Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа

Спецвыпуск
30.05.2024
63
Поделиться
Библиографическое описание
Банкрашкова, И. В. Технологии формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа / И. В. Банкрашкова, С. М. Соловьева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 3.1 (49.1). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/268/9242/.


В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе предлагается авторский взгляд на подбор технологий в процессе воспитания гражданской идентичности обучающихся.

Ключевые слова: гражданская идентичность, целеполагание, профессиональное образование.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сделан акцент на формирование патриотизма и российской гражданской идентичности. Системе профессионального образования в решении задачи формирования гражданской идентичности молодежи отводится особая роль.

Гражданская идентичность справедливо рассматривается в науке как фактор консолидации вокруг интересов общества. Как обоснованно отмечает В. В. Путин, гражданская идентичность — это профессионально значимое качество личности, залог политической и социально-экономической стабильности государства, что особенно востребовано в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста. В нашем исследовании понятие гражданской идентичности является составляющей одной из определяющих и непреходящих духовных ценностей — патриотизма.

В последнее время мы сталкиваемся с проблемой осознания собственной гражданской идентичности. В следствии трансформации общества среди молодежи нет сознания не только гражданской идентичности, но и любой другой [2]. Это можно объяснить условиями глобализации идентификационного пространства, которое становится шире, чем пределы отдельного государства. Такие условия вызывают отсутствие стержня, который формируется активным отношением человека к происходящим экономическим и политическим событиям, неуверенностью в завтрашнем дне, нежеланием контактировать с социумом и др.

Перечисленные факторы обратили наше внимание на студентов колледжа. Была изучена литература по данному вопросу, и в сентябре — октябре 2022 года разработано и проведено анкетирование «Понимание гражданской идентичности обучающимися колледжа». В опросе приняло участие 88 студентов. Среди вопросов был задан самый главный — «Что такое патриотизм?». Ответы показали, что 66 % обучающихся правильно понимают значение и понятие патриотизма, но не связывают это понятие с собственной важной ролью в государстве — своим профессиональным предназначением, преданностью Родине [5].

В анкете были и другие вопросы, например, «Определение значимости социальных явлений и рейтинга жизненных ценностей». Задание следующее: «Определите значимость следующих социальных явлений»: «Я гражданин РФ»; «Я житель Хабаровского края»; «Я представитель своей нации».

Рейтинг среди значимости социальных явлений распределился следующим образом:

— на 1 место рейтинга по значимости социальных явлений большинством опрошенных поставлено утверждение «Я гражданин РФ», другие социальные явления распределились следующим образом;

— к представителям своей нации отнесли себя 32 %, к жителям Хабаровского края — 10 %;

— 6 % опрошенных — поставили прочерк.

Получив такие ответы, встал вопрос: «Каким образом формировать осознанность студентами гражданской принадлежности России, воспитывать патриотизм, понимать профессиональную значимость для страны?» В ноябре 2022 года мы исследовали мнение преподавателей колледжа по вопросам применения инструментов формирования гражданской идентичности и технологиям воспитания обучающихся.

Для развития гражданской идентичности обучающихся в 2022 году в колледже была создана краевая инновационная площадка «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа» [1].

Цель работы площадки — создание условий для формирования гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования.

Задачи краевой инновационной площадки:

— изучить опыт по созданию условий для формирования гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования;

— разработать диагностический аппарат по изучению гражданской идентичности;

— определить педагогические условия формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа;

— разработать нормативную базу для проведения мероприятий, направленных на формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа;

— обучить педагогических работников формам работы по развитию гражданской идентичности обучающихся среднего профессионального образования;

— организовать и провести мероприятия, направленные на формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа: организовать деятельность поискового отряда, студенческого научного общества, проведение студенческих конференций, издание сборников материалов;

— подготовить методические рекомендации по теме проекта.

Результатом работы площадки стала проведенная Краевая (межрегиональная) научная студенческая конференция, посвященная 100-летию окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке, цель которой — развитие патриотизма и популяризация научной деятельности среди молодежи Дальневосточного региона.

Работа конференции проводилась по трем секциям: «Человек, общество, государство в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке»; «Отражение в культуре проблемы Гражданской войны на Дальнем Востоке»; «Россия на фронтах Гражданской войны Дальнего Востока ( на английском языке )».

В конференции приняли участие 15 образовательных организаций. По итогам проведения сформирован электронный сборник статей-исследований студентов колледжей и техникумов.

С целью развития патриотизма, гражданственности и популяризации научной деятельности среди молодежи Дальневосточного региона на базе колледжа была организована Краевая (межрегиональная) научная студенческая конференция «Место подвига — Дальний Восток», посвященная 165-летию г. Хабаровска и 85-летию со Дня образования Хабаровского края. Цель конференции — способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности у молодого поколения на примере героического прошлого соотечественников.

Работа организована по трем секциям: «Место подвига — Дальний Восток» — человек, общество, государство на Дальнем Востоке»; «Культурное наследие» — живопись, литература, музыка на Дальнем Востоке; «Летопись родного края» (на английском языке); «Я — гражданин» — социально-правовые проекты на Дальнем Востоке».

В конференции приняли участие 17 образовательных организаций. Итогом конференции стал электронный сборник статей по результатам исследований студентов колледжей и техникумов.

Инновационный опыт, приобретенный в ходе деятельности краевой инновационной площадки, транслировался в рамках мастер-класса «Инструменты формирования гражданской идентичности обучающихся колледжа» по работе с воспитательными целями нравственной категории «патриотизм»; доклада об опыте деятельности площадки представлен на Совете директоров ССУЗ; на круглом столе обучающихся СПО по теме «Патриотизм. Историко-философский анализ».

На мастер-классе сформирована цель по дереву, основываясь на понятии ПАТРИОТИЗМ, которое является в данном случае основополагающим для формирования гражданской идентичности (Рис. 1).

Дерево целей при формировании гражданской идентичности обучающихся

Рис. 1. Дерево целей при формировании гражданской идентичности обучающихся

Изначально куратор знакомит обучающихся с понятием патриотизма и его составляющими, размещает материал в кабинетах каждой группы. Затем, посредством запланированных (в соответствии со структурой понятия «патриотизм») и проведенных воспитательных мероприятий на каждую составляющую понятия формируется адекватный эмоциональный отклик (на положительные составляющие формируются позитивные чувства, а на отрицательные — негативные). Особое внимание уделяется именно составляющей «Гражданская идентичность». Заметим, что изолированно от понятия «патриотизм» с данной составляющей работать нецелесообразно.

Продуктами работы площадки являются разработки: квест «Хабаровск в огне Гражданской войны»; онлайн-квест «Путешествие в прошлое…». В течение двух лет квесты проводятся со школьниками и студентами среднего профессионального образования Хабаровского края.

В методических рекомендациях «Воспитание гражданской идентичности обучающихся колледжа» теоретически обосновывается тематика работы площадки, даются рекомендации по построению работы с преподавателями и студентами по теме площадки.

Преподаватели колледжа поделились своими наработками, созданными в рамках деятельности краевой инновационной площадки, в опубликованных статьях [1, 3, 4, 5].

Деятельность инновационной площадки дала положительный результат. В ноябре месяце 2023 года мы повторили анкетирование и вновь провели опрос со студентами.

Таблица 1

Ответы обучающихся на вопрос «Что такое патриотизм?»

Вопрос

Ответы в ноябре 2022 г., в %

Ответы в июне 2023 г., в %

Любовь к Родине

50,0

57,0

Преданность Родине

22,0

12,0

Патриотизм политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради нее.

-

11,0

Отдать жизнь за Родину

8,0

12,0

Было опрошено 78 человек из них 92 % –идентифицируют себя с Родиной, дают верное определение понятию Патриотизм. Если в первом анкетировании студенты не все верно назвали основной закон РФ — только 87 % опрошенных, то в ноябре 2023 года — все опрошенные указали верный ответ — Конституция РФ — 100 %.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что проведенная работа дала положительные результаты. Ребята осознанно отвечают на поставленные вопросы, знают законодательные документы страны.

Практической основой опыта по воспитанию гражданской идентичности у студентов колледжа выступают сайт краевой инновационной площадки http://kiphkotso2021.tilda.ws/kip2022–2023.

Работа инновационной площадки колледжа продолжится для повышения у обучающихся личной оценки своего гражданского состояния, готовности выполнять профессиональные обязанности по полученной специальности и принимать активное участие в жизни государства.

Литература:

1. Банкрашкова, И. В. Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства / И. В. Банкрашкова. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 14–21.

2. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. — 2010. — № 5–6. — С. 140–142.

3. Двукраев, Э. В. Канал видеоуроков «Технология» на российском видеохостинге Rutube.ru / Э. В. Двукраев. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 75–78.

4. Пирюткина, Ю. В. Инновационные педагогические принципы, мотивирующие студентов к творчеству / Ю. В. Пирюткина. // Вестник образования Хабаровского края. — 2022. — № 2.

5. Соловьева, С. М. Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях / С. М. Соловьева. // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 47–51.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
гражданская идентичность
целеполагание
профессиональное образование

Молодой учёный