Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 14.06.2016

Статья просмотрена: 1176 раз

Библиографическое описание:

Мерзликин, А. Ю. Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией / А. Ю. Мерзликин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1359-1362. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31539/ (дата обращения: 15.11.2024).



В результате реорганизации образовательных учреждений и формирования крупной образовательной организации происходит объединение дошкольных и школьных специалистов социально-психологического направления в многопрофильную службу психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса, обеспечивающую сопровождение детей с трёх до восемнадцати лет. В зависимости от размеров образовательной организации (численность контингента обучающихся и воспитанников, размер штата специалистов психолого-педагогической направленности, специфики образовательного учреждения и т. д.) данную службу может возглавлять как отдельный заместитель директора, так и старший методист.

Основной должностной функцией руководителя службы является координация работы специалистов школы: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, работающих в дошкольных и школьных структурных подразделениях, их интеграция в целостную систему психологического обеспечения образовательного процесса.

На начальном этапе формирования службы её руководитель и специалисты, совместно с другими службами и отделами образовательной организации, должны разработать и утвердить локальные акты:

– Положение о службе психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса (приказ «О создании Службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса» регулирует, определяет функциональную ответственность и направление деятельности);

– Положение о методическом объединении службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса;

– Положение о методическом совете службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса;

– Положение о психолого-педагогическом консилиуме (приказ «Об организации работы психолого-педагогического консилиума» определяет алгоритм работы, этапы взаимодействия с вышестоящими организациями, горизонтальные связи внутри образовательной организация, механизм реализации функциональных обязанностей специалистов и т. д.).

Основная цель службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса — это повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей, организация и координация непрерывного психологического сопровождения образовательной среды, оказание комплексной многопрофильной помощи обучающимся и воспитанникам.

Одна из первоочередных задач службы — это создание психолого-педагогический консилиум образовательной организации, который будет тесно взаимодействовать с ЦПМПК. Основной задачей консилиума является выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии ребёнка, при необходимости изменение условий получения образования.

Также важно определить основные направления работы специалистов службы:

Во-первых, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольных и школьных отделениях образовательной организации, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ:

– психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ;

– психологическое консультирование субъектов образовательного процесса;

– коррекционно-развивающая работа с воспитанниками дошкольных учреждений и обучающимися;

– психологическая диагностика воспитанников и обучающихся;

– психопрофилактика (сохранение и укрепление психологического здоровья) воспитанников и обучающихся.

Во-вторых, оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления:

– психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

– психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно- процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На методических объединениях и методических советах службы обсуждаются вопросы создания психолого-педагогические условий реализации основной образовательной программы дошкольного, начального общего, основного и среднего образования в соответствии с ФГОС ОО, организации и координации непрерывного психологического сопровождения образовательной среды, оказание комплексной многопрофильной помощи обучающимся, воспитанникам.

Перед специалистами службы стоят, также и организационно-методические вопросы:

– обеспечение преемственности, координация и интеграция взаимодействия специалистов школы и дошкольных учреждений: (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов);

– анализ специфики возрастного психофизического развития обучающихся школ и воспитанников дошкольных учреждений;

– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;

– выбор наиболее эффективных форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза);

– методическое сопровождение ППк;

– методическое сопровождение деятельности специалистов службы;

– обмен опытом, коллегиальное решение методических вопросов, подготовка к организации и проведения методических мероприятий (круглых столов, семинаров-практикумов и пр.).

Результатом такой деятельности в краткосрочной перспективе должны стать решения практических вопросов:

– психологическое сопровождение адаптации воспитанников дошкольных учреждений и адаптации обучающихся в школе на всех уровнях образования;

– обеспечение преемственности в работе специалистов;

– оптимизация функционирования ППк, взаимодействие с ЦПМПк;

– составление индивидуальных образовательных маршрутов и адаптированных программ для детей с ОВЗ и инклюзией;

– создание службы примирения в школе;

– психологического сопровождения организации профильного обучения в средней школе, создание профильных классов;

– психологическая подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ;

– психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска»;

– профилактика негативных проявлений среди обучающихся (в том числе учащихся «группы риска») в целях недопущения фактов безнадзорности, правонарушений, вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных деяний, жестокого обращения и насилия в отношении детей и подростков, потребления наркотических и психотропных веществ, суицидов, распространения идеологии терроризма и экстремизма;

– организация межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики города Москвы (ОДН отдела МВД России по району, КДН и ЗП района, ГБУ ЦСПС и Д, УФСКН России по городу и т. д., с целью предупреждения травматизма, фактов битья стекол, катания на сцепке и крышах вагонов («трейнсерфинга», «зацеперства») и других противоправных действий, связанных с незаконным вмешательством в работу железнодорожного транспорта, проведение межведомственного взаимодействия с инспекторами ОДН ЛО МВД России на ж\д станциях в форме лекций для обучающихся).

Следующим этапом после создания, организационного оформления, а также налаживания внутренних горизонтальных, а также внешних связей взаимодействия, будет реализация задачи по оптимизации и повышения эффективности работы всех специалистов, методическая задача построения траекторий развития каждого ребёнка, построения образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и инклюзией, разработка методического инструментария. По этой причине важным будет являться вопрос повышения эффективности коррекционной работы, через использование всех агрегированных ресурсов специалистов различных профилей в рамках школы.

Важно также отметить, что по-прежнему существу классификация распространенных дефицитов индивидуального развития воспитанников и обучающихся (например, ЗПР — задержка психического развития, и ТНР — тяжелые нарушения речи и т. д.). В этом случае образовательной организации в лице администрации, психолого-педагогической службы и педагогического персонала в целом необходимо создать специальные условия обучения и воспитания для данной категории детей. В этом случае воспитанники формируются в группы с соответствующими дефицитами в рамках требований СаНПин, а в массовых группах функционируют логопункты. Дети в группах ТНР и ЗПР обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам. Специалистами службы для воспитанников групп ТНР и ЗПР разрабатываются адаптированные программы, определяются ведущие специалисты в реализации образовательных маршрутов.

При переходе на следующую ступень обучения дети из специализированных групп интегрируются в образовательное пространство и продолжают обучение в массовых школах. В данном случае хорошим показателем эффективной работы психолого-педагогической службы будет являться результат выше 90 % выпуска воспитанников из групп ТНР и ЗПР с характеристикой «норма». Дети из групп ТНР, которым необходимо продолжение коррекционной работы, получают на основе рекомендаций сопровождение учителей-логопедов в школах. Дети из групп ЗПР по рекомендации ЦПМПк обучаются в школе по адаптированным программам в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Ведущий специалист в группах ТНР — учитель-логопед, в группах ЗПР — учитель-дефектолог. Ведущим специалистом для детей с ЗПР в школе будет являться педагог-психолог.

Педагоги-психологи совместно с педагогическим коллективом разрабатывают АООП в соответствии с психологическими и психическими особенностями развития обучающихся. Детям, которым рекомендовано надомном обучении, педагогом-психологом, социальным педагогом совместно с педагогическим коллективом разрабатываются и реализуются индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ).

В таком случае, в школе создаются организационно-педагогические условия для разработки индивидуальных маршрутов:

– педагогами-психологами с участниками педагогического процесса (учителями, родителями, законными представителями обучающихся) проводится работа по разъяснению необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как важного компонента социализации личности ребенка с ОВЗ, основной целью которого является формирование основных жизненных компетенций, организация коррекционно-развивающего обучения для удовлетворения основных жизненных потребностей;

– организовывается взаимодействие специалистов образовательного учреждения (педагогов-психологов школ и дошкольных учреждений, учителей-логопедов, социальных педагогов, объединяющихся для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инклюзией) в форме психолого-педагогического консилиума;

– психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута, проводится непрерывный мониторинг учебных и личностных достижений, физического состояния учащегося с ОВЗ;

– налаживается сотрудничает с ГБОУ ГППЦ ДОгМ; ГБОУ ВПО МГПУ ИДО с целью методического сопровождения организации коррекционной работы и осуществления педагогического процесса детей с ОВЗ и инклюзией;

– собираются согласия родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи ребёнку, на обучение по индивидуальному образовательному маршруту; специалистами службы проводится работа по активному включению родителей в деятельность по созданию ИОМ и его реализации;

– регулярно осуществляется повышение квалификации специалистов и учителей, в том числе, работающих с детьми с ОВЗ (например, по теме «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья»);

– планируется проведение круглых столов, семинаров, конференций с целью обмена опытом составления и реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ.

Методическое обеспечение организационно-содержательного единства и целостности профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-логопедов учителей-дефектологов и социальных педагогов в рамках многопрофильной службы психолого-педагогического и социального сопровождения помогает эффективно осуществлять комплексное сопровождение образовательного процесса. Организация методической работы, выходящая за границы школы, помогает внедрять лучшие практики психологических служб города в практику работы школы, расширяет границы взаимодействия специалистов службы. Функционирование многопрофильной службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса значительно расширяет возможности родителей (законных представителей) в получении для ребёнка качественной психологической помощи.

Таким образом, во-первых, структура службы психолого-педагогического и социального сопровождения должна быть выстроена в рамках линейного соподчинения с учетом функциональных обязанностей специалистов для каждой ступени получения образования, но при условии горизонтального взаимодействия с сотрудниками блока учебно-воспитательной работы. Во-вторых, деятельность психолого-педагогической службы должна быть четко регламентирована (алгоритм действий) внутренними локальными актами. В-третьих, в работе службы особое значение имеет деятельность психолого-педагогического консилиума школы и его поэтапное взаимодействие с ЦПМПК. В-четвертых, деятельность психолого-педагогической службы должна быть направлена и на межведомственное взаимодействие. В-пятых, наконец, психолого-педагогическая служба совместно с педагогическим коллективом разрабатывают АООП в соответствии с особенностями развития воспитанников и обучающихся, на основе которой, формируют и реализовывают индивидуальные образовательные маршруты.

Литература:

  1. Баранова Ю. Ю., Солодкова М. И., Яковлева Г. В. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа./ Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. — М.: Просвещение, 2014. — 127 с. — (Работаем по новым стандартам).
  2. Лукманова Е. В., Чибисова М. Ю. Развитие психологической службы в условиях образовательного комплекса Е. В. Лукманова, М. Ю. Чибисова//Справочник педагога-психолога. Школа — 2013. — № 3. С — 5–10
  3. Хухлаева О. В. Структура деятельности педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом /О. В. Хухлаева, Е. А. Кядикова //Справочник педагога-психолога. Школа — 2014. — № 12. — С. 4–11
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г. № 373
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта среднего общего образования» от 06.10.2009 г. № 413
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. № 1897
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, вступивший в силу 01.09.2013 г., с изменениями 2015–2016 года
  9. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказ от 24 июля 2015 г. № 514н
Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, социальное сопровождение, обучающийся, ограниченная возможность здоровья, социальная адаптация, образовательная организация, психолого-педагогическая служба, индивидуальный образовательный маршрут, коррекционная работа, психолого-педагогический консилиум.


Похожие статьи

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога

Элементы модернизации дидактического процесса в вузе на базе современной технологии критериально-ориентированного обучения

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Обоснование психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы в качестве инновационной педагогической деятельности

Похожие статьи

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Система принципов социально-педагогического взаимодействия как механизм формирования и становления личности будущего педагога

Элементы модернизации дидактического процесса в вузе на базе современной технологии критериально-ориентированного обучения

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления

Социально-педагогические аспекты профессионализации личности будущего педагога как составляющего элемента процесса социализации

Теоретические основы и принципы организации и функционирования государственно-частного партнерства в процессе реализации жилищной политики государства

Обоснование психолого-педагогического сопровождения учителей начальной школы в качестве инновационной педагогической деятельности

Задать вопрос