Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Банкрашкова, И. В. Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа / И. В. Банкрашкова, С. М. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9242/ (дата обращения: 18.07.2024).



В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся.

Ключевые слова: гражданская идентичность, целеполагание, профессиональное образование.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сделан акцент на формирование патриотизма и российской гражданской идентичности. Системе профессионального образования в решении задачи формирования гражданской идентичности молодежи отводится особая роль.

Гражданская идентичность справедливо рассматривается в науке как фактор консолидации вокруг интересов общества. Как обоснованно отмечает В. В. Путин, гражданская идентичность — это профессионально значимое качество личности, залог политической и социально-экономической стабильности государства, что особенно востребовано в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. В нашем исследовании понятие гражданской идентичности является составляющей одной из определяющих и непреходящих духовных ценностей — патриотизма.

В последнее время мы сталкиваемся с проблемой осознания собственной гражданской идентичности. В следствии трансформации общества среди молодежи нет сознания не только гражданской идентичности, но и любой другой [2]. Это можно объяснить условиями глобализации идентификационного пространства, которое становится шире, чем пределы отдельного государства. Такие условия вызывают отсутствие стержня, который формируется активным отношением человека к происходящим экономическим и политическим событиям, неуверенностью в завтрашнем дне, нежеланием контактировать с социумом и др.

Перечисленные факторы обратили наше внимание на студентов колледжа. Была изучена литература по данному вопросу, и в сентябре — октябре 2022 года разработано и проведено анкетирование «Понимание гражданской идентичности обучающимися колледжа». В опросе приняло участие 88 студентов. Среди вопросов был задан самый главный — «Что такое патриотизм?». Ответы показали, что 66 % обучающихся правильно понимают значение и понятие патриотизма, но не связывают это понятие с собственной важной ролью в государстве — своим профессиональным предназначением, преданностью Родине [5].

В анкете были и другие вопросы, например, «Определение значимости социальных явлений и рейтинга жизненных ценностей». Задание следующее: «Определите значимость следующих социальных явлений»: «Я гражданин РФ»; «Я житель Хабаровского края»; «Я представитель своей нации».

Рейтинг среди значимости социальных явлений распределился следующим образом:

— на 1 место рейтинга по значимости социальных явлений большинством опрошенных поставлено утверждение «Я гражданин РФ», другие социальные явления распределились следующим образом;

— к представителям своей нации отнесли себя 32 %, к жителям Хабаровского края — 10 %;

— 6 % опрошенных — поставили прочерк.

Получив такие ответы, встал вопрос: «Каким образом формировать осознанность студентами гражданской принадлежности России, воспитывать патриотизм, понимать профессиональную значимость для страны?» В ноябре 2022 года мы исследовали мнение преподавателей колледжа по вопросам применения инструментов формирования гражданской идентичности и технологиям воспитания обучающихся.

Для развития гражданской идентичности обучающихся в 2022 году в колледже была создана краевая инновационная площадка «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа» [1].

Цель работы площадки — создание условий для формирования гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования.

Задачи краевой инновационной площадки:

— изучить опыт по созданию условий для формирования гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования;

— разработать диагностический аппарат по изучению гражданской идентичности;

— определить педагогические условия формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа;

— разработать нормативную базу для проведения мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа;

— обучить педагогических работников формам работы по развитию гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования;

— организовать и провести мероприятия, направленные на формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа: организовать деятельность поискового отряда, студенческого научного общества, проведение студенческих конференций, издание сборников материалов;

— подготовить методические рекомендации по теме проекта.

Результатом работы площадки стала проведенная Краевая (межрегиональная) научная студенческая конференция, посвященная 100-летию окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, цель которой — развитие патриотизма и популяризация научной деятельности среди молодежи Дальневосточного региона.

Работа конференции проводилась по трем секциям: «Человек, общество, государство в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке»; «Отражение в культуре проблемы Гражданской войны на Дальнем Востоке»; «Россия на фронтах Гражданской войны Дальнего Востока ( на английском языке )».

В конференции приняли участие 15 образовательных организаций. По итогам проведения сформирован электронный сборник статей-исследований студентов колледжей и техникумов.

С целью развития патриотизма, гражданственности и популяризации научной деятельности среди молодежи Дальневосточного региона на базе колледжа была организована Краевая (межрегиональная) научная студенческая конференция «Место подвига — Дальний Восток», посвященная 165-летию г. Хабаровска и 85-летию со Дня образования Хабаровского края. Цель конференции — способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности у молодого поколения на примере героического прошлого соотечественников.

Работа организована по трем секциям: «Место подвига — Дальний Восток» — человек, общество, государство на Дальнем Востоке»; «Культурное наследие» — живопись, литература, музыка на Дальнем Востоке; «Летопись родного края» (на английском языке); «Я — гражданин» — социально-правовые проекты на Дальнем Востоке».

В конференции приняли участие 17 образовательных организаций. Итогом конференции стал электронный сборник статей по результатам исследований студентов колледжей и техникумов.

Инновационный опыт, приобретенный в ходе деятельности краевой инновационной площадки, транслировался в рамках мастер-класса «Инструменты формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа» по работе с воспитательными целями нравственной категории «патриотизм»; доклада об опыте деятельности площадки представлен на Совете директоров ССУЗ; на круглом столе обучающихся СПО по теме «Патриотизм. Историко-философский анализ».

На мастер-классе сформирована цель по дереву, основываясь на понятии ПАТРИОТИЗМ, которое является в данном случае основополагающим для формирования гражданской идентичности (Рис. 1).

Дерево целей при формировании гражданской идентичности обучающихся

Рис. 1. Дерево целей при формировании гражданской идентичности обучающихся

Изначально куратор знакомит обучающихся с понятием патриотизма и его составляющими, размещает материал в кабинетах каждой группы. Затем, посредством запланированных (в соответствии со структурой понятия «патриотизм») и проведенных воспитательных мероприятий на каждую составляющую понятия формируется адекватный эмоциональный отклик (на положительные составляющие формируются позитивные чувства, а на отрицательные — негативные). Особое внимание уделяется именно составляющей «Гражданская идентичность». Заметим, что изолированно от понятия «патриотизм» с данной составляющей работать нецелесообразно.

Продуктами работы площадки являются разработки: квест «Хабаровск в огне Гражданской войны»; онлайн-квест «Путешествие в прошлое…». В течение двух лет квесты проводятся со школьниками и студентами среднего профессионального образования Хабаровского края.

В методических рекомендациях «Воспитание гражданской идентичности обучающихся колледжа» теоретически обосновывается тематика работы площадки, даются рекомендации по построению работы с преподавателями и студентами по теме площадки.

Преподаватели колледжа поделились своими наработками, созданными в рамках деятельности краевой инновационной площадки, в опубликованных статьях [1, 3, 4, 5].

Деятельность инновационной площадки дала положительный результат. В ноябре месяце 2023 года мы повторили анкетирование и вновь провели опрос со студентами.

Таблица 1

Ответы обучающихся на вопрос «Что такое патриотизм?»

Вопрос

Ответы в ноябре 2022 г., в %

Ответы в июне 2023 г., в %

Любовь к Родине

50,0

57,0

Преданность Родине

22,0

12,0

Патриотизм политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради нее.

-

11,0

Отдать жизнь за Родину

8,0

12,0

Было опрошено 78 человек из них 92 % –идентифицируют себя с Родиной, дают верное определение понятию Патриотизм. Если в первом анкетировании студенты не все верно назвали основной закон РФ — только 87 % опрошенных, то в ноябре 2023 года — все опрошенные указали верный ответ — Конституция РФ — 100 %.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что проведенная работа дала положительные результаты. Ребята осознанно отвечают на поставленные вопросы, знают законодательные документы страны.

Практической основой опыта по воспитанию гражданской идентичности у студентов колледжа выступают сайт краевой инновационной площадки http://kiphkotso2021.tilda.ws/kip2022–2023.

Работа инновационной площадки колледжа продолжится для повышения у обучающихся личной оценки своего гражданского состояния, готовности выполнять профессиональные обязанности по полученной специальности и принимать активное участие в жизни государства.

Литература:

1. Банкрашкова, И. В. Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства / И. В. Банкрашкова. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 14–21.

2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. — 2010. — № 5–6. — С. 140–142.

3. Двукраев, Э. В. Канал видеоуроков «Технология» на российском видеохостинге Rutube.ru / Э. В. Двукраев. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 75–78.

4. Пирюткина, Ю. В. Инновационные педагогические принципы, мотивирующие студентов к творчеству / Ю. В. Пирюткина. // Вестник образования Хабаровского края. — 2022. — № 2.

5. Соловьева, С. М. Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях / С. М. Соловьева. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 47–51.

Задать вопрос