Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михалькова, О. А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в учреждениях санаторно-курортной сферы / О. А. Михалькова, М. Н. Голосницкая, Матосян Карина Мартуниковна М. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 376-377. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93212/ (дата обращения: 16.12.2024).



Ключевые слова: психолого-педагогическая служба, психолого-педагогическое сопровождение, санатории, социальная адаптация, воспитательная работа, развитие личности ребенка.

Развитие современного общества приводит с одной стороны к большей доступности информации, знаний, а с другой к раннему «взрослению», приводит к незащищенности детства. Негативными факторами, влияющими на социализацию детей и подростков, являются такие глобальные явления как высокая агрессивность информационной среды, нестабильная геополитическая обстановка. В современном динамичном мире, под влиянием бесконечного количества проблем и вопросов неизбежна модернизация человека, во всех аспектах его жизни, как технической, так и общественной.

Новая социокультурная ситуация формирует иные задачи перед системой образования нежели ранее, что влечет за собой новые требования к организации психологического обеспечения системы образования. К прежним задачам психологической службы в образовании — созданию условий для нормального, гармоничного психического развития — добавляются задачи по формированию безопасной образовательной среды, психологической поддержкой «трудных» детей, детей из «неблагополучных» семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, разработкой системы психологической помощи в экстренных ситуациях и многие другие [1, c.39].

В связи с этим перед психологической службой встают новые задачи по формированию «человека будущего», по оказанию ему не просто психологической помощи, а комплексного психолого-педагогического сопровождения в различных аспектах его жизни.

Организация и предоставление психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в образовании на санаторно-курортном лечении зависят от состояния экономики страны, идеологического направления и других социокультурных факторов. Модели организации психолого-педагогической помощи в сфере образования зависят в первую очередь от основных принципов государственной политики в области образования, так называемого государственного заказа, которые основываются на приоритетах общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, формирования и развития личности, доступности образования для всех групп населения, соответствия образования задачам возрастного развития детей и школьников.

Несвоевременная оценка возможных последствий, недостаточная профилактика рисков в развитии и воспитании ребенка, возникающих еще в раннем возрасте, влечет за собой ряд негативных социальных феноменов — ксенофобии, неразвитости толерантности, социальной нетерпимости и агрессии, так и сложности в формировании личностно-волевой сферы: несамостоятельности, безынициативности, возникновении криминального или зависимого поведения, нетворческом отношении к жизни и пр.

Современные тенденции в развитии образования требуют приоритетного решения задач по воспитанию и развитию личности ребенка как в образовательных, так и в лечебно-оздоровительных учреждениях (реабилитационных центрах, детских санаториях и т. п.), в которых образовательная работа является неотъемлемой частью комплекса мер по лечению и оздоровлению детей любого возраста. Личностное развитие ребёнка в детском санатории зависит главным образом от единства и слаженности работы медико-педагогического персонала. Потребности обеспечения медико-педагогическим персоналом детских санаториев для полноценной и эффективной интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной работы как одного из важнейших условий полноценного лечения, оздоровления, воспитания и развития личности ребенка обусловлено социальным заказом, сформулированным в актуальных нормативных документах, и является как никогда актуальным. Лечение хронических и соматических заболеваний совместно с образовательной работой предусматривает педагогическое общение с детьми и реализацию индивидуального подхода к ним, что требует развития психолого-педагогической службы организации и повышение квалификации сотрудников. Лечение заболеваний в формате санаторно-курортных учреждений на уровне целостности предполагает использование достижений лечебной педагогики как науки, также как и в образовательной деятельности — например, арт-терапию или сказкотерапию как технологию. Операционально-деятельностный компонент представлен комплексом: образовательных, интегративных, лечебно-оздоровительных технологий. Обозначенные технологии включают в себя соответствующие формы организации процесса и методы воспитания и обучения, а также лечения и профилактики.

В организациях санаторно-курортной сферы, в частности, в детском санатории могут эффективно использоваться, прежде всего, образовательные здоровьесберегающие технологии — они играют ведущую роль. Сопутствующие технологии неотъемлемы, значимы, однако носят интегративный характер: образовательные технологии здоровьесбережения; технологии здоровьесберегающей социальной среды; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; экологические здоровьесберегающие технологии; технологии психологического сопровождения системы образования; организационно-управленческие здоровьесберегающие технологии [, c.86].

Анализ исследований показал, что образовательная работа в детском санатории в сопровождении психолого-педагогической службы предполагает создание благоприятных условий для плодотворной умственной деятельности детей; овладения знаниями, умениями и навыками; стимулирования познавательной активности и привлечения их к самостоятельной учебной деятельности. Воспитание содержит разнообразную внеклассную работу в санатории, организацию досуговой деятельности учитывая интересы детей и их творческие способности, что способствует более быстрой и комфортной адаптации детей и помогает их дальнейшей социализации. Основная задача — способствовать гармоничному развитию детей, поднятие уровня самооценки, стремления самоутвердиться и реализоваться в области общения с ровесниками

Изучение проблемы социальной адаптации подростков и состояние опыта работы детских оздоровительных учреждений в этом направлении позволяет выявить особенности в работе учреждений, которые требуют особого внимания и корректировки. Это наличием большого количества новых технологий, направленных на решение проблемы социальной адаптации подростков, и недостаточное их использование в лечебно-оздоровительных учреждениях в силу определенных факторов. Необходимость построения системы взаимодействия медицинского и психолого-педагогического сопровождения с учетом специфики здоровья подростков.

Данные противоречия свидетельствуют о том, что перед педагогической теорией и практикой психолого-педагогического сопровождения детей в системе оздоровительных учреждений появился ряд проблем, связанных с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья молодого поколения, и как следствие — с увеличением процента социально неадаптированных детей. Организации санаторно-курортной сферы в свою очередь не обладают достаточным количеством специалистов этого профиля, а работники санаторных оздоровительных учреждений не обеспечены современной программой психолого-педагогического сопровождения подростков и их социальной адаптации, что обусловлено недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемы.

Литература:

  1. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года / Ю. П. Зинченко. — Текст: электронный // https://legalacts.ru/: [сайт]. — URL: https://psyhologcentr.ru/attachments/article/1131/2018–05–22 %20171930.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
  2. Севастьянова И. В. Здоровьеформирующие технологии в условиях санаторного учреждения: дис.... канд. социолог. наук / И. В. Севастьянова. — Вологоград, 2008. — 138 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский санаторий, образовательная работа, психолого-педагогическое сопровождение, развитие личности ребенка, задача, психологическая помощь, психологическая служба, психолого-педагогическая помощь, психолого-педагогическая служба, ребенок, санаторно-курортная сфера, социальная адаптация, социальная адаптация подростков, учреждение.


Похожие статьи

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания

В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.

Похожие статьи

Организация консультативной работы педагога-психолога с родителями дошкольников

В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения семьи и повышения компетенции родителей. Представлено исследование эмоционально-психологических особенностей членов семьи, стили и методы воспитания. Отражены основные аспекты д...

Развитие двигательной и познавательной активности в физкультурно-экологической работе с детьми

Организация воспитательной работы с обучающимися дошкольного возраста

Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя начальных классов

Взаимодействие с родителями специалистов коррекционной службы общеобразовательной организации

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья к школе в условиях учреждения дополнительного образования

Социальное партнерство семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие расширения сферы участия родителей в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Организация рефлексивной деятельности у воспитанников детского дома в условиях их краткосрочного пребывания

В статье представлен опыт преодоления проблем у воспитанников детского дома, которые они приобрели, проживая с родителями.

Задать вопрос