Ключевые слова: психолого-педагогическая служба, психолого-педагогическое сопровождение, санатории, социальная адаптация, воспитательная работа, развитие личности ребенка.
Развитие современного общества приводит с одной стороны к большей доступности информации, знаний, а с другой к раннему «взрослению», приводит к незащищенности детства. Негативными факторами, влияющими на социализацию детей и подростков, являются такие глобальные явления как высокая агрессивность информационной среды, нестабильная геополитическая обстановка. В современном динамичном мире, под влиянием бесконечного количества проблем и вопросов неизбежна модернизация человека, во всех аспектах его жизни, как технической, так и общественной.
Новая социокультурная ситуация формирует иные задачи перед системой образования нежели ранее, что влечет за собой новые требования к организации психологического обеспечения системы образования. К прежним задачам психологической службы в образовании — созданию условий для нормального, гармоничного психического развития — добавляются задачи по формированию безопасной образовательной среды, психологической поддержкой «трудных» детей, детей из «неблагополучных» семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, разработкой системы психологической помощи в экстренных ситуациях и многие другие [1, c.39].
В связи с этим перед психологической службой встают новые задачи по формированию «человека будущего», по оказанию ему не просто психологической помощи, а комплексного психолого-педагогического сопровождения в различных аспектах его жизни.
Организация и предоставление психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения в образовании на санаторно-курортном лечении зависят от состояния экономики страны, идеологического направления и других социокультурных факторов. Модели организации психолого-педагогической помощи в сфере образования зависят в первую очередь от основных принципов государственной политики в области образования, так называемого государственного заказа, которые основываются на приоритетах общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, формирования и развития личности, доступности образования для всех групп населения, соответствия образования задачам возрастного развития детей и школьников.
Несвоевременная оценка возможных последствий, недостаточная профилактика рисков в развитии и воспитании ребенка, возникающих еще в раннем возрасте, влечет за собой ряд негативных социальных феноменов — ксенофобии, неразвитости толерантности, социальной нетерпимости и агрессии, так и сложности в формировании личностно-волевой сферы: несамостоятельности, безынициативности, возникновении криминального или зависимого поведения, нетворческом отношении к жизни и пр.
Современные тенденции в развитии образования требуют приоритетного решения задач по воспитанию и развитию личности ребенка как в образовательных, так и в лечебно-оздоровительных учреждениях (реабилитационных центрах, детских санаториях и т. п.), в которых образовательная работа является неотъемлемой частью комплекса мер по лечению и оздоровлению детей любого возраста. Личностное развитие ребёнка в детском санатории зависит главным образом от единства и слаженности работы медико-педагогического персонала. Потребности обеспечения медико-педагогическим персоналом детских санаториев для полноценной и эффективной интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной работы как одного из важнейших условий полноценного лечения, оздоровления, воспитания и развития личности ребенка обусловлено социальным заказом, сформулированным в актуальных нормативных документах, и является как никогда актуальным. Лечение хронических и соматических заболеваний совместно с образовательной работой предусматривает педагогическое общение с детьми и реализацию индивидуального подхода к ним, что требует развития психолого-педагогической службы организации и повышение квалификации сотрудников. Лечение заболеваний в формате санаторно-курортных учреждений на уровне целостности предполагает использование достижений лечебной педагогики как науки, также как и в образовательной деятельности — например, арт-терапию или сказкотерапию как технологию. Операционально-деятельностный компонент представлен комплексом: образовательных, интегративных, лечебно-оздоровительных технологий. Обозначенные технологии включают в себя соответствующие формы организации процесса и методы воспитания и обучения, а также лечения и профилактики.
В организациях санаторно-курортной сферы, в частности, в детском санатории могут эффективно использоваться, прежде всего, образовательные здоровьесберегающие технологии — они играют ведущую роль. Сопутствующие технологии неотъемлемы, значимы, однако носят интегративный характер: образовательные технологии здоровьесбережения; технологии здоровьесберегающей социальной среды; технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности; экологические здоровьесберегающие технологии; технологии психологического сопровождения системы образования; организационно-управленческие здоровьесберегающие технологии [, c.86].
Анализ исследований показал, что образовательная работа в детском санатории в сопровождении психолого-педагогической службы предполагает создание благоприятных условий для плодотворной умственной деятельности детей; овладения знаниями, умениями и навыками; стимулирования познавательной активности и привлечения их к самостоятельной учебной деятельности. Воспитание содержит разнообразную внеклассную работу в санатории, организацию досуговой деятельности учитывая интересы детей и их творческие способности, что способствует более быстрой и комфортной адаптации детей и помогает их дальнейшей социализации. Основная задача — способствовать гармоничному развитию детей, поднятие уровня самооценки, стремления самоутвердиться и реализоваться в области общения с ровесниками
Изучение проблемы социальной адаптации подростков и состояние опыта работы детских оздоровительных учреждений в этом направлении позволяет выявить особенности в работе учреждений, которые требуют особого внимания и корректировки. Это наличием большого количества новых технологий, направленных на решение проблемы социальной адаптации подростков, и недостаточное их использование в лечебно-оздоровительных учреждениях в силу определенных факторов. Необходимость построения системы взаимодействия медицинского и психолого-педагогического сопровождения с учетом специфики здоровья подростков.
Данные противоречия свидетельствуют о том, что перед педагогической теорией и практикой психолого-педагогического сопровождения детей в системе оздоровительных учреждений появился ряд проблем, связанных с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья молодого поколения, и как следствие — с увеличением процента социально неадаптированных детей. Организации санаторно-курортной сферы в свою очередь не обладают достаточным количеством специалистов этого профиля, а работники санаторных оздоровительных учреждений не обеспечены современной программой психолого-педагогического сопровождения подростков и их социальной адаптации, что обусловлено недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью данной проблемы.
Литература:
- Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года / Ю. П. Зинченко. — Текст: электронный // https://legalacts.ru/: [сайт]. — URL: https://psyhologcentr.ru/attachments/article/1131/2018–05–22 %20171930.pdf (дата обращения: 16.06.2022).
- Севастьянова И. В. Здоровьеформирующие технологии в условиях санаторного учреждения: дис.... канд. социолог. наук / И. В. Севастьянова. — Вологоград, 2008. — 138 с.