Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогическая психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июль 2014)

Дата публикации: 23.06.2014

Статья просмотрена: 6022 раза

Библиографическое описание:

Саратова, Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции / Л. М. Саратова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/111/5901/ (дата обращения: 16.12.2024).

Происходящие социально-экономические преобразования в стране, развитие и совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизма делают значимым поиск путей совершенствования организации, содержания сопровождения детей и подростков с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду с учетом их психологических особенностей и создание условий, способствующих своевременному и полноценному развитию всех сторон их личности. Увеличение числа детей и подростков с различными нарушениями физического и нервно-психического здоровья делает эту проблему важной не только для системы образования, но и для общества в целом.

Проблема интеграции детей и подростков с нарушением развития и, в частности, их обучения на совместной основе в настоящее время является одной из важнейших научно-практических проблем, привлекающих к себе внимание отечественных (Е. А. Екжанова, H. H. Малофеев, М. И. Никитина, Л. M. Шипицына, Н. Д. Шматко, и др.) и зарубежных (Г. Банч, Э.Валео, Н.Даниэльс, М. Кинг-Сирс П. Митглер,) ученых.

В качестве приоритетного определяется психолого-педагогический аспект проблемы интегрированного обучения в интерпретациях, рассмотренных авторами (Е. Л. Гончарова, Т. И. Князева, H. H. Малофеев, Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин, Л. И. Плаксина, С. Н. Сорокоумова, У. В. Ульенкова).

Предоставление равных прав и возможностей детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с их нормально развивающимися сверстниками утверждены в правовых документах и законодательных актах: 24-й статье Конвенции ООН о правах ребенка; Конституции РФ; Законе РФ «Об образовании» 2013; Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы»; Проекте национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 г и концепции модернизации российского образования.

Как показывает анализ литературы, на сегодняшний день внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации, так называемой доступной среды, но и с проблемами социального свойства. Они включают в себя неготовность или отказ учителей, подростков и их родителей принять новые принципы образования, а также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования.

Подростки с ОВЗ, относящиеся к определенной категории нарушений, сталкиваются с различными трудностями в общеобразовательном пространстве интегрированного обучения, так как подростковый возраст сам по себе является переходным, критическим, на что указывают многие исследования (Богданова Т. Г., Князева Т. И., Конева И.А, Левченко И. Ю., Лубовский В. И., Мамайчук И. И., Никольская О. С., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л.И, Тигранова Л. И., Фельдштейн Д. И. и др.). Эти трудности отрицательно влияют на процесс обучения и социализации и обусловливают необходимость проведения коррекционной работы по оптимизации когнитивного, эмоционального развития подростков с ОВЗ и определяют основные направления данной работы в построении развивающей экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Таким образом, российская практика образовательной интеграции только начинает складываться, в педагогическом процессе в общеобразовательной школе участвуют дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья различной степени тяжести, что приводит к необходимости разработки путей психолого-педагогического сопровождения, с учетом их особенностей развития.

Основными принципами построения программы психолого-педагогического сопровождения стали фундаментальные положения общей, возрастной и специальной психологии: — единства диагностики и коррекции, системности, комплексности, приоритета особых потребностей подростка, непрерывности, интегративности.

Рис 1. Программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях интегрированного обучения

Задачи сопровождения — всестороннее психолого-педагогическое изучение подростков с особыми потребностями; определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категорий подростков в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; обеспечение возможности обучения по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; формирование успешности в межличностных отношениях между участниками образовательного процесса; актуализация личностного потенциала развития подростка с особыми потребностями; формирование адекватного поведения в социальной среде.

Подростки с особыми образовательными потребностями могут обучаться в различных вариативных формах; это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или на базе реабилитационного центра с включением надомной формы обучения по общей образовательной программе, На сегодняшний день программно-методическая база центра включает современные разработки и последние достижения в области практической психологии и коррекционной педагогики и представлена следующими блоками:

а) диагностический инструментарий;

б) печатный и электронный дидактический материал для индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми, подростками, педагогами и родителями.

В любой форме обучения подростки с особыми образовательными потребностями нуждаются в специальном сопровождении со стороны специалистов, степень участия сопровождения может быть вариативна.

Работа реабилитационного центра осуществляется по нескольким направлениям. Программа психолого-педагогического сопровождения разработана согласно этим направлениям: образовательное, психологическое, творческое, спортивное.

Образовательное направлено на подбор оптимальных методов обучения, стиля учебного взаимодействия в зависимости от нарушений. Разработка гибкого учебного плана, на основе базового учебного плана, который позволяет изменить количество недельных часов как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания, особенностями эмоционально-волевой сферы, рекомендациями лечебно-профилактического учреждения. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Психологическое — на повышение личностного потенциала подростков и развитие когнитивной сферы. Творческое — на развитие творческих способностей, формирование, осознание духовных ценностей, культуры отношений, включение в процесс самовоспитания, самовыражения, самореализации. Развитие творческих способностей, индивидуальные и групповые занятия, артерапевтические техники.

Спортивное — на сохранение, укрепление и развития физического и психического здоровья. Проведение индивидуальных и групповых занятий по ЛФК, адаптивной физкультуре, иппотерапии. Формирование здорового образа жизни. Взаимодействие со специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва инвалидов в таких видах спорта, как: пауэрлифтинг, легкая атлетика, плавание, шахматы.

Программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ включает следующие этапы: I — диагностический, II — коррекционно-развивающий, III — консультативный, IV — оценочный, которые отражают направления сопровождения.

Диагностический рассматривается как организационная и содержательно-деятельная структура, в которую вовлечены различные специалисты: педагоги, дефектологи, психологи, социальные педагоги, врачи, директор образовательного учреждения, а также семья.

Задачи этого этапа: первичное, комплексное, системное изучение подростков с особыми образовательными потребностями (медицинское, педагогическое, психологическое, обработка результатов, беседа с родителями, анализ предыдущего обучения и его результатов); изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, что необходимо для составления программы сопровождения, выявление их резервных возможностей.

Коррекционно-развивающий этап представляет собой специально организованный, целенаправленный, психолого-педагогический процесс, в котором осуществляется комплексное взаимодействие педагогов, психологов, родителей и подростков, где реализуются индивидуальные программы и технологии обучения. Содержание коррекционно-развивающей работы разработано с учетом задач общеобразовательного учреждения и особенностей психического развития подростков с особыми образовательными потребностями.

Задачи этого этапа: обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм ее реализации; составление и реализация программы сопровождения; выбор способов развивающей работы с учетом ресурсов самого ученика; выявление причин затруднений в обучении, для формирования успешности в обучении, развития социальных навыков адекватного взаимодействия с окружающими, работа с подростковой группой здоровых сверстников, в которой реализуется интегрированный подход.

При составлении индивидуальной развивающей программы сопровождения программы для каждого ученика с особыми потребностями необходимо следовать алгоритму.

Алгоритм составления программы психолого-педагогического сопровождения.

-          диагностический этап, изучение индивидуальных особенностей подростков с ОВЗ;

-          выбор среды и формы сопровождения, с учетом уровня психического развития, характера нарушений, когнитивной сферы, особенностей эмоционально-волевой сферы;

-          составление индивидуального маршрута сопровождения, отбор материалов с учетом своеобразия приема, переработки и использования учебной информации подростком с ОВЗ, с учетом программы массовой школы, интересов и планов ученика с ОВЗ, профессионального самоопределения. Индивидуальные маршруты составляются с ориентацией на академическую успеваемость в обучении и социальную адаптацию, что позволяет учесть познавательные возможности и личностные потребности учащихся;

Особое значение в системе психолого-педагогического сопровождения подростков с особыми образовательными потребностями отводилось психологическому направлению. Была разработана комплексная коррекционно-развивающая программа «Солнечный круг — лучики вокруг», направленная на:

-          коррекцию недостаточности когнитивных процессов путем систематического и целенаправленного специально организованного обучения, умение решать оперативно логические задания (задачи, головоломки); умение пользоваться своими резервами памяти и внимания; («Внимание», «Развиваем память»);

-          развитие творческого мышления и творческой активности (программы с использованием пластичных материалов, песочной терапии), формирование на этой основе чувства адекватного восприятия окружающей действительности, развитие чувственного восприятия;

-          формирование положительной самооценки, развитие эмоциональной сферы, обучение способам регуляции эмоциональных состояний (программа «Карта снов и фантазий»);

-          коррекция и отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии; снижение психоэмоционального напряжения, тревожности; коррекция агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению (программа «Сказкотерапия»).

Средствами решения задач программы служат: тренинги, групповые дискуссии, ролевые игры, психогимнастика, метод активного слушания, тренировка методов общения.

В результате подобных занятий происходит преобразование структур самосознания, развитие, усложнение и совершенствование познавательной и личностной сферы подростков с особыми образовательными потребностями, которые, в свою очередь, обеспечивают успешность и продуктивность их обучения в общеобразовательном пространстве, а также успешность межличностного и социального взаимодействия. Психологическое воздействие программы, также направлено на формирование толерантности у здоровых подростков, создание благоприятного климата в школьном коллективе сверстников.

Формы сопровождения подростков с особыми образовательными потребностями могут быть как индивидуальные, так и групповые. Коррекционно-развивающая работа охватывает как урочные, так и внеурочные и внешкольные занятия. Используются разнообразные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые), которые определялись в соответствии с возможностями учащегося в каждом конкретном случае.

Консультативный этап — представляет собой обеспечение просвещения педагогов и родителей о возрастных и психологических особенностях личности подростков с особыми образовательными потребностями.

Задача этого этапа: информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса с целью достижения ими образовательных стандартов, помощь педагогам в обучении учащихся с особыми потребностями, помощь семье в вопросах воспитания и взаимодействия с подростком.

Успешность коррекционно-развивающей работы зависит от уровня подготовки специалистов. В ходе исследования с помощью анкет было выявлено, что педагоги имеют определенные трудности в работе с классами, где есть подростки с особыми образовательными потребностями (в организации учебного пространства, нехватка дефектологических знаний и т. д.)

Для совершенствования подготовки учителей, работающих в классах интегрированного образования, мы разработали дополнительные лекции по тематике «Общее психическое развитие подростков с особыми потребностями разных категорий с учетом подросткового возраста», проводятся семинары и круглые столы на базе ВОИПКиПРО. Для работы с родителями мы использовали такие формы работы, как: родительское собрание, самодиагностика родительского стиля воспитания, семинары-дискуссии, тренинги, групповые и индивидуальные консультации. Посещение семей в домашних условиях, что способствовало установлению доверительных отношений с родителями, помощь в определении и раскрытии негативных факторов в поведении, таких, как общение с асоциальными компаниями сверстников, участие в различных группировках и субкультурах (готы, скинхеды, реперы и т. п.) и другие мероприятия. — работу с педагогами и родителями подростков с ОВЗ и родителями здоровых сверстников сверстников, являющимся субъектами интегрированного образования, в преодолении деструктивных установок по отношению к образовательной интеграции, а также развитие у них психолого-педагогической грамотности, формирование толерантного отношения к подросткам с ограниченными возможностями и развитие культуры инклюзии

Оценочный этап — задачи этого этапа, итоговая педагогическая и психологическая диагностика; анализ результатов, составление психолого-педагогической характеристики учащегося с особыми потребностями для оценки динамики развития в когнитивной и личностной сфере. Для оценки результативности проведенной работы изучались оценки успеваемости по предметам, личностные достижения ученика, его участие в спортивных и культурно-досуговых мероприятиях, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, основные виды трудностей при обучении подростка. Проводится анализ успешности психолого-педагогического сопровождения, курируется выполнение индивидуального образовательного маршрута подростком с особыми потребностями (посещение уроков, групповых занятий, коррекционно-развивающих занятий). Координируется взаимодействие основных педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Анализ результатов, полученных при выявлении эффективности психолого-педагогического сопровождения подростков с особыми образовательными потребностями, показал положительные изменения в познавательной и личностной сфере. Учителями было отмечено повышение уровня успешности по основным предметам (3,3–4 балла), отсутствие пропусков занятий без уважительной причины, наличие друзей у подростков с ОВЗ среди одноклассников, участие родителей в сопровождение подростков с ОВЗ.

Положительная динамика как по отдельным показателям в обучении подростков, так и по снижению проявлений коммуникативной дезадаптации в целом, участие подростков в спортивных мероприятиях (соревнования по пауэрлифтингу, шахматам), творческих конкурсах и ежегодных фестивалях «Территория равных возможностей», основные номинации фестиваля: музыкально-исполнительское искусство; танцевальное искусство; театральное искусство; изобразительное искусство; декоративно-прикладное творчество; фотографическое искусство; литературное творчество.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной нами программе психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ на базе реабилитационного центра, которая позволяет развивать активный познавательный интерес, расширять социальные контакты подростка с ограниченными возможностями, укреплять веру в свои силы, обеспечивая возможность проявлять себя в спортивной и творческой деятельности.

Анализ итоговых анкет педагогов позволил нам отметить у них положительные изменения на мотивационном уровне. Учителя выделили, что стали более позитивно относиться к подросткам с ОВЗ, многое о них узнали, видеть выходы из некоторых ситуаций, которые раньше были непонятны.

Сведения о динамике в развитии когнитивной и эмоциональной сферы дает нам возможность оценить результативность программы психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ, выявить категорию подростков вне зависимости от типа нарушения в развитии, не включившиеся в процесс интеграции. Факторами, препятствующими интеграции, являлись чаще всего замкнутость, низкая самооценка и дефицитарность когнитивных функций. Очевидно, что категория подростков, не включившихся полностью в интеграционный процесс, требует более глубокой многосторонней индивидуализированной помощи, которая бы позволила сформировать у них готовность к интеграции на уровне адаптации к школьному сообществу как минимальном уровне социальной готовности к инклюзии.

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, психолого-педагогическое сопровождение, потребность, коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое сопровождение подростков, развитие, возможность, реабилитационный центр, Российская Федерация, эмоционально-волевая сфера.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде

Социально-педагогические аспекты организации досуга молодых людей с ограниченными возможностями

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни