Одним из перспективных методов, способствующих развитию представлений о профессиях, труде взрослых, является метод проектной деятельности. В процессе проектной деятельности воспитатель создает благоприятный психологический климат в группе и осуществляет индивидуальный подход к каждому ребенку в отдельности.
Ключевые слова: дошкольное образование, высокотехнологичное общество, профориентация, проектная деятельность.
Процесс ознакомления ребенка с миром профессий является актуальной проблемой современности. Проблема самоопределения человека как профессионального специалиста является центральной задачей на пути становления личности — от этого зависит будущее ребенка, то, кем он станет. Истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве, и его становление происходит на протяжении всей жизни. Еще в дошкольном возрасте у ребенка проявляется склонность к какому-либо занятию, и, эта склонность, в будущем, может перейти в профессиональную деятельность.
В XXI веке мир стремительно меняется. Технологии постоянно развиваются, процесс социального взаимодействия усложняется, меняется рынок труда и появляются новые профессии. Система образования не всегда успевает адаптироваться ко всем этим изменениям. И сейчас нам нужны новые и эффективные формы и методы профессионального обучения и образования, чтобы найти свое место в профессиональном мире, интегрировать его в социальные процессы и сформировать будущее, процветающее будущее.
Играя в сюжетно-ролевые игры, дети дошкольного возраста часто выбирают роль, связанную с той или иной профессией. Зная эту особенность детей, мы развиваем в них интерес и любовь к этим профессиям, поэтому и профориентацию лучше всего начинать в дошкольном возрасте.
Шаг за шагом дети познают все особенности и нюансы специальности, расширяются кругозор и навыки. Знания даются постепенно и усложняются по мере взросления ребенка.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Поисковая активность — это естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Одним из интересных для дошкольников методов является метод проектной деятельности. В ходе проектной деятельности дошкольник осваивает всевозможные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает наилучший способ решения. Используя этот проект как форму совместного развития детей и взрослых, наши дошкольные педагоги уже несколько лет занимаются увлекательным, творческим и эффективным обучением. Одно из главных целей деятельности наших дошкольных учреждений — является работа по ранней профориентации воспитанников.
Детский сад — важный первый шаг в процессе подготовки будущих работников, так как дошкольный возраст — самое подходящее время для формирования познавательного интереса к различным видам профессий. Родители для дошкольников являются «живым» примером своей профессии, поэтому интересы их детей сосредоточены на работе отца и матери и желании быть похожими на них, и определиться со своей будущей профессией.
Наша задача: в доступной форме ознакомить детей с работой родителей и жителей нашего города. И метод проектов нам очень помогает в этой работе.
Этот метод может подходить для всех возрастных групп, и на этом этапе необходимо учитывать психофизиологические особенности ребенка и понимать предпочтения дошкольников. Задачи исследовательской деятельности особенны для каждого возрастной группы. В процессе работы детям младшего дошкольного возраста оказывается помощь от педагогов (подсказки и наводящие вопросы). А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.
Хорошей традицией стала для нас участие в федеральном научно-общественном конкурсе «Восемь жемчужин дошкольного образования», который проводится как социальная акция по реализации Плана «Десятилетия Детства» на 20182027 гг. (Указ Президента РФ от 27.05.2017) в целях профессионализации специалистов сферы дошкольного образования.
Нашими педагогами и воспитанниками был реализован — проект «Маленький архитектор». Под чутким и профессиональным руководством старших наставников команда юных архитекторов провела огромную и кропотливую работу над макетом «Экологическая тропа». Данный проект предполагает непосредственное создание троп на придошкольном участке. Каждый участок тропы, в свою очередь, должен нести на себе определённую смысловую нагрузку. Важнейшим качеством экологической тропы является её информативность. Однако поражает, с каким усердием дети проводили защиту созданного макета, пытаясь при этом рассуждать, делать выводы, задавать друг другу вопросы.
Один из интереснейших наших проектов — «растим будущих инженеров» от даров Фребеля до робота. Хочется отметить, выпускники, которые ранее участвовали в проекте нашего ДОУ, поступили в инженерный класс Гимназии. А проект «Начинающие литераторы» родился сам собой. Через познавательную и творческую деятельность у детей появилось желание самим создать новые книжки.
Таким образом хочется отметить, что результаты показали положительную динамику в формировании представлений о мире профессий у дошкольников в процессе использования проектной деятельности. Дети стали называть не только широко известные, но и специфические профессии, качественно характеризовать профессиональные действия взрослых и аргументировать свою заинтересованность в определенных профессиях.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5–7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 64с.
- Горлова Н. А. Современные дошкольники: какие они? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3–6.
- Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.
- https://sites.google.com/site/mcido2012/rol-proekta-rebenok-v- vysokotehnologicnom-obsestve