Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 04.03.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Цевелева, Т. А. Психологическое сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования / Т. А. Цевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 155-156. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111293/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье показаны важные аспекты работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном пространстве, основанные на федеральном образовательном стандарте.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуально-коррекционная работа с детьми с ОВЗ, профессиональное взаимодействие со специалистами.

Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования является важной составляющей процесса обучения и воспитания таких детей. ООО — общеобразовательные организации должны предоставлять все необходимые условия и поддержку для успешного обучения каждого ребенка. Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации федеральных образовательных стандартов начального общего образования является важной составляющей процесса обучения и воспитания таких детей.

По ФГОС, главные задачи современной школы заключаются в раскрытии способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Вопрос о необходимости воспитания ребенка с ОВЗ «порядочным человеком, готовым к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», стоит еще острее. Об этом писал Н. Н. Малофеев в совем издании «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья». [1]

Сопровождение детей с ОВЗ включает в себя несколько аспектов.

Во-первых, это диагностика и оценка индивидуальных особенностей ребенка. Педагог совместно с психологом проводит психологическое тестирование, беседы с ребенком, его родителями, наблюдение за его поведением и эмоциональным состоянием. Исходя из полученных данных, определяются потребности ребенка и разрабатывается индивидуальная программа сопровождения.

В Таблице 1 приведен образец примерного планирования направленного на коррекционную работу с обещающимся, по стандарта ФГО [3].

Таблица 1

Индивидуальная коррекционная работа с обучающимся с ОВЗ

Специалист

Направление коррекционно- развивающей работы

Сведения о рекомендованной программе

Режим и форма организации занятий

Методы отслеживания динамики

Педагог-психолог

Коррекция и развитие несформированных высших психических функций, коррекция эмоционально- волевых качеств, личностной сферы, сенсорное и сенсорномоторное развитие

Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями

Индивидуальные занятия — 2 раза в неделю

Первичная, текущая и итоговая диагностика

Учитель-логопед

Занятие по развитию речи, обогащение словаря и связной речи

Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями

Индивидуальные занятия — 1 раз в неделю

Первичная текущая и итоговая диагностика

Соцпедагог

Развитие коммуникативных навыков, коррекция взаимоотношений в семье и детском коллективе, с учителями, овладение навыками межличностного общения. Развитие навыков самообслуживания

Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями

Индивидуальные занятия — 1 раз в неделю

Первичная текущая и итоговая диагностика

Учитель-дефектолог

Формирование пространственно- временных отношений, формирование разносторонних представлений о предметах и явлений окружающего мира, готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для учебного восприятия умений и навыков.

Программа для ребенка с интеллектуальными нарушениями

Индивидуальные занятия — 2 раз в неделю

Первичная текущая и итоговая диагностика

Во-вторых, психологическое сопровождение включает в себя работу с родителями. Если в штате школы есть педагог- психолог, то он консультирует и обучает родителей методам помощи и поддержки своего ребенка. А также помогает родителям/законным представителям справляться с эмоциональными трудностями, связанными с воспитанием ребенка с ОВЗ, и помогает создать домашнюю обстановку, максимально подходящую для его развития

В-третьих, психологическое сопровождение детей с ОВЗ включает в себя совместную работу педагогов. Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, подбираются методики для построения эффективного образовательного процесса, что помогает педагогам развивать навыки работы с детьми с ОВЗ. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с ребенком, направленные на развитие его психологических навыков, укрепление самооценки, улучшение адаптации и социализации.

Важно отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ должно быть организовано в тесном взаимодействии с учителями, логопедами, дефектологами и другими специалистами, работающими с такими детьми. В интегрированной форме с другими специалистами позволяет максимально учесть все аспекты развития и обучения ребенка с ОВЗ.

Одной из важных задач психологического сопровождения детей с ОВЗ является создание благоприятной психологической обстановки в образовательном учреждении.

Кроме того, сопровождение детей с ОВЗ включает в себя решение конкретных проблем и трудностей, с которыми могут столкнуться ребенок и его окружение. Это могут быть проблемы социализации, тревожность, повышенная чувствительность, низкая самооценка, трудности в учебе и другие.

Таким образом, психологическое сопровождение детей с ОВЗ является важным компонентом образовательного процесса, направленного на полноценное развитие и успешную адаптацию этих детей в обществе. Оно помогает ребенку преодолеть трудности, раскрыть свой потенциал и стать активным участником образовательной среды.

Литература:

  1. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Дефектология. — 2010.
  2. Никольская О. С., Розенблюм С. А. Дети с расстройствами аутистического спектра: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. ФГОС ОВЗ. М.: Просвещение, 2020. 48 с. (Сер.: Учителю о детях с ОВЗ).
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение детей, ребенок, итоговая диагностика, ограниченная возможность здоровья, конкурентный мир, начальное общее образование, процесс обучения, психологическое сопровождение, сопровождение детей, условие реализации.


Ключевые слова

психологическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, индивидуально-коррекционная работа с детьми с ОВЗ, профессиональное взаимодействие со специалистами

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...

Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями

В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Данная работа посвящена исследованию особенностей психолого-педагогического сопровождения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. В работе проведен анализ научной литературы, экспертный опрос, наблю...

Изучение уровня социализированности детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

В статье рассмотрены критерии, условия и методы выявления эффективности педагогической поддержки детей с ОВЗ.

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

Организационно-методические условия деятельности команды педагогов ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО инклюзивной практики

Статья посвящена организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении. Рассматриваются направления коррекционной работы с детьми ограниченными во...

Система психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в условиях общеобразовательной организации

В статье рассматривается проблема профилактики детей группы риска в общеобразовательном учреждении как система психолого-педагогического сопровождения детей данной категории. Рассматриваются основные этапы работы педагога-психолога с детьми «группы р...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Коррекционно-логопедическая работа по развитию способностей к овладению навыком чтения обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья

Неготовность детей с ограниченными возможностями здоровья к началу систематического обучения, в том числе, и к учебной деятельности на уроках чтения можно отнести к психолого-педагогическим факторам. В настоящее время не только перед учителями началь...

Специфика современного инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями

В статье раскрывается роль инклюзивного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями, которое становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.

Основные аспекты организации психологического консультирования в детском саду

В данной статье рассматриваются проблемы психологизации дошкольного образования в контексте введения федеральных государственных стандартов первого уровня общего образования, раскрываются основные аспекты организации и проведения психологического кон...

Задать вопрос