Динамизм современной жизни и происходящих в ней изменений вызывают у современного человека затруднения в приспособлении к новым условиям, выборе форм и способов взаимодействия с окружающим миром. В более сложном положении оказываются школьники-подростки. Одной из важных задач современного образования является организация адаптированной социальной среды, направленной на оказание им помощи в процессе социальной адаптации, освоении норм и ценностей общественного бытия, приспособления к реалиям современной жизни.
В последние два десятилетия в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается и функционирует особая культура поддержки и помощи ребенку в образовательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение, которое на сегодняшний день является комплексом мер по решению проблем развития, воспитания и социализации детей.
Служба психолого-педагогического сопровождения активно развивается в сфере образования. Индивидуальные образовательные маршруты, консультации для детей и родителей, помощь педагогов — все это направлено на помощь ребенку. Однако, вне школы детям и родителям так же требуется помощь.
В условиях напряженной геополитической ситуации за последние два года, особое внимание стало уделяться дистанционным формам обучения, поскольку вынужденная изоляция влияет на организацию образовательного процесса. Вместе с тем, многие дети получили возможность получать образование из любой точки странны и мира, возможность не посещать школу «не выпадая» из образовательного процесса, чем успешно пользуются. По статистике 2019–2020 года в ФГБУ Санаторий «Авангард» УДП РФ г.Сочи длительность проживания семей с детьми школьного возраста выросла с 11,4 дня до 16,5. На фоне этого появилась потребность в модернизации досуговой службы и внесение изменений в организацию работы психолога. Было организовано психолого-педагогическое сопровождение детей, прибывающих на отдых и лечение.
Задача психолого-педагогического сопровождения — формирование самостоятельной, социально-адаптированной и ответственной личности.
Особое внимание следует уделить социальной адаптации, поскольку у современных подростков недостаточно развит этот навык в силу широкого развития технологий и чрезмерного увлечения гаджетами. В ходе нашей работы, было проведено анкетирование, результаты которого подтверждают нашу гипотезу:
Пристрастия детей различным видам досуговых занятий распределились следующим образом:
— использование гаджетов (смартфон/планшет) — 56 %
— смотрят телевизор — 11 %,
— слушают музыку — 14 %,
— проводят время с друзьями — 7 %,
— занимаются любимым делом — 4 %,
— ничего не делают — 8 %.
Психолого-педагогическая служба в санатории работает по трем направлениям: психологическая профилактика, психодиагностика, консультативная деятельность и обслуживает три категории клиентов:
— детей, осуществляя комплексное изучение проблем ребенка, медицинскую, психологическую, коррекционно-педагогическую помощь ребенку в совместном преодолении проблем адаптации в общении, поведении;
— родителей (или лиц, их заменяющих), предлагая информацию по существу проблем ребенка, рекомендации и обучающие занятия, а также консультирование по вопросам воспитания и обучения;
— педагогов и других специалистов учреждения, организуя психолого-педагогическую методическую помощь и поддержку в их работе с детьми.
Также не следует забывать о многонациональном контингенте, на отдых прибывают дети-представители различных этнических и субкультурных общностей и учитывать в работе эту специфику.
Эффективная реализация психолого-педагогического сопровождения возможна при единовременном соблюдении психолого-педагогических (гуманизация воспитательного и коммуникативно-творческого процесса; обеспечение мотивации подростков для участия в различных видах деятельности; диагностика эффективности процесса социальной адаптации; выявление потенциала подростка); Организационно-педагогических и социально-педагогических (включение подростков в разнообразные благотворительные акции и взаимодействие с представителями организаций-партнеров) условий
Психолого-педагогическое сопровождение занимает важное место в системе здравоохранения, решает проблемы ребенка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты, с целью оказания помощи населению, своевременного выявления, учета, комплексной психолого-медико-педагогической диагностики; реализует системный подход к гуманизации образовательного процесса в целом, изменению общественных установок на функции семьи и школы, их тесному взаимодействию в процессе воспитания и обучения детей.
Специалисты психолого-педагогического сопровождения помогают в решении вопросов: предупреждения отклонений в адаптации, поведения детей, преодоления затруднений в учебе, решения проблем личностного развития; в своей работе используя как индивидуальные, так и групповые формы, включающие:
1) комплексное психолого-медико-педагогическое обследование;
2) индивидуальное и групповое консультирование и сопровождение;
3) индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Особой популярностью у гостей санатория пользуются такие программы как «Правополушарное рисование» и «Рисование песком» и занятия с психологом в нейросенсорной комнате.
Для реализации этих программ возможно привлечение студентов и организована совместная работа учреждениями высшего и профессионального образования г.Сочи.