Проблема этапа адаптации в образовательных учреждениях закрытого типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (530) август 2024 г.

Дата публикации: 03.08.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Боклогова, О. П. Проблема этапа адаптации в образовательных учреждениях закрытого типа / О. П. Боклогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 31 (530). — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/archive/530/116955/ (дата обращения: 15.11.2024).



Процесс информатизации в настоящее время происходит на счет роста производительности преподавателя и обучающихся в единицу времени (урока) повышая требования к подготовке обучающихся, в том числе и будущих офицеров. Тенденция развития образования сосредоточена на индивидуальной проектно-поисковой и проектно-исследовательской деятельности преподавателей и воспитанников, что даёт возможность сократить пропасть между стремительно развивающимися информационными технологиями и устоявшейся практикой преподавания и обучения в образовательном учреждении. Развитие каких компетенций стали приоритетными? Во-первых, освоение новых информационно-коммуникационных технологий; во-вторых, умение самостоятельно осуществлять поиск информации, владеть искусством анализировать полученные данные, точно её интерпретировать, выделять значимые факты, адекватно оценивать свою деятельность. Хотелось бы затронуть такой немаловажный аспект образовательной среды как адаптация.

Интерес к данному аспекту вытекает из специфики довузовских образовательных учреждений МО РФ. Высокая социальная значимость деятельности преподавателя, а главное успех этой деятельности во многом зависит от готовности кадет к эффективному обучению, что напрямую увеличивает ценность, авторитет образовательного учреждения. Чем определяется готовность воспитанника к образовательному процессу? Безусловно первый и самый важный этап адаптации. Поступление в училище- судьбоносный, энергозатратный переход во взрослую жизнь, с сопутствующими триггерами в виде расставания с родителями, ограничением в передвижении, выполнением команд воспитателей, командиров класса, сомнений в своей подготовке к учёбе в данном образовательном учреждении.

Активный интерес в среде образования через толкование образовательной среды базируется на изменениях в социуме, целей образования и личностно-ориентированный подход. Именно образовательная среда на вершине пирамиды факторов, влияющих на всестороннее развитие обучающегося, его личности, понимания его места как в образовательном процессе, так и в жизни, удовлетворение личных амбиций в получении знаний. Понимание обучающимися того, что они не просто являются принимающей стороной, но и активными участниками формирования образовательной среды даёт возможность получить продуктивное взаимодействие самого обучающегося и среды.

Т. Гущина в своих исследованиях говорит о том, что под образовательной средой следует понимать систему педагогических и психологических условий, которые создают возможность для раскрытия индивидуальных особенностей личности, так и еще не проявившихся интересов и способностей [2, C.189]

А. Лактионова считает, что образовательная среда есть психолого-педагогическая реальность, содержащая социально организованные условия для формирования личности, а также возможности для её развития в рамках социального и пространственно-предметного окружения [3, с. 46].

Таким образом, можно говорить о том, что образовательная среда — это комплекс психологических и педагогических показателей для успешного обучения и готовности принять обучение детьми.

Современными авторами выделяются множество типов образовательной среды, среди них учебная, технологическая, информационная, традиционная, социальная, творческая, гуманитарная, коммуникативная, игровая, и многие другие. Особый интерес представляют инновационная (Г. Беляев, М. Диденко, Ю. Карпова, Н. Разина и др.), рефлексивная (Т. Давыденко, И. Шумакова, А. Малахова), здоровьесберегающая (М. Сентизова, Н. Рылова, Г. Тушина) среды. Следует отметить, что понятие образовательной среды достаточно гибкое и список приведённых примеров не является исчерпывающим. С. Тарасов в своей работе устанавливает следующую типологию образовательных сред: в зависимости от стиля взаимодействия в среде (конкурентная или кооперативная, гуманистическая или технократическая и т. д.); в зависимости от характера отношений к социальному опыту и его трансляции (классическая или инновационная, национальная или наднациональная и т. д.); в зависимости от уровня творческой активности (творческая или регламентированная); в зависимости от характера взаимодействия с внешней средой (открытая или закрытая) [4, с. 136].

Зафиксировать внимание хотелось бы на двух типах образовательных сред — здоровьесберегающий и среде в зависимости от характера взаимодействия с внешней средой. Именно они являются вектором в образовательном учреждении закрытого типа, не умаляя важности обучающих сред, перечисленных выше. Ни одна образовательная среда не существует автономно, напротив лишь прочная связь различных сред может давать тот высокий результат, в зависимости от поставленных задач образовательной организацией.

При обучении в кадетском училище воспитанники проходят подготовку не только по программе основного общего и среднего общего образования. В ходе обучения кадеты проходят и некоторые этапы военной подготовки, строевой подготовки, получают умения и навыки армейского рукопашного боя, проходят учения на военных объектам МО. Воспитанник кадетского училища проходит обучение большую часть времени в стенах учебного заведения. Деятельность воспитанников строго регламентирована и является частью образовательного процесса. В связи с этим важная роль отводится адаптации — в первый год обучения, здоровьесбережению — на весь период обучения и, конечно, особенностям, связанным с закрытым типом образовательной организации. Образовательная среда несёт в себе задачу «погрузить» воспитанников в условия постоянного выполнения своих обязанностей, команд командира, воспитателя, осуществить трансформацию сознания и мировоззрения, нацелить на приобретение компетенций будущего офицера.

В период адаптации воспитанники усваивают социальные нормы и определяют свою роль в коллективе, выстраивают правила взаимоотношений. В этот важный период закладывается система духовно-нравственных ценностей, понимание того, что воспитанник стал частью новой системы, уставной системы, в которой строгие правила, ряд наказаний и поощрений; воспитанники узнают специфику познавательной деятельности учебной организации; принимают режимность заведения, ношение формы, построения. Для плавного вхождения воспитанников в образовательный процесс необходимо создать в учебной организации такую среду, которая будет способствовать активному включению кадет в значимые для них виды деятельности. Объём учебной нагрузки, дополнительные занятия, консультации ведут к снижению учебной мотивации, ввиду отсутствия самостоятельности, личной обязательности, умения корректно распределять учебное и свободное время. Очень точно определил понятие адаптации А. И. Воложин — адаптация — это составная часть приспособительных реакций системы на изменение условий среды существования, выражающаяся в том, что система, реагируя на изменения, перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существования как целого [1, с. 53]. Данное понятие следует рассматривать с двух сторон: воспитанник-образовательное учреждение. В силу своей гибкости, образовательная среда образовательной организации частично имеет возможность подстроиться под определённые обстоятельства, давая возможность преодолеть воспитаннику кризис перестраивания к новым требованиям.

Как отмечают психологи, длительность процесса адаптации индивидуальна и занимает от двух-трех месяцев до года. Тем не менее, это достаточный срок, чтобы командиры, воспитатели и преподаватели могли помочь курсанту ускорить и облегчить этапы переживания адаптации [6, с.42].

Успешная адаптация является одним из фундаментальных факторов, влияющих на желание учиться, на преимущество находиться в данном учебном заведении, на возможность быть полезным товарищам и Родине.

Литература:

  1. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологоческий механизм приспособления: учеб. для студентов мед. Вузов. М., 1987. 176 с.
  2. Гущина Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования / Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) — 2011. — № 4. — С. 187–190.
  3. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. — 2010. — № 128. — С. 40–54.
  4. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. — 2011. — №
  5. Андреев, Д. В. Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса / Д. В. Андреев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 157–159. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97364/
  6. Федосеева А. В. Организация профессиональной адаптации //Современные проблемы науки и образования /А. В. Федосеева.- 2015.-№ 1.- С.40–42.
  7. Холина Л. И., Андреев Д. В. Социально-педагогическая адаптация первокурсников военного вуза в процессе социализации // Сибирский учитель. 2020. № 5 (132). С. 88–92.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, образовательное учреждение, образовательный процесс, воспитанник, образовательная организация, среда, внешняя среда, кадетское училище, учебная организация, учебное заведение.


Задать вопрос