Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (313) июнь 2020 г.

Дата публикации: 05.06.2020

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Коваленко, О. В. Психологическое сопровождение как одно из специальных условий профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. В. Коваленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 555-557. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71173/ (дата обращения: 16.12.2024).



Психологическое сопровождение выступает в роли одного из самых ключевых компонентов системы профессионального образования в целом, и основным, системообразующем, компонентом в инклюзивном образовании. Указанная позиция психологического сопровождения позволяет успешно реализовывать индивидуальные возможности развития личности и обеспечивать полностью адаптивное, взаимное восприятие: обучающийся-учебная среда, учебная среда-обучающийся. Психологическое сопровождение как системный подход является залогом эффективной работы образовательного учреждения, которое стремится реализовать программу инклюзивного образования. В рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование позитивной, социально-направленной учебной мотивации.

Следовательно, необходимость психологического сопровождения связана с индивидуальными особенностями, характерными для большинства студентов-инвалидов и лиц с ограниченными особенностями здоровья (далее — «лиц с ОВЗ»). А именно:

– низкий уровень развития высших психических функций (память, внимание, мышление, воображение и т. д.);

слабо сформированы навыки взаимодействия в коллективе (так как многие из них до профессионального образовательного учреждения обучались в рамках домашнего обучения);

изменения эмоционально-волевой сферы.

Исходя из вышесказанного, психологическое сопровождение в инклюзивном профессиональном образовании решает следующие задачи:

– диагностическое исследование с целью выявления индивидуальных особенностей;

– обеспечение комфортного психологического климата в группах;

– развитие высших психических функций и коммуникативных навыков;

– коррекция страхов, хронической тревоги и импульсивности;

– обучение навыкам самоконтроля.

Направления работы психолога в условиях инклюзивного профессионального образования идентичны тем, которые осуществляются в других образовательных областях (диагностическое, коррекционно-развивающее, просветительское). Отличие заключается в том, что каждое из направлений индивидуализировано с учетом особенностей каждого из студентов, где мониторинг результативности прослеживается посредством индивидуальных карт и программ развития [1].

Индивидуальные особенности студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ предпочтительно раскрывать с помощью целого комплекса психодиагностических методов, которые, в свою очередь, направлены на диагностику личностных особенностей, эмоциональной и когнитивной сфер, уровня социальной адаптации и семейной обстановки. С целью мониторинга результативности психологического сопровождения диагностическое исследование проводится дважды в учебном году (в первую неделю обучения и последний месяц в учебном году). Каждый специалист отдает предпочтение разного рода методам психологической диагностики, поэтому в своей работе я стараюсь избежать использование различных объемных опросников с привычной инструкцией «выберете наиболее подходящий вам ответ». Это отрицательно сказывается на результативности, так как уровень концентрации внимания у инвалидов и лиц с ОВЗ в основном снижен. Вышеуказанные методики, в основном, не вызывают интереса, а, наоборот, повышают уровень импульсивности и негодования. В рамках данного направления успешно реализуются проективные методы и рисуночные тесты («Кактус», «Лестница», «Человек под дождем», «Рисунок семьи», «Руки» и т. д.).

Выявленные индивидуальные особенности каждого студента-инвалида стоит обобщить и систематизировать в индивидуальной диагностической карте психологического развития, которая позволяет проследить результативность проведенных коррекционных занятий. В данной карте необходимо отразить не только полноценный перечень областей исследования, а также раскрыть каждую, конкретизировав параметры (тип темперамента, уровень самооценки, степень открытости или замкнутости, коммуникативное развитие, наличие страхов и т. д.). Заключительным моментом в данной диагностической карте стоит определить психологическое заключение и рекомендации специалиста на начало учебного года и его конец.

Коррекционно-развивающее направление начинается с проведения для всех студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ адаптационных развивающих занятий с элементами тренинга и социальных игр. Эта работа является значительно важным и обязательным этапом в процессе адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ в новом коллективе, так как жизнь большинства инвалидов наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования в нем [2]. Эти чувства и эмоции практически всегда находят выражение во внешних проявлениях — замкнутости, застенчивости или повышенной агрессивности, обидчивости, приводят к возникновению недоразумений и конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции детей-инвалидов в студенческое сообщество, а значит их дезадаптации. Во время проведения адаптационных тренингов есть возможность наблюдать со стороны и анализировать поведение, эмоциональные реакции, особенности взаимодействия с другими студентами, чтобы учитывать данные нюансы в последующей работе.

После проведения комплексной диагностики и тренингов первоначальной адаптации на основании полученных данных формируется и утверждается индивидуальная коррекционно-развивающая психологическая программа развития, в которой указываются виды психологической коррекции и необходимое количество мероприятий (групповых либо индивидуальных). Перечнем видов психологической коррекции, в свою очередь, могут быть личностные нарушения и поведенческие реакции, эмоционально-волевая и когнитивные сферы, уровень мотивации к обучению, а также взаимоотношения в коллективе и семье. По каждому из видов, при необходимости, стоит запланировать и расписать групповые и индивидуальные формы работы, с определенной тематикой и сроками.

После осуществления всех подготовительных мероприятий можно переходить к практической коррекционно-развивающей работе. На данном этапе каждый специалист-психолог может уже примерно представлять, какие виды упражнений стоит использовать в своей работе, так как четкая картина психологического портрета каждого студента-инвалида сформирована и определены проблемные зоны. Многообразие коррекционно-развивающих упражнений позволяет сделать каждое занятие психолога увлекательным и результативным:

– упражнения-разогревы с целью снятия эмоционального напряжения (например «Бабочка»);

– упражнения раскрытия индивидуальности и скрытых возможностей (например «Салфетки», «Я особенный»);

– упражнения на коррекцию самооценки (например, метафорические карты «Деревья»);

– упражнения на моделирование конструктивного взаимодействия с окружающим миром (например «Гибкие границы»);

– упражнения на развитие уверенности и активизацию ресурсных механизмов (например «Улитка»);

– упражнения на развитие самопознания (например «Цветок»).

На данном этапе работы стоит отметить особое значение при использовании специального оборудования с детьми инвалидами. Например, в работе со студентами, имеющими нарушение слуха, очень помогают «FM-приемник» и «FM-передатчик». Очень удобно и комфортно чувствуют себя, сидя за специальными партами, студенты, имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата.

Особое внимание в работе со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ уделяется работе с семьей: родителями, лицами их замещающими, близкими родственниками. Ключевой момент — получение полной и объективной информации о ребенке и выработка совместной стратегии помощи и поддержки на весь период обучения [3].

Конечно, над повышением качества инклюзивного образования необходимо трудиться «всем миром», так сказать совместно и системно, но психологическая готовность каждого участника этого процесса должна быть соответствующая, следовательно, психологическое сопровождение и с этой стороны окажет достойное содействие и профессиональную поддержку.

Литература:

  1. Меерзон Т. И. Современные проблемы инклюзивного образования- 2015 — С. 78–81.
  2. Юрченко Л. Г. Обеспечение психологической безопасности участников инклюзивного образовательного — 2016. — Том № 5/3.
  3. Байрамов В. Д. Профессиональная ориентация инвалидов и лиц с овз в системе многоуровневого образования: организационные и методические аспекты — М.: МГГЭУ, 2016. — 847 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, инклюзивное образование, лицо, инклюзивное профессиональное образование, психологическая коррекция, работа, упражнение.


Похожие статьи

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование закаливающих мероприятий как средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста

Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Особенности социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Похожие статьи

Профориентация как средство социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Лекотека как форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Использование закаливающих мероприятий как средство укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста

Музыкотерапия как фактор сохранения и укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Особенности социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Дистанционное обучение на дому детей с ограниченными возможностями как форма организации успешного усвоения школьного материала

Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Задать вопрос