Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профориентация дошкольников через проектную деятельность

Педагогика
15.08.2021
868
Поделиться
Библиографическое описание
Григорян, А. А. Профориентация дошкольников через проектную деятельность / А. А. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 127-128. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83659/.


Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку в отдельности.

Ключевые слова: дошкольное образование, высокотехнологичное общество, профориентация, проектная деятельность.

Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности — от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет. Истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в профессиональную деятельность.

В XXI веке мир стремительно меняется. Технологии постоянно развиваются, процесс социального взаимодействия усложняется, меняется рынок труда и появляются новые профессии. Система образования не всегда успевает адаптироваться ко всем этим изменениям. И сейчас нам нужны новые и эффективные формы и методы профессионального обучения и образования, чтобы найти свое место в профессиональном мире, интегрировать его в социальные процессы и сформировать будущее, процветающее будущее.

Играя в сюжетно-ролевые игры, дети дошкольного возраста часто выбирают роль, связанную с той или иной профессией. Зная эту особенность детей, мы развиваем в них интерес и любовь к этим профессиям, поэтому и профориентацию лучше всего начинать в дошкольном возрасте.

Шаг за шагом дети познают все особенности и нюансы специальности, расширяются кругозор и навыки. Знания даются постепенно и усложняются по мере взросления ребенка.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность — это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Одним из интересных для дошкольников методов является метод проектной деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольник осваивает всевозможные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает наилучший способ решения. Используя этот проект как форму совместного развития детей и взрослых, наши дошкольные педагоги уже несколько лет занимаются увлекательным, творческим и эффективным обучением. Одно из главных целей деятельности наших дошкольных учреждений — является работа по ранней профориентации воспитанников.

Детский сад — важный первый шаг в процессе подготовки будущих работников, так как дошкольный возраст — самое подходящее время для формирования познавательного интереса к различным видам профессий. Родители для дошкольников являются «живым» примером своей профессии, поэтому интересы их детей сосредоточены на работе отца и матери и желании быть похожими на них, и определиться со своей будущей профессией.

Наша задача: в доступной форме ознакомить детей с работой родителей и жителей нашего города. И метод проектов нам очень помогает в этой работе.

Этот метод может подходить для всех возрастных групп, и на этом этапе необходимо учитывать психофизиологические особенности ребенка и понимать предпочтения дошкольников. Задачи исследовательской деятельности особенны для каждого возрастной группы. В процессе работы детям младшего дошкольного возраста оказывается помощь от педагогов (подсказки и наводящие вопросы). А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Хорошей традицией стала для нас участие в федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования», который проводится как социальная акция по реализации Плана «Десятилетия Детства» на 2018­2027 гг. (Указ Президента РФ от 27.05.2017) в целях профессионализации специалистов сферы дошкольного образования.

Нашими педагогами и воспитанниками был реализован — проект «Маленький архитектор». Под чутким и профессиональным руководством старших наставников команда юных архитекторов провела огромную и кропотливую работу над макетом «Экологическая тропа». Данный проект предполагает непосредственное создание троп на придошкольном участке. Каждый участок тропы, в свою очередь, должен нести на себе определённую смысловую нагрузку. Важнейшим качеством экологической тропы является её информативность. Однако поражает, с каким усердием дети проводили защиту созданного макета, пытаясь при этом рассуждать, делать выводы, задавать друг другу вопросы.

Один из интереснейших наших проектов — «растим будущих инженеров» от даров Фребеля до робота. Хочется отметить, выпускники, которые ранее участвовали в проекте нашего ДОУ, поступили в инженерный класс Гимназии. А проект «Начинающие литераторы» родился сам собой. Через познавательную и творческую деятельность у детей появилось желание самим создать новые книжки.

Таким образом хочется отметить, что результаты показали положительную динамику в формировании представлений о мире профессий у дошкольников в процессе использования проектной деятельности. Дети стали называть не только широко известные, но и специфические профессии, качественно характеризовать профессиональные действия взрослых и аргументировать свою заинтересованность в определенных профессиях.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 64с.
  2. Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
  3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.
  4. https://sites.google.com/site/mcido2012/rol-proekta-rebenok-v- vysokotehnologicnom-obsestve
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
дошкольное образование
высокотехнологичное общество
профориентация
проектная деятельность
Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 127-128):
Часть 2 (стр. 76-167)
Расположение в файле:
стр. 76стр. 127-128стр. 167

Молодой учёный