестокости в отношениях между людьми. Одной из форм конфликтного взаимодействия среди подростков является буллинг. Это травля школьная — тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации. Это острый, но часто скрытый и психологически сложный процесс подавления школьника (школьников) одним, чаще — группой, учеников с использованием психологической или физической угрозы [1].
Буллинг — ученик подвергается травле, когда в течение времени по отношению к нему осуществляются агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, он остро переживает, но по разным причинам не может ответить на агрессию [2]. Данное явление отличается остротой и длительностью последствий, проявляющихся у всех его участников, в школьной среде негативно отражается на развитии личности подростка. Распространение данного явления в среде подростков вызывает необходимость поиска эффективных форм профилактической работы.
Данная проблема очень актуальна, анализируя обращения классных руководителей и родителей учащихся школы, разбирая конфликтные ситуации среди учащихся, выявляются причины буллинга.
1-м этапом профилактики является диагностика. Для исследования использовались: социометрия (Джорджа Морено), методика «Диагностика враждебности» (по шкале Кука — Медлей), экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), опросник Басса — Дарки, тест «Описание поведения в конфликте К.Томаса», тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут), «Шкала эмоционального отклика» А.Меграбяна и Н.Эпштейна.
Так как это серьезная проблема, необходимо ознакомится с теоретическим материалом, и провести исследование в образовательном учреждении, выявить причины его возникновения и какие профилактические меры нужно предпринимать.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения: многие дети постоянно попадают в проблемные ситуации, у них не хватает базовых социальных умений, они социально не компетентны в вопросах коммуникации и общения.
Целью исследования было разработать и апробировать на практике формы социально-педагогической профилактики буллинга среди подростков в образовательной организации.
Исследование проводилось в МБОУ города Иркутска СОШ № 77.
В исследовании приняли участие 60 учащихся в возрасте 11–13 лет, из них 32 мальчика, 28 девочек.
Необходимо понимать разницу между конфликтом и буллингом, рассмотрим таблицу [3].
Таблица 1
Различия конфликтов и буллинга
Нормальные конфликты между сверстниками |
Буллинг |
«Власть» распределена равномерно между участниками, нет предводителя. Во время ссоры все говорят примерно поровну. |
«Власть» распределена неравномерно. |
Дети, участники конфликта, часто играют вместе. |
Дети, участники конфликта, редко играют вместе. |
Происходят время от времени. |
Действия повторяются и оказывают деморализующее влияние. |
Происходят по недоразумению. |
Действия являются намеренными и осуществляются сознательно. |
Не представляют ничего серьезного. |
Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда. |
Мнения и позиции участников могут различаться, но они не хотят причинять друг другу вреда. |
Представляет серьезную угрозу нанесения физического и психологического вреда. |
Обе конфликтующие стороны чувствуют себя эмоционально не очень хорошо. |
У жертвы отмечается бурная негативная эмоциональная реакция, буллер же получает удовольствие. |
За поведением стоит желание что-то изменить (чтобы что-то было по-другому). |
За поведением стоит желание власти, контроля над другим человеком или материальный интерес. |
Конфликтующие стороны испытывают угрызения совести, если ни сделали что-то не так (поступили несправедливо); — они чувствуют свою ответственность. |
У буллера нет угрызений совести, — в конце концов виноватой оказывается жертва. |
Участники конфликта прилагают усилия, чтобы разрешить проблему. |
Буллер не прилагает никаких усилий для разрешения проблемы. |
Вот как определяет типичные черты учащихся, склонных становиться булли, норвежский психолог Д. Ольвеус: они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей; они импульсивны и легко приходят в ярость; они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей; они не испытывают сочувствия к своим жертвам; если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков [3]. Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты: они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкое самоуважение; они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве; они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), ученые отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
В результате проведенных исследований были выявлены следующие данные:
- 34 % детей имеют низкий уровень развития эмпатии. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, не находят взаимопонимания с окружающими.
- 41 % испытуемых можно отнести к группе риска, у них в ходе обследования выявлен низкий уровень толерантности. Их результаты свидетельствуют о высокой интолерантности и наличии таких выраженных установок по отношению к окружающему миру и людям.
- 37 % детей выявлен средний уровень толерантности: в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других — могут проявлять интолерантность.
- 35 % подростков относятся к категории «агрессивные». Для них характерны высокие показатели по большинству шкал. У таких детей велико стремление к применению физической силы против другого лица, они демонстрируют высокую склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости. Им свойствен высокий уровень негативизма, как оппозиционная мера поведения, направленная против авторитета или руководства; у них высокий показатель по шкале «обида», трактуемая авторами опросника Басса — Дарки, как зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Они проявляют повышенную подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им вред.
- 27 % испытуемых предпочитают стратегию соперничества. Они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Около 23 % готовы к сотрудничеству, приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. 20 % подростков выбирают избегание, или уход, для которого характерно отсутствие стремления, как к кооперации, так и к достижению собственных целей. Около 17 % могут пойти на компромисс, как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 13 % детей предпочитают стратегию приспособления — принесение в жертву собственных интересов ради другого. 18 % подростков по результатам применения методики социометрия, могут быть отнесены к категории «непринятые». Это члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причинами такого поведения могут быть личностные особенности (застенчивость, интроверсия, чувство неполноценности и неуверенности в себе).
- Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее ведет к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации, и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой стороны, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные формы.
- У 45 % современных подростков буллинг соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности. 55 % имеют высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности. Вербальная агрессия у подростка 60 %, физическая агрессия 10 %, предметная агрессия 5 %, эмоциональная агрессия 8 % и самоагрессия 17 %. Отсюда вывод, что в большинстве подростки подвергаются вербальной агрессии и самоагрессии. 86 % знают, что буллинг — это агрессивное преследование чего-либо. Подростки видят причины унижения, 77 % считают это желание самоутверждения, 45 % желание скрыть свои недостатки и 40 % это вымещение злобы на других, чувство мести. 86 % ответили, что наблюдали социальную агрессию по отношению к другим. 70 % подростков испытывали чувство незащищённости, ненависть 25 % и злобу 5 %. Учащиеся не готовы входить в конфликт, с возможностью выйти из него благополучно, неуверенно чувствуют себя при проявлении агрессии и буллинга в их сторону. 82 % подростков считают, что агрессию могут предупредить специалисты: психологи, социальные педагоги, 28 % помочь может администрация школы и всего 1 %, считает, что могут помочь учителя.
Таким образом, можно предположить, что современные подростки эмоциональные, не умеющие адаптироваться среди своих сверстников.
В рамках исследования были выделены несколько проблемных участков, для их решения разработана серия мероприятий по социально-педагогической профилактике буллинга в подростковом возрасте, направленная на решение следующих задач:
- Снижение агрессивных и враждебных реакций; оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
- Формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
- Развитие толерантности, эмпатии.
Серия мероприятий рассчитана на 10 занятий, продолжительность одного занятия — 60–90 минут. Интенсивность занятий — 2–3 раза в неделю.
В мероприятиях используется групповая форма работы.
Структура занятия:
- Вводная часть — набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности.
- Основной этап — беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия.
- Рефлексия — в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами.
Основу программы составляют различные игры и упражнения. Рассмотрим таблицу. Социальный педагог по своему усмотрению может их группировать и сочетать — в зависимости от целей, которые он поставил, работая со школьниками по проблеме профилактики социальной агрессии.
Таблица 2
План мероприятий по профилактике буллинга среди подростков
Тема мероприятия |
Форма организации |
Время |
«Борьба с насилием нравственностью». |
Беседа |
45 минут |
«Конфликт и пути его разрешения». |
Тренинговое занятие |
90 мин |
«Учись контролировать агрессию». |
Тренинговое занятие |
45 минут |
«Сглаживание конфликтов». |
Ролевая игра |
45минут |
«Подростковая жестокость и агрессия: конфликты между группой и личностью». |
Круглый стол |
90минут |
«Контакты и конфликты». |
Дискуссия |
45 минут |
«Мир без конфликтов». |
Тренинговое занятие |
1час 30 минут |
«Школьному буллингу нет!». |
Тренинговое занятие |
45 мин |
«Подросток и конфликт». |
Тренинговое занятие |
45 мин |
«Законы сохранения доброты». |
Круглый стол |
45 мин |
Мероприятия предназначены для учащихся 6–8 классов, могут реализовываться социальным педагогом, педагогом психологом, классным руководителем.
Цель мероприятий — профилактика социально-педагогического буллинга среди подростков в образовательной организации. Задача социального педагога научить все задействованные в конфликте стороны, избегать подобных ситуаций и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт. Способствовать повышению психологической грамотности учителей по данной проблеме, таким образом содействовать оптимизации образовательного пространства.
Литература:
- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006–528с.: ил.
- Ольвеус Д. «Буллинг в школе». Dan Olweus: Gewalt in der Schule, Bern (u.a.), 1996, S. 60 f:
- Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать?/Д.Ольвеус. — М., 1993–135 с.