Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях
Автор: Соловьева Светлана Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 08.06.2023
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Соловьева, С. М. Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях / С. М. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8446/ (дата обращения: 21.12.2024).
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.
Ключевые слова: гражданская идентичность, целеполагание, профессиональное образование.
Патриотизм и гражданственность — основные ценности, соединяющие отдельного человека, общество и государство. С обоими понятиями тесно связаны понятия «гражданская идентичность» и «национальная идентичность». Первое означает осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. Второе — самоидентификацию с определенным политическим (национальное государство) и культурным (национальная культура) обществом.Гражданская идентичность является основой группового самосознания, залогом стабильности государства [2].
В последнее время мы сталкиваемся с проблемой осознания собственной гражданской идентичности. В следствии трансформации общества среди молодежи нет сознания не только гражданской идентичности, но и любой другой. Это можно объяснить условиями глобализации идентификационного пространства, которое становится шире, чем пределы отдельного государства. Такие условия вызвали отсутствие стержня, который формируется активным отношением человека к происходящим экономическим и политическим событиям, неуверенностью в завтрашнем дне, нежеланием контактировать с социумом и др.
Понятие «гражданская идентичность» тесно связано с понятием «патриотизм». Патриотизм — это осознанная любовь к родине, гордость достижениями и культурой своего народа, его традициями; это гуманизм, достоинство, милосердие, совесть, справедливость и многое другое.
Работая со студентами колледжа, мы обратили внимание, что у студентов недостаточно сформировано понятие «патриотизм». На формирование этого понятия, по-видимому, повлияли многие факторы нынешнего времени, основными из которых можно считать: ориентация общества на потребление; низкий авторитет педагога; малое внимание идейному воспитанию молодежи; снижение уровня культуры; негативное влияние СМИ и доступность Интернета для всех возрастов.
Для определения личной гражданской идентичности, воспитания патриотизма на базе колледжа в 2022 году открыта краевая инновационная площадка «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа».
Цель работы площадки — всестороннее духовное, нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся, воспитание в них чувства патриотизма и гражданственности, уважение к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.
На основе анализа результатов научных исследований, нами выделены основные позитивные признаки патриотизма, среди которых:
— забота об интересах страны;
— забота об исторической судьбе страны;
— готовность к самопожертвованию;
— верность Родине в борьбе с врагом;
— гордость социальными достижениями;
— гордость культурными достижениями;
— сочувствие страданиям народа;
— уважение к историческому прошлому;
— переживание за социальные пороки общества;
— уважение к традициям народа;
— привязанность к месту жительства;
— активность в труде и общественно-политической деятельности;
— борьба с антиподами морали;
— гражданская идентичность
О сформированности такого качества, как гражданская идентичность свидетельствуют: понимание личностью цели и нравственного смысла своей профессиональной деятельности; наличие потребности у личности в овладении системой профессиональных компетенций специалиста; понимание личностью социальной значимости своего труда и наличие у нее готовности выстраивать свою деятельность, исходя из осознания ответственности за принятые решения [2].
В ноябре месяце 2022 года было проведено исследование на тему «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа», вопросы были направлены на понимание обучающимися понятия «патриотизм» (таблица 1).
Таблица 1
Ответы обучающихся на вопрос «Что такое патриотизм?»
Ответы |
Опрошено |
|
человек |
% |
|
Любовь к Родине |
31 |
48 |
Преданность и любовь к Родине |
18 |
28 |
Готовность пожертвовать собой, прийти на помощь |
6 |
10 |
Мир, Труд, Май, Гимн |
1 |
1 |
Это верность и гордость |
1 |
1 |
Пожелание лучшего стране |
2 |
3 |
Это понятие морального духа граждан |
1 |
1 |
Не знаю, не знаком |
5 |
8 |
Всего |
65 |
100 |
Обучающиеся правильно понимают значение и понятие патриотизма, но не связывают его с собственной важной ролью в государстве — своим профессиональным назначением, значением профессиональной подготовки в жизни страны [1].
На следующем этапе исследования был проведен опрос с использованием авторской анкеты «Определение значимости социальных явлений и рейтинга жизненных ценностей».
Респондентам предлагалось проранжировать социальные явления по степени их значимости. В качестве социальных явлений были выбраны: Я гражданин РФ; Я житель Хабаровского края; Я представитель своей нации [3]. В опросе принимали участие 88 обучающихся колледжа.
Опрошено всего: 88 человек.
Рейтинг среди значимости социальных явлений распределился следующим образом: 1 место по значимости социальных явлений большинством опрошенных поставлено утверждение «Я гражданин РФ», другие социальные явления распределились как представлено в таблице 2.
Таблица 2
Рейтинг по значимости социальных явлений
Социальные явления |
Количество опрошенных |
|
человек |
% |
|
Я гражданин РФ |
45 |
52 |
Я представитель своей нации |
28 |
32 |
Я житель Хабаровского края |
9 |
10 |
Прочерк |
6 |
6 |
Всего |
88 |
100 |
К представителям своей нации отнесли себя 32 %, к жителям Хабаровского края — 10 %. Однако, 6 % опрошенных — поставили прочерк.
Одной из целей работы краевой инновационной площадки на 2023 год является осознание значимости профессиональной подготовки для студента, как в его жизни, так и в жизни страны. Для этого преподаватели колледжа разработали планкарты занятий по специальностям подготовки.
Красной линией через все занятие преподаватель показывает значимость профессиональных знаний и практических навыков студента в будущем страны.
Так, была разработана план-карта занятий по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) — по дисциплине «Статистика», по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения — по дисциплине «Экологическое право». Студенты 1 курса специальности «Право и организация социального обеспечения» после просмотра фильма «А зори здесь тихие…» написали эссе, остро выразив свои собственные чувства патриотизма и причастности к событиям Великой Отечественной войны.
Таким образом, работа краевой инновационной площадки колледжа продолжится с целью формирования гражданской идентичности обучающихся для повышения их личной оценки своего гражданского состояния, готовности выполнять профессиональные обязанности по полученной специальности и принимать активное участие в жизни государства.
Литература:
1. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность / И. В. Вилкова // Гуманитарные научные исследования. — 2012. — № 6. — [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения: 11.02.2023).
2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. — 2010. — № 5–6. — С. 140–142.
3. Топчий, Н. В. Формирование гражданской идентичности у обучающихся / Н. В. Топчий // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/topchiy-natalya-vladimirovna (дата обращения: 16.02.2023).
4. Каратаева Т. А. Роль социальных институтов в формировании гражданской идентичности современных подростков // Вестник ОГУ. — 2017. — № 3 (203). — С. 9–14.
Похожие статьи
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...
Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края
Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...
Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения (на примере МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени)
В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы.
Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.
Похожие статьи
Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся...
Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...
Формирование представлений младших школьников об инженерной профессии как прорывная стратегия развития технического образования Хабаровского края
Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния учебных задач технической направленности на формирование представлений младших школьников об инженерной професс...
Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения (на примере МАОУ СОШ № 40 г. Тюмени)
В статье представлены результаты исследования мотивации профессионального развития педагогов школы.
Социальные технологии повышения профессиональной идентичности и развития гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)
В статье представлены результаты организации и проведения краевого конкурса научно-исследовательских проектов интерактивных экскурсий «Маршрут Великой Победы» в системе среднего профессионального образования Хабаровского края.
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза
В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...
Проектная деятельность как способ формирования патриотического воспитания у обучающихся
В статье рассматривается опыт формирования патриотического воспитания школьников через участие в проектной деятельности на примере реализации дополнительной образовательной программы.