Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната
Авторы: Маслова Инна Валерьевна, Наумова Елена Витальевна, Маслова Екатерина Яковлевна, Жигулина Любовь Ивановна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
XVIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2021)
Дата публикации: 05.12.2021
Статья просмотрена: 130 раз
Библиографическое описание:
Маслова, И. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в условиях гимназии-интерната / И. В. Маслова, Е. В. Наумова, Е. Я. Маслова, Л. И. Жигулина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/409/16808/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе всего обучения в гимназии-интернате. Понятие психолого-педагогическое сопровождение пользуется особенной популярностью на протяжении последних 20 лет. В настоящее время стало возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном — личности ребенка.
Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе среднего общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, ключевая компетенция, психолого-педагогическое сопровождение, психическое здоровье.
Введение ФГОС СОО на этапе внедрения существенно изменил всю образовательную ситуацию в среднем и старшем звене обучающихся гимназии-интерната, посредством организации психологического сопровождения: обучающихся, педагогов, родителей.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Основной целью деятельности социально-психологической службы является содействие руководству и педагогическому коллективу гимназии-интерната в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей социально-психологические условия для охраны здоровья и развития личности субъектов образовательного процесса.
На основании поставленной цели СПС были выработаны следующие задачи:
— способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в образовательной организации;
— изучать психолого-педагогические особенности личности обучающихся и её микросреды, условия жизни;
— осуществлять мониторинг развития интеллекта и креативности обучающихся;
— своевременно оказывать социально-психологическую помощь и поддержку обучающимся, испытывающим трудности в обучении, межличностном взаимодействии или эмоциональной комфортности;
— снижать действие психотравмирующих факторов среды через социально-психологическое просвещение педагогов, родителей, обучающихся и организацию релаксационных пауз во время образовательного процесса;
— осуществлять диагностическое исследование профессиональных интересов и предпочтений обучающихся;
— координировать взаимодействие учителей, воспитателей, родителей (законных представителей воспитанников), специалистов социальных служб, благотворительных организаций, представителей административных органов для оказания помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве.
Для решения поставленных задач деятельность СПС осуществлялась по следующим направлениям:
Диагностическая работа.
— Социально-психологическая и психологическая поддержка обучающихся.
— Повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов, администрации.
— Социально-психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
— Консультирование.
Диагностическое направление
Ежегодное проведение мониторинга в гимназии-интернате начинается с заключения соглашения между родителями (законными представителями) и директором гимназии-интерната о психолого-педагогическом сопровождении обучающегося. Послезаключения соглашенияежегодно проводится мониторинг образовательной деятельности с использованием программного обеспечения по психологическому диагностированию Госстандарт России комплексное обеспечение психологической практики «Иматон», «Эффектон студио» сетевая версия на 10 компьютеров. Комплекс «Эффектон» содержит психологические тесты и психокоррекционные упражнения, которые раскрывают отношения, внимание, память, интеллект, личность, одаренность, профориентацию, профессии. Комплекс состоит из 7 тематических разделов. Комплекс содержит 43 программных пакета, включающих более 150 тестов и развивающих упражнений. Подбор методик позволяет работать педагогу-психологу со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами и родителями. Часто используемые методики: тест Р. Амтхауэра «Структура интеллекта», методика К. Роджерса «Диагностика социально-психологической адаптации»,диагностика социального интеллекта Дж. Гифорда, тест креативности Е. Торренса, по методике «Мотивации учения и эмоциональное отношение к учению» (модификация А. Д. Андреевой), «Личностный опросник Айзенка (в модификации Т. В. Маталиной)», АОСО (тип восприятия), методика П. Торранса, С. Рейнольдса «Определение стиля обучения и мышления» и другие.
С целью организации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, ежегодно изучаются индивидуальные особенности вновь поступивших обучающихся по методике «Личностный опросник Айзенка (в модификации Т. В. Маталиной)», АОСО (тип восприятия), методика П.Торранса, С.Рейнольдса «Определение стиля обучения и мышления» (таблица 1).
Таблица 1
Тип темперамента |
2019–2020 уч. год |
2020–2021 уч. год |
2021–2022 уч.год. |
Меланхолики |
26 % |
21 % |
30 % |
Сангвиники |
48 % |
35 % |
35 % |
Холерики |
24 % |
41 % |
28 % |
Флегматики |
2 % |
3 % |
7 % |
По результатам диагностических обследований проводятся 4 плановые консилиума: заседание ППк № 1 «Изучение индивидуальных особенностей вновь прибывших обучающихся 7-х классов и уровень развития УУД»; заседание ППк № 2 «Адаптация 10-х классов к профильному обучению»; заседание ППк № 3 «Выявление обучающихся 9-х, классов с высоким уровнем тревожности при подготовке к ГИА. Оказание психолого-педагогической поддержки при подготовке к ГИА»; заседание ППк № 4 «Выявление обучающихся 11-х, классов с высоким уровнем тревожности при подготовке к ЕГЭ. Оказание психолого-педагогической поддержки при подготовке к ЕГЭ».
На основании полученных данных диагностического обследования разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Рекомендации ППк включают условия обучения, воспитания и развития, которые требуют организации обучения по индивидуальному учебному плану, проведение групповых или индивидуальных коррекционно-развивающих или компенсирующих занятий, индивидуальных консультаций.
С введением ФГОС актуальной задачей в деятельности педагога-психолога является обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. В связи с этим в гимназии-интернате проводится психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у обучающихся 7–9 классов по программе мониторинга. Овладение универсальными учебными действиями (далее — УУД) дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться: личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивные действия обеспечивают обучающимся организацию их учебной деятельности; познавательные действия включают общеучебные, логические, а так же постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Мониторинг УУД и учёт его результатов при организации учебно-воспитательного процесса способствует формированию способности и готовности обучающихся реализовывать универсальные учебные действия и позволяют повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в основной школе.
Психолого-педагогический мониторинг, проводимый в гимназии-интернате, направлен и используется с целью выявления интересов и учебных потребностей детей, и отвечает целому ряду требований и комплексных характеристик оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающихся, что позволяет использовать различные источники информации и охватывать как можно более широкий спектр их способностей. А также формировать поведение обучающихся в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют их склонностям и интересам.
В формате внеурочной деятельности проводятся уроки психологического развития (7-е классы); тренинг личностного роста (7–8 классы); профессиональное самоопределение (9-е классы); в системе дополнительного образования проводился курс «Тренинг креативности» (7–8 классы).
В результате проделанной работы подростки овладевают элементарной психологической культурой, приобретают знания о процессе развития своей индивидуальности, о различных формах проявления эмоций. А также об особенностях развития и основных свойствах психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображении, речи, эмоциях. У обучающихся формируются компетенции, помогающие осуществлять универсальные действия: личностные (жизненное самоопределение, мотивация к здоровому образу жизни); регулятивные (планирование и прогнозирование образа «Я», контроль собственного поведения и эмоционального реагирования, принятие ответственности за собственный выбор; оценивание эмоционального состояния партнёра для адекватного реагирования в системе межличностных отношений); познавательные (развитие и тренировка памяти, внимания, волевого поведения; выстраиваются стратегии поиска решения жизненных задач, анализ, сравнение, оценивание ситуации (действий партнёра); коммуникативные (планирование сотрудничества, эффективное разрешения конфликтных ситуаций, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
В системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях гимназии-интерната проводится диагностика компетентностей педагогов, автор Виктории Шиманской, практикум развития эмоционального интеллекта у педагогов. Диагностика личности Майер Бригс, где выявляется интроверсия — экстраверсия; ведомый — ведущий и т. д.
Для педагогов проведены следующие мероприятия: семинар «Условия успешной адаптации вновь поступивших обучающихся к условиям гимназии-интерната; мастер-класс «Использование арт-техник для гармонизации внутреннего состояния» (профилактика эмоционального выгорания); арт- техника «Три портрета» (сотрудничество педагогов и психолога в решении задач воспитания и развития обучающихся); профессиональная студия «Взаимодействие с подростком: формы и методы взаимодействия».
Проводится диагностика для изучения детско-родительских отношений «Тест- опросник родительского отношения» (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин), тест АСВ (анализ семейного воспитания). В течении учебного года родители (законные представители) ознакамливаются с результатами диагностического обследования и если есть необходимость, получают методические рекомендации через психолого-педагогический консилиум гимназии-интерната.
Для родителей (законных представителей) обучающихся проводятся родительские собрания и психологические гостиные: «Развитие коммуникативных навыков детей подросткового возраста», «Развитие гибких навыков детей подросткового возраста в условиях семейного воспитания», «Конструктивный диалог с подростком», «Подготовка обучающихся к итоговой аттестации».
Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность.
Литература:
- Ветлугина К. А. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в лицее-интернате / К. А. Ветлугина // Практика адм. работы в шк. — 2012. — № 4. — С. 31–37.
- Гриднева С. В. Формирование коммуникативной компетентности родителей одаренных детей / С. В. Гриднева, А. И. Тащева // Одар. ребенок. — 2011. — № 6. — С. 144–148. — Библиогр.: с. 148.
- Лазарева, С. С. Практическое занятие для педагогов «Профилактика профессионального выгорания»; Модель выявлениря детей с признаками одаренности в общеобразовательном учреждении; Занятие с элементами тренинга для родителей «Как общаться с детьми?" / С. С. Лазарева // Науч.-метод. журн. зам. директора шк. по воспитат. работе. — 2012. — № 6. — С. 77–94.
- Смирнов А. А. Дистанционные технологии в работе с одарёнными детьми / А. А. Смирнов, О. Д. Соколова, Т. И. Соловьёва // Методист. — 2012. — № 1. — С. 17–19. — Представлена модель межшкольного ресурсного центра информационно-коммуникационных технологий.
- Юркевич В. С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы / В. С. Юркевич// Психол. наука и образование. — 2011. — № 4. — С. 99–107. — Библиогр.: с. 107.
Ключевые слова
психическое здоровье, универсальные учебные действия, психолого-педагогическое сопровождение, ключевая компетенцияПохожие статьи
Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.
В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...
Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества
В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...
Роль формирования клинического мышления в подготовке врача
В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...
Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме
В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...
Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации
Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...
Подготовка дошкольника к школе
В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...
Похожие статьи
Социальные сети как актуальное средство психолого-педагогического просвещения современных родителей.
В данной научной статье рассматривается необходимость психолого-педагогического просвещения родителей и одно из самых актуальных средств передачи психологических знаний. Затрагиваются важные аспекты психологического просвещения родителей. Методом опр...
Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...
Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных потребностей и психологической комфортности
В настоящее время, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из целей является построение педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных способностей дошкольника, с учётом социальных...
Профориентация дошкольников через проектную деятельность
Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществл...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества
В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...
Роль формирования клинического мышления в подготовке врача
В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...
Анализ проблем семьи как социального института, влияющих на организацию учебно-воспитательного процесса в техникуме
В статье приводятся и анализируются результаты исследования проблем семьи как социального института с точки зрения выполнения базовых социальных функций, проведенного в Дивноморском филиале НАНЧПОУ «Северо-Кавказский техникум «Знание». Данное исследо...
Право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: перспективы и проблемы его реализации
Научная статья посвящена анализу развития образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, от основного общего до высшего образования. Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека,...
Подготовка дошкольника к школе
В статье исследуется важность комплексной подготовки детей дошкольного возраста к школе, что включает в себя развитие когнитивных, мотивационных и социальных аспектов, необходимых для успешного освоения школьной программы. Рассматриваются современные...