Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

Спецвыпуск
08.06.2023
19
Поделиться
Библиографическое описание
Соловьева, С. М. Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях / С. М. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8446/.


В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Ключевые слова: гражданская идентичность, целеполагание, профессиональное образование.

Патриотизм и гражданственность — основные ценности, соединяющие отдельного человека, общество и государство. С обоими понятиями тесно связаны понятия «гражданская идентичность» и «национальная идентичность». Первое означает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. Второе — самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) обществом.Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства [2].

В последнее время мы сталкиваемся с проблемой осознания собственной гражданской идентичности. В следствии трансформации общества среди молодежи нет сознания не только гражданской идентичности, но и любой другой. Это можно объяснить условиями глобализации идентификационного пространства, которое становится шире, чем пределы отдельного государства. Такие условия вызвали отсутствие стержня, который формируется активным отношением человека к происходящим экономическим и политическим событиям, неуверенностью в завтрашнем дне, нежеланием контактировать с социумом и др.

Понятие «гражданская идентичность» тесно связано с понятием «патриотизм». Патриотизм — это осознанная любовь к родине, гордость достижениями и культурой своего народа, его традициями; это гуманизм, достоинство, милосердие, совесть, справедливость и многое другое.

Работая со студентами колледжа, мы обратили внимание, что у студентов недостаточно сформировано понятие «патриотизм». На формирование этого понятия, по-видимому, повлияли многие факторы нынешнего времени, основными из которых можно считать: ориентация общества на потребление; низкий авторитет педагога; малое внимание идейному воспитанию молодежи; снижение уровня культуры; негативное влияние СМИ и доступность Интернета для всех возрастов.

Для определения личной гражданской идентичности, воспитания патриотизма на базе колледжа в 2022 году открыта краевая инновационная площадка «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа».

Цель работы площадки — всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, воспитание в них чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.

На основе анализа результатов научных исследований, нами выделены основные позитивные признаки патриотизма, среди которых:

— забота об интересах страны;

— забота об исторической судьбе страны;

— готовность к самопожертвованию;

— верность Родине в борьбе с врагом;

— гордость социальными достижениями;

— гордость культурными достижениями;

— сочувствие страданиям народа;

— уважение к историческому прошлому;

— переживание за социальные пороки общества;

— уважение к традициям народа;

— привязанность к месту жительства;

— активность в труде и общественно-политической деятельности;

— борьба с антиподами морали;

— гражданская идентичность

О сформированности такого качества, как гражданская идентичность свидетельствуют: понимание личностью цели и нравственного смысла своей профессиональной деятельности; наличие потребности у личности в овладении системой профессиональных компетенций специалиста; понимание личностью социальной значимости своего труда и наличие у нее готовности выстраивать свою деятельность, исходя из осознания ответственности за принятые решения [2].

В ноябре месяце 2022 года было проведено исследование на тему «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа», вопросы были направлены на понимание обучающимися понятия «патриотизм» (таблица 1).

Таблица 1

Ответы обучающихся на вопрос «Что такое патриотизм?»

Ответы

Опрошено

человек

%

Любовь к Родине

31

48

Преданность и любовь к Родине

18

28

Готовность пожертвовать собой, прийти на помощь

6

10

Мир, Труд, Май, Гимн

1

1

Это верность и гордость

1

1

Пожелание лучшего стране

2

3

Это понятие морального духа граждан

1

1

Не знаю, не знаком

5

8

Всего

65

100

Обучающиеся правильно понимают значение и понятие патриотизма, но не связывают его с собственной важной ролью в государстве — своим профессиональным назначением, значением профессиональной подготовки в жизни страны [1].

На следующем этапе исследования был проведен опрос с использованием авторской анкеты «Определение значимости социальных явлений и рейтинга жизненных ценностей».

Респондентам предлагалось проранжировать социальные явления по степени их значимости. В качестве социальных явлений были выбраны: Я гражданин РФ; Я житель Хабаровского края; Я представитель своей нации [3]. В опросе принимали участие 88 обучающихся колледжа.

Опрошено всего: 88 человек.

Рейтинг среди значимости социальных явлений распределился следующим образом: 1 место по значимости социальных явлений большинством опрошенных поставлено утверждение «Я гражданин РФ», другие социальные явления распределились как представлено в таблице 2.

Таблица 2

Рейтинг по значимости социальных явлений

Социальные явления

Количество опрошенных

человек

%

Я гражданин РФ

45

52

Я представитель своей нации

28

32

Я житель Хабаровского края

9

10

Прочерк

6

6

Всего

88

100

К представителям своей нации отнесли себя 32 %, к жителям Хабаровского края — 10 %. Однако, 6 % опрошенных — поставили прочерк.

Одной из целей работы краевой инновационной площадки на 2023 год является осознание значимости профессиональной подготовки для студента, как в его жизни, так и в жизни страны. Для этого преподаватели колледжа разработали планкарты занятий по специальностям подготовки.

Красной линией через все занятие преподаватель показывает значимость профессиональных знаний и практических навыков студента в будущем страны.

Так, была разработана план-карта занятий по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) — по дисциплине «Статистика», по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения — по дисциплине «Экологическое право». Студенты 1 курса специальности «Право и организация социального обеспечения» после просмотра фильма «А зори здесь тихие…» написали эссе, остро выразив свои собственные чувства патриотизма и причастности к событиям Великой Отечественной войны.

Таким образом, работа краевой инновационной площадки колледжа продолжится с целью формирования гражданской идентичности обучающихся для повышения их личной оценки своего гражданского состояния, готовности выполнять профессиональные обязанности по полученной специальности и принимать активное участие в жизни государства.

Литература:

1. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность / И. В. Вилкова // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 6. — [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения: 11.02.2023).

2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. — 2010. — № 5–6. — С. 140–142.

3. Топчий, Н. В. Формирование гражданской идентичности у обучающихся / Н. В. Топчий // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/topchiy-natalya-vladimirovna (дата обращения: 16.02.2023).

4. Каратаева Т. А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков // Вестник ОГУ. — 2017. — № 3 (203). — С. 9–14.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гражданская идентичность
целеполагание
профессиональное образование

Молодой учёный