Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
Автор: Савенкова Елена Александровна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 24.03.2018
Статья просмотрена: 1336 раз
Библиографическое описание:
Савенкова, Е. А. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями / Е. А. Савенкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 62-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14003/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: дети с ОВЗ, социально-педагогическое сопровождение детей, коррекционно-развивающие занятия, комплексный подход.
Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важным звеном в системе их реабилитации.
Социально-педагогическое сопровождение рассматривается как сложная многоуровневая система, включающая в себя не только оказание социально-бытовых услуг, но также мероприятия по социально-средовой ориентации и адаптации, психологическую поддержку, социально-психологическую прогностику, создание социокультурной среды, способствующей успешной интеграции в социум ребенка с ОВЗ.
В нашем учреждении подавляющая часть воспитанников из числа оставшихся без попечения родителей — это социальные сироты. 95 % из них имеют биологических родителей, которые лишены родительских прав либо отказались от детей сразу после рождения (отказники, подкидыши), 80 % воспитанников (по материалам личных дел) имеют близких родственников, но только небольшая часть воспитанников находятся в постоянном контакте и в каникулярное время отдыхают в семьях родственников, 42 % воспитанников регулярно с ними встречаются, в отношении 77 % воспитанников ведётся работа по возвращению в семью или установлению тесного контакта с членами семьи.
Специфика методологии процесса социально-педагогического сопровождения по своей сути парадоксальна: с одной стороны специалист в выборе технологического воздействия строго ограничен особенностями имеющегося дефекта или нарушения жизнедеятельности клиента, с другой стороны — неограниченность возможностей для профессионального творчества, поиска новых путей и методов на основе мультисистемного подхода. Так, например, если ребенок страдает детским церебральным параличом (ДЦП) средней тяжести, то, как правило, овладение любыми графическими навыками (письмо, рисование) с помощью традиционных методов весьма проблематично. Структура дефекта такова, что нарушен механизм движений, особенно тонкой моторики. Но это не означает, что ребенок с таким диагнозом будет лишен возможности изложить свои мысли на бумаге или выразить себя в изобразительном творчестве: учитывая уровень развития и распространения современных информационных технологий, в учреждениях системы социальной защиты населения города Москвы разработаны и успешно применяются программы по обучению инвалидов (как взрослых, так и детей) с ДЦП печатанию на компьютере, так как работа с клавиатурой и мышью несравненно проще с точки зрения кинетики тонкомоторных навыков, нежели письмо авторучкой. Что касается рисования, то здесь помогает широкое использование следующих нетрадиционных методов: пальчиковое рисование, рисование тычком, клеевой кистью, использование штампов и трафаретов, техника коллажа и пр. Кроме того, данный вид деятельности носит выраженную арт-терапевтическую направленность.
Одной из стратегических идей социально-педагогической помощи является индивидуальность как неповторимое своеобразие ребенка. Акцент на индивидуальности «особого» ребенка как стратегия педагогической коррекции предполагает включение внутренней картины психического заболевания или физического дефекта в число личностных особенностей, равных по значению другим личностным особенностям ребенка, а также индивидуальным особенностям других членов семьи.
«Особый» статус инвалида определяется тем, что он ни на кого не похож своей болезнью, своим дефектом, своими страданиями. Вместе с тем, статус «особенного» может приписываться и другим членам семьи. Они «особенны» тем, что добрее, заботливее, больше устают, и так далее, отличаются от других людей в данный момент или всегда.
Минимизация значения дефекта для всей личности ребенка, включение его в структуру индивидуальности наряду с особенностями мотивационно-потребностной сферы, спецификой внимания, памяти мышления и других психических процессов, различными качествами характера, дает тяжело больному ребенку возможность стать таким же, как другие дети. Окружающие видят в нем живого реального человека, может быть, капризного, ленивого или невнимательного, а, возможно, сообразительного, искреннего, внимательного, не просто носителя болезни.
Сопоставляя свои особенности с индивидуальными особенностями других людей, ребенок становится более социально компетентным. Родители и другие близкие предстают перед ним как равные люди, а не только в своей позиции Родителя, Брата, Бабушки и пр. Ребенок научается видеть их индивидуальность, определять свое сходство и различие с ними.
Социально-педагогическое сопровождение воспитанников в ГБУ «ЦССВ им. Г. И. Россолимо» проводится с использованием следующих средств и методов:
- Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком:
– для детей 3–11лет протяженность занятия 15–20 мин.
– для детей 11–18 лет занятия длятся от 20–40 мин., в зависимости от состояния здоровья и возможностей ребенка.
Последовательность индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интересов детей, результатов усвоения материала и формирования навыков.
Индивидуальные занятия с детьми проводятся по следующим направлениям:
Физическое развитие, игры и упражнения, направленные на коррекцию общих движений, развитие и коррекцию ручной мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации.
Сенсорное развитие, игры и упражнения, направленные на освоение сенсорных эталонов, развитие аудиального и визуального восприятия, ориентирование в помещении, ознакомление с окружающим миром.
Предметно-игровая деятельность включает в себя формирование предметных действий и игровых навыков, освоение сюжетно-ролевых игр, строительных игр, дидактические игры и игры с дидактической игрушкой.
– Формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Обучение последовательности выполнения действий и формирование интереса к самостоятельному выполнению навыков самообслуживания. Обучение правильно одеваться и соотносить предметы одежды с частями тела, застегивать одежду и шнуровать обувь.
Формирование интереса к продуктивным видам деятельности. Формирование графических навыков, обучение работе с красками и карандашами. Формирование интереса к лепке и обучение различным способам действия с пластилином, тестом и глиной. Конструирование.
– Социальное развитие. Формирование собственного «Я», представлений о других людях и предметном мире. Обучение социальному общению.
– Познавательная сфера. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и воображения.
– Речевое развитие. Знакомство со сказками и произведениями детской литературы. Расширение представлений об окружающем мире, приучение к прослушиванию сказок, знакомство с детскими стихами и потешками.
Воспитателем в своей работе используются:
– игры для формирования собственного «Я»;
– игры для формирования представлений о предметном мире (мячи, игрушки, животные, куклы, машинки и др.);
– игрушки для развития мелкой моторики и мышления (мячи, баночки, пирамидка, матрешки и др.);
– пальчиковая гимнастика;
– игры и пособия для сенсорного развития;
– игры и пособия для ознакомления с окружающим миром;
– игры и пособия для речевого развития (картинки, лото и др.);
– игрушки и пособия для формирования предметно-игровых действий;
– игры для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
– материалы для формирования продуктивных видов деятельности (карандаши, цветная бумага, кисточки, краски, клей, трафареты, пластилин, конструктор);
– игры и упражнения для развития чувства ритма (погремушки, бубны и др.);
– пособия по арттерапии и сказкотерапии.
Для занятий с детьми до 7 лет и более старшего возраста, имеющих психофизические нарушения, используются игры и задания, направленные на активизацию, совершенствование, формирование и коррекцию основных линий развития ребенка.
- Индивидуальная работа с родителями и ближайшим окружением ребенка:
– Привлечение родителей к созданию в семье условий, способствующих усвоению знаний, умений и навыков, полученных на занятиях;
– Обучение жизни с инвалидностью;
– Психологическое консультирование;
– Психологические тренинги;
– Информирование по вопросам обеспечения техническими средствами реабилитации;
– Юридическая помощь.
Применяемая социальная практика способствует не только активизации, совершенствованию, формированию и коррекции основных линий развития ребенка-инвалида, но и гармонизации детско-родительских отношений в семье.
Мультидисциплинарность подхода социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ к заключается в том, что в системе комплексной реабилитации и социально-педагогического сопровождения задействованы специалисты самых разных профилей: врачи, психологи, педагоги, социальные педагоги, юристы, представители творческих профессий, специалисты в области лечебной физической культуры и массажа, дефектологи, логопеды, строители и архитекторы, от которых зависит проектирование и возведение объектов жилой и городской среды, доступных для маломобильных групп населения. Кроме того, им свойственна высокая профессиональная компетентность не только в своей области, но и в «смежных» специальностях. Так, например, психолог не только работает со страхами, но и знает, для какого заболевания характерны те или иные их виды, как работать с психосоматической патологией, врач же, в свою очередь, владеет навыками психиатрической помощи пациенту, a педагог не просто владеет общей методикой работы с инвалидами, но и методикой обучения и развития взрослого или ребенка с той или иной патологией, учитывает особенности нарушений жизнедеятельности клиентов, a также адаптирует различные методики с учетом ограничения двигательных функций или органов чувств и т. п. — все это подтверждает тезис o целесообразности комплексного подхода к проблеме реабилитации как единственно верного с точки зрения эффективности, особенно в сочетании со строгим соблюдением принципа индивидуальности воздействия.
Литература:
- Семейное устройство детей с особыми потребностями: Книга для родителей. М.: АНО Центр «Про-мама», 2015.
- Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / Под ред. Профессора Е. И. Холостовой, профессора Г. И. Климантовой. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016.
- Профессиональное сопровождение семьи. — И. И. Осипова. — М.: ООО «Информ-Знание», 2009.
Ключевые слова
дети с ОВЗ, комплексный подход, социально-педагогическое сопровождение детей, коррекционно-развивающие занятияПохожие статьи
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.
Похожие статьи
Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования
В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.
Развитие познавательных особенностей у обучающихся с ОВЗ
Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации
В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.