Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

Спецвыпуск
08.06.2023
28
Поделиться
Библиографическое описание
Банкрашкова, И. В. Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства / И. В. Банкрашкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 14-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8440/.


В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается авторский взгляд на механизмы моделирования образовательного пространства посредством разработки и реализации общих целей и адекватных им технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся.

Ключевые слова: гражданская идентичность, целеполагание, профессиональное образование.

Исторически сложилось так, что ведущей силой российского социума является духовно-нравственный (основанный на культурно-исторической парадигме) потенциал общества. Решение обозначенного направления развития социума невозможно без соответствующего упорядочения пространства целевого взаимодействия колледжа, основанного на понимании социального и общечеловеческого значения воспитания растущего поколения гражданами своего государства. С данной целью в 2022 году в колледже создана краевая инновационная площадка «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа» (далее — КИП). В процессе исследования на основе методологии системного подхода нами была составлена для преподавателей соответствующая рекомендательно-организационная документация, о чем пойдет речь в представленном материале.

Основанием методологии системного подхода в управлении системой воспитания является определение системы. Мы определяем систему через целеполагание. Исследователями системного анализа и целевого управления Клиландом Д. и Кингом В. система определяется как «организованный комплекс средств достижения общей цели» [2]. Таким образом, система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого [5]. Нами учтены трисистемообразующих характеристики : состав — конечный перечень элементов системы (набор элементов); структура — инвариант отношений между элементами состава системы; функционирование — динамическое состояние системы в условиях воспитательного процесса.

Цель является неизменно сохраняющейся в структуре системы, значит цель и есть устойчивое отношение в системе, т. е. ее структура. На рисунке 1 в составе системы воспитания мы определили структуру указанной целостности, каковой является цель. Ее носителями являются субъекты воспитательных систем колледжа, семьи, общественности, учреждений культуры, сверстников и предметов окружающей среды. Приняв цели, субъектом самовоспитания становится (или не становится!) личность обучающегося, который организует целевую взаимосвязь и отношения с окружающей средой, обеспечивает саморазвитие нравственных качеств своей личности, где побудительными силами при моделировании поведения выступают потребности, мотивы и установки. Как показывает рисунок 1, цель воспитания выступает инвариантом отношений между элементами состава системы указанной целостности, т. е. ее структурой.

Стратегическая цель воспитания содержит два аспекта: социальный, который выражен составом всестороннего развития личности (далее — ВРЛ), и личностный, представленный нравственными категориями, через которые трактуется отношение личности к своему всестороннему развитию, государству, труду и его продуктам, окружающим людям, самому себе, духовным и материальным ценностям. Человеку в жизни предложено много дорог, но выбор цели ограничен только двумя возможностями: духовно-нравственные цели добра, обеспечивающие субъекту созидательную позицию в жизни, и цели зла, выбор которых приведет к разрушению и человека, и окружающего пространства.

Цель воспитания как инварианта отношений между элементами состава системы

Рис.1. Цель воспитания как инварианта отношений между элементами состава системы

Наше исследование показало, что каждая нравственная категория имеет в своем составе два поля: информационно-целевое поле добра и информационно-целевое поле зла. На этой основе мы разработали информационно-целевую основу нравственной категории «Патриотизм». Соответственно выбор цели определяет созидательное или разрушительное поведение человека. Информационно-целевая основа является справочным материалом, которым пользуются преподаватели. Образцы справочных материалов рассматриваются далее в статье. Информационно-целевое поле нравственной категории является стратегическим уровнем их декомпозиции. В силу того, что стратегические цели имеют обобщенный характер и поэтому не могут быть реализованы, их необходимо декомпозировать на оперативный (промежуточный) и тактический (рабочий) уровни преобразования. В связи с этим мы каждую составляющую информационно-целевых полей декомпозировали на три аспекта:

— информационный, предполагающий усвоение информационных полей нравственной категории на трех уровнях усвоения;

— мотивационный, состоящий в прогнозировании адекватного эмоционального отклика на цель (на цель добра — положительный, на цель зла — отрицательный);

— операционный аспект, отражающий необходимость обретения субъектом опыта моделирования созидательного поведения.

Указанные аспекты представляют собой оперативный уровень декомпозированной цели. Тактический уровень преобразования цели является рабочим, и он для конкретного исполнения отбирается из оперативного.

Третья системообразующая характеристика — функционирование отражает технологические основы реализации цели на тактическом уровне преобразования: информационный аспект :

1-й уровень усвоения, где конечным результатом является развитие памяти. Он реализуется через алгоритм: Восприятие --> Понимание --> Заучивание --> Воспроизведение с применением объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения;

2-й уровень усвоения, обеспечивающий опыт репродуктивного мышления, что связано с разработкой и применением алгоритмов и технологии реализации духовно-нравственных целей. Алгоритмы определяются по двум вариантам: по предметной области ситуации в пространстве ВРЛ; по применению операционного алгоритма управленческого решения: Анализ --> Диагноз --> Решение --> Результат. Для реализации 2-го уровня усвоения используется репродуктивный метод обучения;

3-й уровень усвоения обеспечивает развитие творческого мышления и поведение личности в нестандартной ситуации. Алгоритм реализации этой цели включает следующие операции: Осмысление проблемы --> Разработка гипотезы --> Создание программы решения гипотезы --> Исполнение программы --> Проверка гипотезы. Методы реализации 3-го уровня целевой информации: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.

Мотивационный аспект оперативно-тактической цели осуществляется посредством прогнозирования адекватного эмоционального отклика на воспитательную цель: на цель добра — положительный, на цель зла — отрицательный, для чего используется психологическая классификация чувств [4].

Таблица 1

Психологическая классификация чувств по характеристикам эмоционального поля

Положительные чувства

1.Удовольствие; 2.Радость; 3.Блаженство; 4.Восторг; 5.Ликование; 6.Восхищение; 7.Гордость; 8.Удовлетворенность; 9.Уверенность; 10.Доверие; 11.Уважение; 12.Симпатия; 13.Нежность; 14.Любовь; 15.Умиление; 16.Благодарность; 17.Спокойная совесть; 18.Облегчение; 19.Безопасность; 20.Предвкушение.

Отрицательные чувства

21.Неудовольствие; 22.Горе (скорбь); 23.Печаль (грусть); 24.Тоска; 25.Уныние; 26.Скука; 27.Отчаяние; 28.Огорчение; 29.Тревога; 30.Боязнь; 31.Испуг; 32.Страх; 33.Ужас; 34.Жалость; 35.Сострадание; 36.Сожаление; 37.Разочарование; 38.Досада; 39.Обида; 40.Чувство оскорбления; 41.Гнев; 42.Ярость; 43.Презрение; 44.Негодование; 45.Неприязнь; 46.Зависть; 47.Злоба; 48.Ненависть; 49.Злость; 50.Ревность; 51.Неуверенность (сомнение); 25.Растерянность; 53.Недоверие; 54.Смущение; 55.Стыд; 56.Раскаяние; 57.Неудовлетворенность собой; 58.Угрызение совести; 59.Нетерпение; 60.Горечь; 61.Отвращение; 62.Омерзение.

Нравственно-нейтральные состояния

63. Безразличие. 64. Спокойное созерцание. 65. Любопытство. 66. Удивление. 67. Изумление.

Обращаем внимание на то, что это психологическая классификация. Отнесение чувства сострадания к отрицательным, возможно, с психологической точки зрения уместно, а с позиции нравственной оценки это чувство является положительным, когда человек разделяет страдание другого человека. Таким образом, к отбору чувств в предложенной классификации необходим аналитический подход.

Операционный аспект тактического уровня декомпозированной цели воспитания состоит в том, что субъект самовоспитания моделирует свое поведение на основе свободного выбора целевых регуляторов личной деятельности в отношениях с системами природы и социума.

В системе образования колледжа цель воспитания зафиксирована в образовании, целевая логика которого определяется Федеральными государственными стандартами, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1], образовательными программами, КИП. Цель КИП «создание условий для формирования гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования» реализуется на учебных занятиях и во внеклассной работе по нравственной категории «патриотизм».

В рассмотренном пространстве системного подхода к моделируемому поведению субъектов самовоспитания обратимся к технологической документации, которую мы создали для субъектов системы воспитания по категории «патриотизм» (Схема, рис. 2). Условно-цифровое обозначение: первая цифра обозначения цели соответствует порядковому номеру цели состава категорий общечеловеческой морали: 1 — патриотизм, 2 — гуманизм и т. д.; вторая цифра обозначает принадлежность цели к полю добра — 1 или зла — 2; третья цифра фиксирует порядковый номер составляющих.

Стратегические цели на заседаниях сообщества КИП, совещаниях при директоре, а также через ИКТ-сообщества передаются классным руководителям. Декомпозиция целей на оперативный уровень осуществляется в колледже классными руководителями — прогнозируется информационный состав полей нравственной категории вместе с мотивационным аспектом.

Информационно-целевые поля по нравственной категории «патриотизм»

Рис. 2. Информационно-целевые поля по нравственной категории «патриотизм»

С ноября 2022–2023 учебного года в качестве стратегической цели реализуется категория «патриотизм» (Схема, рис. 3), а также входящая в ее информационное поле категория «гражданская идентичность». Справочный материал по категории «патриотизм» сформирован с учетом мотивационного аспекта его составляющих (добавлен прогнозируемый адекватный эмоциональный отклик на основе психологической классификации чувств [3]).

Информационно-целевые поля по нравственной категории «патриотизм» (0.11) Информационно-целевые поля по нравственной категории «патриотизм» (0.11)

Рис. 3. Информационно-целевые поля по нравственной категории «патриотизм» (0.11)

В образовательном пространстве колледжа по указанным целям моделируется система воспитания при изучении образовательной программы и во внеурочной воспитательной работе. Как видно, по нравственной категории «патриотизм» разработаны справочно-информационные материалы, общий порядок группировки выстроен от создания информационно-целевого поля добра к последующему переходу в поле, образуемое антиподами морали, к которым прогнозируется адекватное отношение субъектов. Классные руководители декомпозируют эти цели до уровня их применимости (тактические цели).

Единое целевое поле системы воспитания образовательного учреждения расширяет образовательное поле в социуме и способствует его осмысленной направленности благодаря тому, что субъекты образования вносят в социальное пространство целевой курс развития. Колледж организует систему воспитания обучающихся так, чтобы обеспечить целевой способ существования субъекта образования в социуме.

Опыт работы КИП был представлен на X Межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» 28 ноября — 10 декабря 2022 г. Преподаватели выступили с докладами о работе, провели мастер-класс по работе с воспитательными целями по нравственной категории «патриотизм».

Подводя итог, отметим, что, осознанно осуществляя на основе знания информационно-целевой основы нравственных категорий выбор позитивных целей, студенты проявляют с одной стороны свою индивидуальность, а с другой — идентифицируются с обществом на нравственно-правовой основе, через что и происходит их становление как граждан.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201506020017
  2. Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. Теория организации: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 365 с.
  3. Лук Л. В. Эмоции и личность. Культура чувств и методы ее воспитания. — М.: Знание, 1982. — 176 с.
  4. Матлин, В. Н. Психологические основы нравственного воспитания. — Минск: Изд-во БГУ, 1972. — 116 с.
  5. Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гражданская идентичность
целеполагание
профессиональное образование

Молодой учёный