Ситуация современного образования на сегодняшний момент такова, что реализовать приоритетную его цель – воспитание гармоничной и целостной личности – возможным становится, исключительно считаясь с широким влиянием научно-технического прогресса и инновационной политики. Качественные модификации содержания образования, происходящие в России, включают изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития.
Современная социально-экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к обучающимся общеобразовательных школ требования не только к наличию базового уровня образованности, но и универсальных способов действия, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков и т.д. [7].
Цель учебного процесса в настоящее время не просто достижение определенного уровня знаний, умений, навыков, а что не менее важно – создание условий и собственно осуществление развития индивидуальности личности школьника [12; с. 7].
Учитывая сложность и многоаспектность современного процесса обучения, очевидно, что усилий одних педагогов недостаточно для успешного его осуществления. Для эффективной реализации цели образования требуется синтез методико-педагогического и социально-психологического компонентов.
В последнее десятилетие в систему основного образования плотно вошла идея объединения усилий педагогов и психологов. Она нашла отражение в понятии «сопровождение», а благодаря активной работе ученых и практиков (Е.И. Казаковой, А.П. Тряпициной, Г. Бардиер, М.Р. Битяновой, Н.С. Пряжникова, Е.Ю. Пряжниковой, Р.В. Овчаровой, С.В. Алехиной, Е.И. Метельковой, С. Новиковой и др.) сформировалась особая система помощи школьнику в успешном освоении образовательного пространства – психолого-педагогическое сопровождение. По мнению исследователей, создание системы психологической службы образования отвечает определенным запросам практики, необходимости применять психологические знания в процессе воспитания и развития детей [4; с. 24].
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде [16; с. 90].
Содействие в воспитании гармоничной и всесторонне развитой личности школьника оказывает и дополнительное образование. Оно призвано расширять возможности духовного, интеллектуального и физического развития ребенка, удовлетворять его индивидуальные творческие и образовательные потребности.
Для осуществления поставленной цели в системе дополнительного образования также необходимо наличие психолого-педагогического сопровождения (рис. 1).
- Рис. 1. Взаимодействие педагогической и психологической составляющих в образовательном процессе
Взаимодействие представленных компонентов в процессе обучения школьников позволяет создавать комплексные условия для развития и осуществления системы деятельности по формированию необходимых для обучающихся компетенций.
Для оптимизации и совершенствования существующих моделей психолого-педагогического сопровождения необходимо ознакомление с их действительной реализацией в различных учреждениях дополнительного образования.
Анализ данной практики можно осуществить на примере деятельности школьного отделения Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук (НОЦ ИСЭРТ РАН).
НОЦ ИСЭРТ РАН осуществляет дополнительное образование школьников 5-11 классов в сфере экономики. Функционируя с 2003 года, к сегодняшнему моменту он объединяет в своих стенах 550 обучающихся и более 20 преподавателей. 19 учебных классов осуществляют подготовку по основному курсу экономики и факультативным учебным дисциплинам (олимпиадная экономика, финансовая математика, основы исследовательской деятельности, региональная экономика, финансовая грамотность, азбука общения, психология делового общения, риторика, деловой английский, информатика, социология).
В период обучения в НОЦ школьники активно принимают участие в конференциях, семинарах, дискуссионных клубах, профильных сменах и имеют возможность публиковать результаты своих исследований в научных трудах, издаваемых по итогам этих мероприятий.
Таким образом, Научно-образовательный центр создает условия для выявления и развития способностей талантливой молодежи и привлечения ее в научную среду, осуществляя создание собственной системы подготовки кадров в научной и образовательной сферах [6; с. 217].
В основу учебного процесса в НОЦ ИСЭРТ РАН положено непрерывное психолого-педагогическое сопровождение школьников на протяжении всего периода обучения, что закреплено в Концепции развития Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (автор: к.э.н. В.И. Попова). Оно представлено работой двух групп: учебно-методической (УМГ) и социально-психологической (СПГ), реализующих педагогическую и психологическую составляющие в организации процесса обучения (рис. 2).
Рис. 2. Организационная структура школьного отделения НОЦ ИСЭРТ РАН
Основными задачами, реализуемыми в процессе обучения школьников, являются:
– научно-обоснованное просвещение и компетентная пропаганда актуальных научных знаний в области экономики;
– создание благоприятных условий для организации образовательного процесса;
– социально-психологическое сопровождение образовательного процесса;
– создание комплексных условий для развития и осуществления системной деятельности по развитию интеллектуального и научного потенциала.
Данные задачи решаются посредством постоянного системного взаимодействия учебно-методической и социально-психологической групп (табл. 1).
Таблица 1
. Деятельность учебно-методической и социально-психологической групп НОЦ ИСЭРТ РАН
Учебно-методическая группа |
Социально-психологическая группа |
Цель |
|
Организация процесса обучения школьников, создание и совершенствование форм и методов ведения обучения в целях достижения оптимального результата образования. |
Формирование благоприятных социально-психологических условий для успешной учебной деятельности школьников. |
Задачи |
|
|
|
Направления деятельности |
|
|
|
Реализуя приоритетную цель образования, НОЦ осознает неразрывность методического и психологического компонентов в образовательном процессе. Характер работы эти двух групп имеет следующие особенности:
– комплексный подход к организации процесса обучения;
– непрерывное взаимодействие с субъектами образовательного процесса (педагогами, школьниками и родителями) на протяжении всего периода обучения;
– развитие, совершенствование и систематическое пополнение методических и психологических баз.
Подробно рассмотрим деятельность каждой из групп, проанализировав основные моменты их работы.
Учебно-методическая группа занимается организацией учебного процесса и научно-исследовательской работы со школьниками и обеспечивает его методическое сопровождение (разработка образовательных программ, тематических планов и т.д.). Деятельность службы, в первую очередь, направлена на совершенствование форм и методов ведения образовательного процесса в целях достижения оптимального результата обучения.
Основными направлениями деятельности учебно-методической группы являются (табл. 2):
1. Организационное направление заключается в определении реализации текущих и перспективных потребностей в кадровых и методических ресурсах образовательного процесса;
2. Образовательное направление состоит в совершенствование форм и методов ведения образовательного процесса, а также в осуществлении дистанционного обучения и организации участия школьников в олимпиадах и конкурсах;
3. Научно-методическое направление включает в себя разработку комплексной методики изучения экономических дисциплин, методическую поддержку преподавателей, проведение олимпиад и конкурсов, организуемых на уровне НОЦ ИСЭРТ РАН;
4. Научно-исследовательское направление заключается в привлечении школьников к участию в конкурсах научно-исследовательских работ, эссе, а также повышении квалификационного уровня специалистов службы посредством написания научных статей и участия в конференциях;
5. Социально-культурное направление включает в себя проведение экскурсий на предприятиях и организациях г. Вологды с целью активизации познавательной деятельности учащихся, а также ориентирования их на современном рынке труда.
Таблица 2
Практическая реализация основных направлений деятельности
учебно-методической группы НОЦ ИСЭРТ РАН
Направления |
Мероприятия |
1. Организационное |
|
|
|
|
|
2. Образовательное |
|
3. Научно-методическое |
|
4. Научно-исследовательское |
|
5. Социально-культурное |
|
Социально-психологическая группа обеспечивает психологический комфорт участников образовательного процесса, а также ведет работу по формированию у школьников компетентности в сфере психологии личности.
Деятельность СПГ основана на открытости и всестороннем информировании об ее работе и направлена на развитие взаимодействия между участниками образовательного процесса. В основе сопровождения обучающихся лежит соблюдение приоритета их интересов, развитие активного взаимодействия, расширение кругозора в социальной и психологической сферах.
Цели и задачи, поставленные перед группой социально-психологического сопровождения, реализуются по следующим направлениям деятельности:
1. Организационно-методическое направление включает в себя помощь в организации работы преподавателей, формировании современной методической базы СПГ;
2. Психолого-диагностическое направление представляет собой комплексное изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся на протяжении периода обучения в НОЦ (эмоционально-мотивационная, интеллектуальная, личностная и др. сферы);
3. Просветительское направление реализуется в формировании психологической компетентности участников образовательного процесса;
4. Профилактическое направление заключается в выявлении и предупреждении дезадаптации школьников, разработке и реализации профилактических мероприятий и рекомендаций;
5. Развивающе-коррекционное направление проявляется в работе над активизацией личностных ресурсов школьников в преодолении трудностей, возникающих в ходе учебного процесса;
6. Консультативное направление представлено информационной и социально-психологической помощью участникам образовательного процесса в вопросах развития, обучения и воспитания;
7. Научно-исследовательское направление состоит в проведении научных исследований, написании научных статей, участии в научно-практических конференциях по социально-психологическим и психолого-педагогическим вопросам;
8. Социально-культурное направление заключается в организации и проведении различного рода групповых и коллективных мероприятий, направленных на повышение социальной активности и ответственности школьников.
Выделенные направления деятельности обращены на всестороннее воспитание личности школьника, предупреждение затруднений в обучении, развитии и совершенствовании у него навыков, необходимых для успешной социализации.
Система реализации выделенных направлений в деятельности группы социально-психологического сопровождения представлена в таблице 3.
Таблица 3
Практическая реализация основных направлений деятельности СПГ НОЦ ИСЭРТ РАН
Направления |
Мероприятия |
1. Организационно-методическое |
|
2. Психологическая диагностика |
|
3. Просветительское |
|
4. Профилактическое |
|
5. Развивающе-коррекционное |
|
6. Консультативное |
|
7. Научно-исследовательское |
– проведение научных исследований, написание научных статей на основе результатов диагностик школьников, участие в научно-практических конференциях по социально-психологическим и психолого-педагогическим проблемам. |
8. Социально-культурное |
– проведение мероприятий «Неделя психологии», «Неделя здоровья» и др. |
Анализируя всю проведенную за истекший период работу, можно сказать о том, что вся деятельность СПГ велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем разрабатываемым направлениям. Их практическую реализацию можно считать качественной и успешной. Проведенная работа позволила определить основные пути для реализации деятельности СПГ и ее компетентностного роста в дальнейшем. Последующую работу группа социально-психологического сопровождения планирует с учетом анализа деятельности за прошлые годы.
Об эффективности деятельности групп сопровождения свидетельствуют количественные показатели. Первоначально проанализируем их значение в рамках работы УМГ НОЦ ИСЭРТ РАН.
Организация участия школьников в научных конкурсах и олимпиадах различного уровня является одним из приоритетных направлений деятельности данного учреждения. Ежегодно количество мероприятий и школьников, принявших в них участие, увеличивается (рис. 3). Так в период с 2007 по 2011 годы рост числа мероприятий составил 2,3 раза (с 7 до 18 соответственно). Вместе с тем, количество детей, участвовавших в них, увеличилось в 11,5 раза (с 71 чел. до 832 чел. соответственно).
Рис. 3. Количество мероприятий и участвующих в них школьников НОЦ ИСЭРТ РАН
за 2007/08 – 2010/11уч.гг.
Также постоянно расширяется спектр мероприятий, в которых участвовали школьники за 2007-2011 года. В 2010/11 учебном году обучающиеся НОЦ ИСЭРТ РАН приняли участие в 18 конкурсах, олимпиадах и конференциях: 1 – международного уровня, 6 – российского уровня, 2 – регионального уровня, 5 – городского уровня, 4 – организованные НОЦ ИСЭРТ РАН. Для сравнения: в 2007/2008 учебном году участвовали в 7 мероприятиях: 4 мероприятия российского уровня, 1 – регионального уровня, 1 – городского уровня, 1 – организованное НОЦ ИСЭРТ РАН.
В числе этих мероприятий большое внимание уделяется Открытой Олимпиаде по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН, которая проводится с целью выявления одаренных и талантливых обучающихся образовательных учреждений для их дальнейшего интеллектуального роста, повышения экономической грамотности, развития творческих способностей, содействия школьникам в профессиональной ориентации.
Открытая Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН проводится на протяжении трех лет (2009/10 – 2011/12 уч.гг.) в два тура. В Олимпиаде могут принять участие школьники 5-11 классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации и стран СНГ. За период проведения Олимпиады в ее структуре произошли некоторые изменения. Если в первый год было организовано два очных тура, то во второй и третий – заочный и очный. Также видоизменилась организация заочного тура Олимпиады. В 2010/11 уч.г. он состоял из трёх этапов, каждому из которых соответствовал определенный вид заданий (тесты, задачи, эссе). В 2011/12 уч.г. заочный тур включал в себя задания, распределенные на три части (часть А – тестовые задания, часть В – задачи, часть С – эссе), причем в каждую из них включены 20% заданий, связанных с экономикой Вологодской области. Ежегодно наблюдается рост показателей Олимпиады (табл. 4).
В 2011/12 году Открытая Олимпиада по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН стала удовлетворять внешним требованиям для включения ее в перечень всероссийских олимпиад, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации.
Таблица 4
Показатели Открытой Олимпиады по экономике НОЦ ИСЭРТ РАН
за 2009/10 – 2011/12 уч.гг., чел.
Показатель |
2009/10 уч.г. |
2010/11 уч.г. |
2011/12 уч.г. |
Количество участников |
425 |
591 |
692 |
|
1 |
3 |
10 |
|
18 |
20 |
39 |
Наряду с Олимпиадой проводится конкурс научно-исследовательских работ (НИР) школьников 9-11 классов. Начиная с 2004 года, конкурс проходит в период с декабря по апрель. Конкурс проводится в два этапа. На первом – работы оцениваются независимыми экспертами, определяющими 10 лучших, которые выходят в следующий этап. Второй – проходит в форме очной конференции «Экономика региона глазами старшеклассников», на которой ребята защищают свои проекты. Темы школьных исследований отражают различные социальные и экономические процессы, происходящие в стране и регионе. Школьники затрагивают проблемы здравоохранения, образования, социальной сферы, банковской и бюджетной системы, проблемы рыночных отношений, внешнеэкономической деятельности.
Параллельно с конкурсом НИР проходит конкурс эссе для школьников 6-8 классов. Он также проходит в два тура. Первый осуществляется в заочной форме: школьники представляют в оргкомитет конкурса свои работы, где экспертная комиссия дает им оценку и выявляет 10 лучших. Их презентация проходит на втором этапе – очной защите. В таблице 6 представлены основные показатели конкурсов НИР и эссе. Следует отметить ежегодный рост количества участников данных конкурсов, что свидетельствует об увеличении заинтересованности школьников в научной жизни региона и страны (табл. 5). В перспективе планируется вывести конкурс на всероссийский уровень.
Таблица 5
Количество научно-исследовательских работ и численность участников конкурса НИР и эссе в НОЦ ИСЭРТ РАН за 2004/05 – 2011/12 уч.гг.
Учебный год |
Количество научно-исследовательских работ школьников, шт. |
Численность школьников, принимавших участие в конкурсе НИР, чел. |
Численность школьников, принимавших участие в конкурсе эссе, чел. |
2004/05 |
9 |
24 |
20 |
2005/06 |
19 |
48 |
29 |
2006/07 |
38 |
67 |
61 |
2007/08 |
33 |
76 |
26 |
2008/09 |
33 |
72 |
31 |
2009/10 |
26 |
40 |
29 |
2010/11 |
33 |
54 |
37 |
2011/12 |
34 |
58 |
36 |
Всего |
225 |
439 |
269 |
Обучающиеся НОЦ ИСЭРТ РАН уверенно занимают призовые места как в мероприятиях регионального, так и всероссийского и международного уровней.
Психологическую подготовку школьников для участия в представленных мероприятиях осуществляет группа социально-психологического сопровождения НОЦ ИСЭРТ РАН. Показатели результатов работы СПГ также позволяют судить, насколько эффективными оказались созданные условия обучения школьников.
Залогом дальнейшего успешного обучения вновь поступивших в НОЦ детей является психологическая поддержка при освоении ими нового образовательного пространства. Она осуществляется по результатам исследования уровня адаптации школьников первого года обучения, которое проводится в сентябре и направлено на определение того, насколько комфортно чувствуют себя данные ученики в НОЦ, как им удалось адаптироваться в новом для них образовательном учреждении. Также диагностика ориентирована на выявление возможных проблем адаптации учащихся и выработку мер по их предупреждению.
Представленные данные позволяют выявить рост показателей адаптации школьников, что свидетельствует об улучшении образовательных условий в учреждении НОЦ (табл. 6).
Таблица 6
Динамика оценки адаптации школьников НОЦ ИСЭРТ РАН первого года обучения
за 2007/08 – 2011/12 уч.гг. (в % от количества опрошенных)
Уровни адаптации |
2007/08 уч.г. |
2008/09 уч.г. |
2009/10 уч.г. |
2010/11 уч.г. |
2011/12 уч.г. |
|
1 этап |
2 этап |
|||||
Высокий |
56,5 |
37,4 |
41,7 |
47,6 |
73 |
95,8 |
Средний |
35,4 |
55,7 |
58,3 |
50 |
19,2 |
7,8 |
Низкий |
8,1 |
6,9 |
0 |
2,4 |
7,8 |
0 |
Группой социально-психологического сопровождения осуществляется систематическое исследование эмоционального состояния обучающихся в процессе обучения в НОЦ ИСЭРТ РАН. Цель данного мониторинга заключается в выявлении отношения учащихся к занятиям экономикой через изменение их самочувствия, активности и настроения во время учебных занятий в НОЦ ИСЭРТ РАН. Диагностика эмоциональной сферы учащихся осуществляется с помощью методики «Самочувствие. Активность. Настроение» (авторы: В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников).
Так, результаты исследования эмоционального состояния школьников, представленные на рисунке 4, свидетельствуют о благоприятной для успешного обучения тенденции: все показатели находятся в пределах нормы (от 4,5 до 5,5 баллов). Также мониторинг позволяет проводить корректировку учебных курсов, оказывать помощь педагогу в построении занятий таким образом, чтобы вызвать у школьников желание изучать предмет и чтобы одновременно нивелировать те факторы, которые снижают их интерес к обучению.
Рис. 4. Динамика показателей эмоционального состояния школьников в процессе обучения
в НОЦ ИСЭРТ РАН за 2003/04 – 2011/12 уч.гг. (в баллах, по 7-ми балльной шкале)
Для успешного усвоения школьниками учебной программы НОЦ ИСЭРТ РАН и ведения научно-исследовательской деятельности СПГ проводится работа по формированию и развитию у учащихся коммуникативных и организаторских способностей. Наиболее важными из таких качеств являются умения устанавливать и поддерживать связи с другими людьми и организовывать не только свою деятельность, но и деятельность окружающих.
Для проведения диагностики данных способностей используется методика «Коммуникативные и организаторские склонности» (авторы: В.В. Синявский и Б.А. Федоришин). Исследование проводится в каждом классе на протяжении нескольких лет (с 8 по 11 классы) с целью анализа динамики развития способностей обучающихся. В таблице 7 представлены показатели диагностики одного из классов НОЦ в период 2008-2012 гг. Данные результаты позволяют сделать вывод о росте и коммуникативной, и организаторской сфер у детей на протяжении периода обучения их в НОЦ. Следует отметить, что способности, связанные с организационной сферой деятельности, формируются позже и наиболее ярко выявлены в последний год обучения. Это связано с тем, что школьники в процессе активной научно-исследовательской деятельности приобретают уверенность в своих силах и осознают свои возможности.
Таблица 7
Динамика коммуникативных и организаторских способностей школьников НОЦ ИСЭРТ РАН за 2008/09 – 2011/12 уч.гг. (на примере 11 кл., в % от числа опрошенных)
Уровни способностей |
Коммуникативные способности |
Организаторские способности |
||||||
2008/09 уч.г. |
2009/10 уч.г. |
2010/11 уч.г. |
2011/12 уч.г. |
2008/09 уч.г. |
2009/10 уч.г. |
2010/11 уч.г. |
2011/12 уч.г. |
|
Высший |
0 |
0 |
12,5 |
29,9 |
0 |
0 |
12,5 |
25 |
Высокий |
5,9 |
29,4 |
68,7 |
33,3 |
0 |
11,8 |
50 |
37,5 |
Средний |
64,7 |
70,6 |
18,8 |
25 |
29,4 |
88,2 |
37,5 |
33,3 |
|
29,4 |
0 |
0 |
12,5 |
70,6 |
0 |
0 |
4,2 |
Низкий |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Итак, работа учебно-методической и социально-психологической групп сопровождения школьников в образовательном процессе способствует повышению удовлетворенности деятельностью НОЦ учащихся, родителей и педагогов, а также эмоциональному комфорту всех участников образовательного процесса, направлена на успешность дальнейшей учебы школьников НОЦ, перешедших в другие образовательные учреждения (социальное самоопределение и поступление выпускников НОЦ в учебные заведения региона и страны).
Об этом свидетельствуют количественные показатели: результаты участия детей в конкурсах и олимпиадах, высокий уровень адаптации школьников первого года обучения, ярко выраженные коммуникативные и организаторские способности и т.д. Они являются результатом совместных усилий специалистов учебно-методической и социально-психологической групп НОЦ ИСЭРТ РАН. Как уже было отмечено ранее, деятельность данных групп находится в постоянном и динамичном взаимодействии на протяжении всего процесса обучения школьников.
Это выражается в общих моментах сопровождения образовательного процесса по следующим позициям:
– оказание своевременной помощи преподавателям в организации гармоничного процесса обучения;
– выработка рекомендаций по повышению эффективности их деятельности на основе компетентного анализа учебных занятий. По результатам психологических исследований школьников и педагогов формируются рекомендации по повышению эффективности обучения, которые служат руководством по организации методического сопровождения учебного процесса;
– совместное проведение социально-культурных мероприятий (экскурсии, профильные экономические смены, социально-тематические акции: «Неделя здоровья», «Неделя науки» и др.).
В процессе обучения школьников результаты исследований СПГ служат основой для разработки методических рекомендаций преподавателям по организации учебного процесса и индивидуального подхода к каждому обучающемуся. В свою очередь показатели УМК становятся предметом исследований для СПГ.
Таким образом, в условиях современного образовательного пространства необходимо большое внимание уделять повышению качества дополнительного образования. Одним из наиболее эффективных подходов к реализации этой деятельности следует считать объединение методического и психологического компонентов в процессе сопровождения школьников. Их взаимодействие способствует формированию нового видения самого содержания дополнительного образования, его методов и технологий и эффективной реализации целей обучения.
- Литература:
Алехина С.В. Психологическая служба в образовании: перспективы развития [Текст] / С.В. Алехина, М.Р. Битянова, Е.И. Метелькова // Психология образования: национальный опыт. Материалы 2-й науч.-прак. конференции (тезисы). – М., 2005. – С. 67-69.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
Бурцева И. Социально-психологическая служба в структуре управления муниципальной системой образования [Текст] / И. Бурцева // Народное образование. – 2004. – №4. – С. 136-142.
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики [Текст]: монография / И.В. Дубровина. – М.: Педагогика, 1991. – 232 с.
Леонидова Г.В. Региональный научно-образовательный центр [Текст]: научно-популярное издание / Г.В. Леонидова ; под ред. М.Ф. Сычева. – Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2007. – 99 с.
- Леонидова Г.В. Теория и практика формирования научно-образовательно-го пространства [Текст]: монография / Г.В. Леонидова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 272 c.
Лукьянова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в предпрофильном и профильном обучении [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 19.03.2011. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey-v-predprofilnom-i
- Метелькова Е.И. Психологическая служба как ресурс развития современного образования [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. ст. д-ра псих. наук: 19.00.13 / Е.И. Метелькова. – М., 2010. – 45 с.
- Практическая психология в развивающем образовательном пространстве [Текст] : коллективная монография / под ред. Н.М. Швалевой. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – 260 с.
Прутченков А.С. Компетентностный подход в школьном экономическом образовании [Текст] / А.С. Прутченков // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 20-34.
Пряжников Н.С. Принципы организации и перспективы школьной психологической службы в России [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова // Вопросы психологии. – 1994. – №2. – С. 99-112.
Социально-психологические и педагогические проблемы развития личности учащейся молодежи [Текст]: материалы Региональной научно-практической конференции, г. Ставрополь, 2 октября 2002 г., в 2 т. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002.
Терюкова Т.С. Факторы инновационности в экономическом образовании [Текст] / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 15-19.
Терюкова Т.С. Экономическая педагогика как процесс интеграции экономики и педагогики [Текст] / Т.С. Терюкова // Экономика в школе. – 2011. – № 6. – С. 50-55.
Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. – 63 с.
Щеголь В.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии [Текст] / В.И. Щёголь // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9 – С. 89-91.
1С 2010/11 уч.г. активное участие принимает Республика Беларусь.