В статье автором рассматривается проблема адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе, трудности, встречаемые на начальном этапе обучения в вузе, а также определяются меры по профилактике дезадаптационных процессов в среде студентов-первокурсников.
Ключевые слова: студенты первого курса, трудности в адаптации, дезадаптация, обучение в вузе.
В современное время возрастает актуальность проведения исследований проблемы дезадаптации студентов первого курса к образовательным условиям в вузе [9, c. 6]. Обучение на первом курсе вуза требует от обучающегося активных действий по приспособлению к новым образовательным условиям, принятия роли студента [1, c. 180]. От способностей обучающегося адаптироваться «к различным требованиям среды (социальным, физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [2, c. 110] напрямую зависит эффективность образовательного процесса.
Принципиальное отличие школьного образовательного процесса от вузовского провоцирует напряжение, тревожность и сомнительность у студентов первого курса, усложняя их адаптацию. Оказание содействия студентам первого курса к учебной среде признаётся актуальным направлением внутривузовской деятельности, т. к. обучающемуся следует пройти профессиональную социализацию, начать вхождение в профессиональную деятельность.
Отдельного внимания заслуживают иностранные студенты, сталкивающиеся не только с проблемой адаптации к новой образовательной среде, но и культурно-языковым барьером, препятствующим им влиться в коллектив. Данная тематика послужила основанием для проведения опроса среди студентов-иностранцев первого курса обучения в МГУ им. Ломоносова, проведенного Н. С. Зимовой: на вопрос «Как Вы проводите свой досуг?» респонденты отметили, что в значительной части общаются с представителями их диаспоры (97 %), что свидетельствует о закрытости иностранных студентов и проблемности их вливания в многонациональный студенческий коллектив [4, c. 119].
Немаловажным критерием адаптации иностранных студентов первого курса является их коммуникация с одногруппниками и преподавателями. Опрос, проведенный Т. В. Лебедевой и А. А. Субботиным, среди иностранных студентов-первокурсников МГУ им. Ломоносова свидетельствует о том, что 68 % респондентов обучаются в смешанной по национальному признаку группе. Доля респондентов, которым трудно найти общий язык с одногруппниками, составил 10 % [6, c. 250]. Кроме того, популяризация дистанционного образования приводит к нарастанию числа студентов, получающих высшее образование при помощи дистанционных образовательных технологий (далее — ДОТ).
Опрос, проведенный И. П. Мироновым и Т. А. Белозеровой среди нескольких вузов, в 2020 г. показал крайне низкий уровень удовлетворенность высшим образованием, получаемым студентами при помощи ДОТ (9,8 %), остальные восприняли такую меру в качестве вынужденной и обусловленной ковидными ограничениями (90,2 %). Среди опрошенных почти половина (46,7 %) отметили о наличии серьёзных психофизиологических нагрузок на зрение, 24 % — трудности с концентрацией в связи с усвоением учебного материала при помощи ДОТ, а 16,7 % — на нервное и эмоциональное перенапряжение. В феврале 2021 г. этими авторами проводится новый опрос, где 24 % респондентов отметили высокую нагрузку на органы зрения, а 24,3 % — избыточное стрессовое напряжение [7, c. 210].
Трудности, встречаемые студентами-первокурсниками в вузе, целесообразно объединить в 5 групп:
– первую группу составляет проблема, связанная со взаимоотношениями с другими людьми, в частности с одногруппниками (одногруппницами) и преподавателями. Сюда относятся трудности, вызванные изменением социальных связей, возникновением совместного быта в общежитии с новыми людьми, взаимодействием с преподавателями, расставанием с близкими, давлением от родителей, утверждением социального статуса в новой группе, проявлением своей индивидуальности;
– вторую группу составляет проблема самоорганизации. Сюда относятся трудности, вызванные слабой дисциплинированностью, требуемой для усвоения образовательной программы, самостоятельным ведением быта, решением финансовых вопросов;
– третью группу составляют проблемы, связанные с учебным процессом. Сюда относятся трудности в усвоении учебного материала, ощутимого увеличения длительности занятий и темпа обучения, сдаче первой сессии;
– четвертую группу составляют трудности, вызванные ориентацией в новом пространстве жизни. Обучение, потребовавшее изменение привычной дислокации, сопровождается такими проблемами, как освоение новой территории (города, где находится вуз), незнание системы организации вуза, культурно-языковые барьеры;
– пятую группу составляют личностные трудности, проявляющиеся в сомнениях в собственных силах, умениях и возможностях, неверным выбором направления и /или специальности обучения, состоянием стресса и напряжением.
Из изложенного, по мнению Н. Р. Салиховой и А. Р. Фахрутдиновой, следует, что «самой частой обобщенной категорией трудностей при поступлении на первый курс вуза и на первых этапах обучения выступает целостная перестройка всей системы отношений и взаимодействия человека с миром (80,4 %). И, согласно результатам исследования, наиболее типичной и актуальной проблемой после начала обучения в вузе в рамках данной категории является необходимость интеграции в новые социальные общности. В подавляющем большинстве научно-исследовательских работ отмечается этот вид трудности (69,3 %). Причем наиболее часто упоминается сложность налаживания контактов и установления взаимодействия со сверстниками — уже не в классе, школе, а в студенческой группе (59,2 %). Трудности взаимодействия с преподавателями отмечаются много реже (11,7 %), хотя, анализируя ответы, можно заметить, что именно здесь причина формирования негативного отношения к [учебному] предмету» [8, c. 106].
Приведенные данные требуют психологического сопровождения и оздоровления психического состояния студентов-первокурсников на начальных этапах обучения. С этой целью предлагается:
– проведение внеучебной деятельности, направленной для студентов-первокурсников;
– привлечение студентов второго и третьего курса к процессу адаптации студентов первого курса;
– оказание помощи преподавателям в вопросе адаптации студентов первого курса;
– вовлечение студентов первого курса в творческие и спортивно-оздоровительные занятия [3, c. 115].
Для стабилизации его психологического состояния рекомендуется проведение ряда мероприятий, направленных на отвлечение от источника стресса и адаптацию студента к условиям обучения в вузе (например, проведение внеучебной деятельности, направленной для студентов-первокурсников; привлечение студентов второго и третьего курса к процессу адаптации студентов первого курса). Так, например, в ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» существует три формы внеучебной деятельности студентов и аспирантов:
– молодёжные объединения ТГУ;
– волонтёрство и добровольчество;
– профком студентов и аспирантов.
В целом, система внеучебной деятельности в ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет» позволяет студентам первого курса ускорить процесс адаптации к образовательной срезе вуза. Однако, требуется уточнить, что включение студентов в систему внеучебной деятельности ситуативно затрудняется повышенной нагрузкой учебной программы, препятствующей разностороннему развитию студента. Представляется верным позиция, согласно которой «включение студентов в систему внеучебной деятельности повышает эффективность адаптационного процесса к их обучению в вузе … систематическая психолого-педагогическая поддержка студентов [имеется в виду в рамках коллектива внеучебной деятельности] содействует формированию таких личностных качеств обучающихся, как самостоятельность, уверенность в себе, умение интегрироваться в учебный коллектив и университетское сообщество, способствуют улучшению академической успеваемости» [5, c. 220]. В связи с этим требуется баланс между учебной и внеучебной деятельностью студентов-первокурсников: при поступлении в вуз следует избегать излишней нагрузки учебной программой, соблюдая принцип динамичного возрастания нагрузки. Подобный подход позволит удерживать планку психологической нагрузки студента-первокурсника на стабильном уровне, препятствуя его выгоранию и возникновению (развитию) дезадаптивных процессов.
Литература:
- Антипова Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. — 2012. — № 2. — С. 178–182.
- Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — П.: Книголюб, 2012. — 270 с.
- Голубева Н. Д., Климова, Е. С. Некоторые аспекты исследования социального пространства студента // Вестник Самарского муниципального института управления. Самара. 2020. № 1. С. 113–122.
- Зимова Н. С. Особенности адаптации учебных мигрантов в условиях пандемии: опыт МГУ им. М. В. Ломоносова // Научный результат. Социология и управление. Т. 8. №. 2. 2022, С. 112–130.
- Кошелева Ю. П., Прутько Г. В. Влияние внеучебной проектной деятельности на социально-психологическую адаптацию студентов вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, №. 3 (836), 2020, С. 206–221.
- Лебедева Т. В., Субботин А. А. Особенности адаптации иностранных студентов в МГУ: достижения, проблемы, перспективы // Философия хозяйства. 2019. № 5. С. 235–267.
- Миронов И. П., Белозерова Т. А. Адаптация студентов в посткарантинный период // Известия УрФУ. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2022. Т. 28. № 2. С. 200–212.
- Салихова Н. Р., Фахрутдинова А. Р. Трудности адаптации первокурсников к обучению в вузе // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», №. 1, 2021, С. 97–113.
- Смирнов А. А. Адаптация студентов и образ вуза: монография / А. А. Смирнов, Н. Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГу, 2010. — 168 с.