Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства
Автор: Банкрашкова Ирина Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 08.06.2023
Статья просмотрена: 28 раз
Библиографическое описание:
Банкрашкова, И. В. Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства / И. В. Банкрашкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 14-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8440/ (дата обращения: 22.12.2024).
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается авторский взгляд на механизмы моделирования образовательного пространства посредством разработки и реализации общих целей и адекватных им технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся.
Ключевые слова: гражданская идентичность, целеполагание, профессиональное образование.
Исторически сложилось так, что ведущей силой российского социума является духовно-нравственный (основанный на культурно-исторической парадигме) потенциал общества. Решение обозначенного направления развития социума невозможно без соответствующего упорядочения пространства целевого взаимодействия колледжа, основанного на понимании социального и общечеловеческого значения воспитания растущего поколения гражданами своего государства. С данной целью в 2022 году в колледже создана краевая инновационная площадка «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа» (далее — КИП). В процессе исследования на основе методологии системного подхода нами была составлена для преподавателей соответствующая рекомендательно-организационная документация, о чем пойдет речь в представленном материале.
Основанием методологии системного подхода в управлении системой воспитания является определение системы. Мы определяем систему через целеполагание. Исследователями системного анализа и целевого управления Клиландом Д. и Кингом В. система определяется как «организованный комплекс средств достижения общей цели» [2]. Таким образом, система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая их которых вносит свой вклад в характеристики целого [5]. Нами учтены трисистемообразующих характеристики : состав — конечный перечень элементов системы (набор элементов); структура — инвариант отношений между элементами состава системы; функционирование — динамическое состояние системы в условиях воспитательного процесса.
Цель является неизменно сохраняющейся в структуре системы, значит цель и есть устойчивое отношение в системе, т. е. ее структура. На рисунке 1 в составе системы воспитания мы определили структуру указанной целостности, каковой является цель. Ее носителями являются субъекты воспитательных систем колледжа, семьи, общественности, учреждений культуры, сверстников и предметов окружающей среды. Приняв цели, субъектом самовоспитания становится (или не становится!) личность обучающегося, который организует целевую взаимосвязь и отношения с окружающей средой, обеспечивает саморазвитие нравственных качеств своей личности, где побудительными силами при моделировании поведения выступают потребности, мотивы и установки. Как показывает рисунок 1, цель воспитания выступает инвариантом отношений между элементами состава системы указанной целостности, т. е. ее структурой.
Стратегическая цель воспитания содержит два аспекта: социальный, который выражен составом всестороннего развития личности (далее — ВРЛ), и личностный, представленный нравственными категориями, через которые трактуется отношение личности к своему всестороннему развитию, государству, труду и его продуктам, окружающим людям, самому себе, духовным и материальным ценностям. Человеку в жизни предложено много дорог, но выбор цели ограничен только двумя возможностями: духовно-нравственные цели добра, обеспечивающие субъекту созидательную позицию в жизни, и цели зла, выбор которых приведет к разрушению и человека, и окружающего пространства.
Рис.1. Цель воспитания как инварианта отношений между элементами состава системы
Наше исследование показало, что каждая нравственная категория имеет в своем составе два поля: информационно-целевое поле добра и информационно-целевое поле зла. На этой основе мы разработали информационно-целевую основу нравственной категории «Патриотизм». Соответственно выбор цели определяет созидательное или разрушительное поведение человека. Информационно-целевая основа является справочным материалом, которым пользуются преподаватели. Образцы справочных материалов рассматриваются далее в статье. Информационно-целевое поле нравственной категории является стратегическим уровнем их декомпозиции. В силу того, что стратегические цели имеют обобщенный характер и поэтому не могут быть реализованы, их необходимо декомпозировать на оперативный (промежуточный) и тактический (рабочий) уровни преобразования. В связи с этим мы каждую составляющую информационно-целевых полей декомпозировали на три аспекта:
— информационный, предполагающий усвоение информационных полей нравственной категории на трех уровнях усвоения;
— мотивационный, состоящий в прогнозировании адекватного эмоционального отклика на цель (на цель добра — положительный, на цель зла — отрицательный);
— операционный аспект, отражающий необходимость обретения субъектом опыта моделирования созидательного поведения.
Указанные аспекты представляют собой оперативный уровень декомпозированной цели. Тактический уровень преобразования цели является рабочим, и он для конкретного исполнения отбирается из оперативного.
Третья системообразующая характеристика — функционирование отражает технологические основы реализации цели на тактическом уровне преобразования: информационный аспект :
1-й уровень усвоения, где конечным результатом является развитие памяти. Он реализуется через алгоритм: Восприятие --> Понимание --> Заучивание --> Воспроизведение с применением объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения;
2-й уровень усвоения, обеспечивающий опыт репродуктивного мышления, что связано с разработкой и применением алгоритмов и технологии реализации духовно-нравственных целей. Алгоритмы определяются по двум вариантам: по предметной области ситуации в пространстве ВРЛ; по применению операционного алгоритма управленческого решения: Анализ --> Диагноз --> Решение --> Результат. Для реализации 2-го уровня усвоения используется репродуктивный метод обучения;
3-й уровень усвоения обеспечивает развитие творческого мышления и поведение личности в нестандартной ситуации. Алгоритм реализации этой цели включает следующие операции: Осмысление проблемы --> Разработка гипотезы --> Создание программы решения гипотезы --> Исполнение программы --> Проверка гипотезы. Методы реализации 3-го уровня целевой информации: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский.
Мотивационный аспект оперативно-тактической цели осуществляется посредством прогнозирования адекватного эмоционального отклика на воспитательную цель: на цель добра — положительный, на цель зла — отрицательный, для чего используется психологическая классификация чувств [4].
Таблица 1
Психологическая классификация чувств по характеристикам эмоционального поля
Положительные чувства |
1.Удовольствие; 2.Радость; 3.Блаженство; 4.Восторг; 5.Ликование; 6.Восхищение; 7.Гордость; 8.Удовлетворенность; 9.Уверенность; 10.Доверие; 11.Уважение; 12.Симпатия; 13.Нежность; 14.Любовь; 15.Умиление; 16.Благодарность; 17.Спокойная совесть; 18.Облегчение; 19.Безопасность; 20.Предвкушение. |
Отрицательные чувства |
21.Неудовольствие; 22.Горе (скорбь); 23.Печаль (грусть); 24.Тоска; 25.Уныние; 26.Скука; 27.Отчаяние; 28.Огорчение; 29.Тревога; 30.Боязнь; 31.Испуг; 32.Страх; 33.Ужас; 34.Жалость; 35.Сострадание; 36.Сожаление; 37.Разочарование; 38.Досада; 39.Обида; 40.Чувство оскорбления; 41.Гнев; 42.Ярость; 43.Презрение; 44.Негодование; 45.Неприязнь; 46.Зависть; 47.Злоба; 48.Ненависть; 49.Злость; 50.Ревность; 51.Неуверенность (сомнение); 25.Растерянность; 53.Недоверие; 54.Смущение; 55.Стыд; 56.Раскаяние; 57.Неудовлетворенность собой; 58.Угрызение совести; 59.Нетерпение; 60.Горечь; 61.Отвращение; 62.Омерзение. |
Нравственно-нейтральные состояния |
63. Безразличие. 64. Спокойное созерцание. 65. Любопытство. 66. Удивление. 67. Изумление. |
Обращаем внимание на то, что это психологическая классификация. Отнесение чувства сострадания к отрицательным, возможно, с психологической точки зрения уместно, а с позиции нравственной оценки это чувство является положительным, когда человек разделяет страдание другого человека. Таким образом, к отбору чувств в предложенной классификации необходим аналитический подход.
Операционный аспект тактического уровня декомпозированной цели воспитания состоит в том, что субъект самовоспитания моделирует свое поведение на основе свободного выбора целевых регуляторов личной деятельности в отношениях с системами природы и социума.
В системе образования колледжа цель воспитания зафиксирована в образовании, целевая логика которого определяется Федеральными государственными стандартами, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1], образовательными программами, КИП. Цель КИП «создание условий для формирования гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования» реализуется на учебных занятиях и во внеклассной работе по нравственной категории «патриотизм».
В рассмотренном пространстве системного подхода к моделируемому поведению субъектов самовоспитания обратимся к технологической документации, которую мы создали для субъектов системы воспитания по категории «патриотизм» (Схема, рис. 2). Условно-цифровое обозначение: первая цифра обозначения цели соответствует порядковому номеру цели состава категорий общечеловеческой морали: 1 — патриотизм, 2 — гуманизм и т. д.; вторая цифра обозначает принадлежность цели к полю добра — 1 или зла — 2; третья цифра фиксирует порядковый номер составляющих.
Стратегические цели на заседаниях сообщества КИП, совещаниях при директоре, а также через ИКТ-сообщества передаются классным руководителям. Декомпозиция целей на оперативный уровень осуществляется в колледже классными руководителями — прогнозируется информационный состав полей нравственной категории вместе с мотивационным аспектом.
Рис. 2. Информационно-целевые поля по нравственной категории «патриотизм»
С ноября 2022–2023 учебного года в качестве стратегической цели реализуется категория «патриотизм» (Схема, рис. 3), а также входящая в ее информационное поле категория «гражданская идентичность». Справочный материал по категории «патриотизм» сформирован с учетом мотивационного аспекта его составляющих (добавлен прогнозируемый адекватный эмоциональный отклик на основе психологической классификации чувств [3]).
Рис. 3. Информационно-целевые поля по нравственной категории «патриотизм» (0.11)
В образовательном пространстве колледжа по указанным целям моделируется система воспитания при изучении образовательной программы и во внеурочной воспитательной работе. Как видно, по нравственной категории «патриотизм» разработаны справочно-информационные материалы, общий порядок группировки выстроен от создания информационно-целевого поля добра к последующему переходу в поле, образуемое антиподами морали, к которым прогнозируется адекватное отношение субъектов. Классные руководители декомпозируют эти цели до уровня их применимости (тактические цели).
Единое целевое поле системы воспитания образовательного учреждения расширяет образовательное поле в социуме и способствует его осмысленной направленности благодаря тому, что субъекты образования вносят в социальное пространство целевой курс развития. Колледж организует систему воспитания обучающихся так, чтобы обеспечить целевой способ существования субъекта образования в социуме.
Опыт работы КИП был представлен на X Межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» 28 ноября — 10 декабря 2022 г. Преподаватели выступили с докладами о работе, провели мастер-класс по работе с воспитательными целями по нравственной категории «патриотизм».
Подводя итог, отметим, что, осознанно осуществляя на основе знания информационно-целевой основы нравственных категорий выбор позитивных целей, студенты проявляют с одной стороны свою индивидуальность, а с другой — идентифицируются с обществом на нравственно-правовой основе, через что и происходит их становление как граждан.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201506020017
- Кузнецов Ю. В., Мелякова Е. В. Теория организации: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 365 с.
- Лук Л. В. Эмоции и личность. Культура чувств и методы ее воспитания. — М.: Знание, 1982. — 176 с.
- Матлин, В. Н. Психологические основы нравственного воспитания. — Минск: Изд-во БГУ, 1972. — 116 с.
- Олянич Д. Б. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 408 с.
Похожие статьи
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе
Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...
Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования
В статье актуализируется проблема формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях стремительной модернизации системы среднего профессионального образования. На основе изучения результатов исследований современных ученых определена ст...
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации современных образовательных технологий
В своей работе авторы рассматривают проблему сформированности учебно-мотивационных компетенций педагога в условиях реализации основных общеобразовательных программ и стандартов нового поколения.
Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...
Похожие статьи
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе
Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...
Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования
В статье актуализируется проблема формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях стремительной модернизации системы среднего профессионального образования. На основе изучения результатов исследований современных ученых определена ст...
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...
Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО
В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...
Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации современных образовательных технологий
В своей работе авторы рассматривают проблему сформированности учебно-мотивационных компетенций педагога в условиях реализации основных общеобразовательных программ и стандартов нового поколения.
Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза
Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...