Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (544) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 05.11.2024

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС / А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 45 (544). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/544/118965/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор исследует реализацию психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном учреждении на основе применения новых ФГОС.

Ключевые слова: педагог-психолог, ФГОС, образовательное учреждение.

Введение нового стандарта общего образования значительно меняет все образовательное пространство в школе, что делает деятельность педагога-психолога полноценным участником образовательного процесса. В первую очередь задача педагога-психолога учитывать индивидуальные свойства каждого школьника, помогать развитию и становлению его личности. Очень важно, работать сообща с детьми, родителями и педагогами образовательного учреждения, ведь создание психически безопасной и комфортной образовательной среды является приоритетным направлением в школе. В условиях ФГОС ООО целью психолого-педагогического сопровождения является сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья обучающихся; создание безопасных социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению [3].

Основой успешной деятельности психологической службы, прежде всего, является профессиональная компетентность школьных психологов, умении ими применять подходящие методы и формы психолого-педагогического сопровождения для всех участников образовательного процесса на всех стадиях развития. Согласно профессиональному стандарту, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации педагог-психолог должен обладать широким кругом практических и теоретических знаний, таких как: основы трудового законодательства РФ и законодательные нормы, закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, методы исследования, оценки и интерпретации результатов, а также необходимо ведение профессиональной документации, разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, уметь применять современные методы психологического консультирования, коррекции социально-психологического климата и другие требования [4].

Основным нормативно-правовым актом регулирования работы педагога-психолога является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г. (с новыми изменениями утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021г № 287) [3]. В документе прописаны общие положения, требования к результатам изучения, структуре и условиям осуществления основной образовательной программы. Стандартом гарантируется охрана и укрепление социального и психологического здоровья обучающихся, при соблюдении указанных требований [3].

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который направлен на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, необходимо построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Для детей с особенными возможностями здоровья необходима система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки [3].

В соответствии с п. 25 ФГОС ООО психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечивать:

  1. Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении основного общего образования [3].

Исходя из принципа преемственности, содержание образовательной деятельности необходимо разделять на уровни в зависимости от их формы, содержания, но вместе с тем они должны быть логически и практически взаимосвязаны. В соответствии с этапами развития личности, успешное освоение образовательной программы возможно, если субъект усвоил программу нижестоящего уровня [1].

  1. Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый [3].

Работа психологической службы предусматривает диагностику здоровья обучающихся на всех уровнях развития — интеллектуального, эмоционального, психологического, в результате которой определяется направление психофизического развития с целью повышения усвоения учащимися образовательной программы, а также для необходимого психолого-педагогического сопровождения детям, испытывающим разные трудности, в том числе к обучению и адаптации в школе и переходу в следующее образовательное звено. Применяется дифференцированный подход к социализации в образовательной среде в зависимости от возрастных принципов развития [2].

  1. Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности [3].

Наряду с образовательным просвещением в школе психологическому консультированию отводится существенная роль. Необходимо проводить соответствующую работу в этом направлении со всеми участниками образовательной среды. С помощью педагога-психолога реализуется психологически безопасная обстановка такими способами как: консультирование, развитие навыков конструктивного общения, содействие формирования к самопознанию, умению разрешать проблемные ситуации, поддержка педагогов, учеников и родителей [1].

  1. Вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений [3].

На основе проведенной диагностики, в зависимости от полученных результатов и поставленной задачи, профессиональный педагог-психолог самостоятельно планирует и разрабатывает программу психолого-педагогического сопровождения для конкретного ребенка или школьной группы, учитывая индивидуальные, возрастные, социальные и физические особенности. Учитывая рабочую загруженность, специалист также распределяет свои обязанности по приоритетности и значимости [2].

  1. Диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения [3].

Если после поступившего запроса выявлена необходимость в психолого-педагогической поддержке, то психологическая служба принимает решение об уровне такого сопровождения (индивидуальный, группа детей, весь класс) ведь, если выявлена дисфункция во всем коллективе, невозможно изменить ситуацию, работая лишь с одним представителем [2].

  1. Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений [3].

Профилактика нацелена на предупреждение возникновения явлений дисфункций обучающихся, для предотвращения возможных проблем и на оказание конкретных рекомендаций педагогическим работникам и родителям. Диагностика выявляет особенности психического развития школьников, соответствие уровня развития умений, навыков, социального взаимодействия. Психологическое консультирование заключается в оказании помощи ученикам и их родителям, педагогам; помогает правильно понимать себя и находить верные решения. Коррекционная и развивающая работа направлена на развитие учащихся, имеющих проблемы в обучении, а также коррекция отклонения психических развитий. Для психологического просвещения педагог-психолог может использовать беседы, лекции, проводить родительские собрания, создавать тематические стенды в виде «Неделя психологии», «Советы психолога». При проведении экспертизы педагог-психолог выносит свою заключение об уровне психического здоровья ребенка, о его возможности учиться в общеобразовательной школе [2].

Введение новых ФГОС и связанных с ними изменения в системе школьного образования расширяют компетенции, определяют новые функции психологической службы образовательного учреждения. Теперь педагог-психолог занимает важную роль в образовательной среде, его работа не подвергается сомнениям. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто набором разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и предстает, как необходимая поддержка и помощь ребенку в решении задач развития, социализации, обучения.

Проводимые занятия психологом в образовательном учреждении носят заявительный или эпизодический характер — необязательные внеклассные уроки. На основе рассмотренного Стандарта, считаем, что уроки психологического здоровья необходимо вводить во всех возрастных группах, что положительно скажется на обстановке в коллективе в целом. Школьники научатся понимать себя и принимать в связи с меняющимися возрастными особенностями, выстраивать личные границы, уважать себя и свое общество, противостоять внешним негативным факторам. Выработается критическое мышление, целеполагание, появятся навыки самоконтроля, умения конструктивно решать конфликты. Кроме того, учащиеся познакомятся с основами психологии и психологического консультирования, что может повлиять на их профессиональное будущее.

Образование является важным стратегическим ресурсом развития социума. В условиях современной действительности главной целью образования становится создание всесторонне развитой, творческой личности, способной принимать важные решения для собственного и общественного благополучия. Такая сформированная личность может сама определять перспективы и этапы личного развития, пути их реализации, соотносить свое поведение и деятельность. Реализация психолого-педагогического сопровождения, согласно новому ФГОС может этому способствовать и обеспечить повышение эффективности образовательного процесса в целом.

Литература:

  1. Ласкина Н. В., Новикова Н. А., Лежнева Н. С., Тимофеева Н. Ю., Слесарев С. А., Вахрушева Ю. Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)» Год издания: 2014.
  2. Рыженко, С. К. Психологическое сопровождение введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО): учебное пособие. С. К. Рыженко, Т. А. Клименко, Ж. А. Гусейнова. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. –134 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2021.
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог».
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная среда, психологическая служба, психологическое консультирование, образовательная деятельность, образовательный процесс, образовательная программа, общее образование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении

В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Похожие статьи

Современный подход к методической работе в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В данной статье представлен взгляд педагога на методический подход в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС.

Психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза

В статье раскрываются формы, методы, психолого-педагогические факторы формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов в образовательном пространстве педагогического вуза. Описаны примеры проводимых мероприятий во внеурочной деятельности...

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Психолого-педагогические технологии в повышении качества предметной подготовки по иностранному языку

В статье рассматривается вопрос использования психолого- педагогических технологий на пути повышения качества предметной подготовки по иностранному языку.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

О механизме мониторинга рисков, влияющих на обеспечение качества образования в высшем учебном заведении

В статье обосновывается актуальность использования ситуационных центров применительно к управлению качеством образования в высшем учебном заведении. Рассматривается алгоритм организации безопасной образовательной среды высшего учебного заведения.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации

В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...

Педагогические технологии в профессиональной работе педагога дошкольного учреждения

В статье рассмотрены особенности внедрения педагогических технологий в среду ДОУ.

Особенности формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Задать вопрос