Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алямшина, Н. Х. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС / Н. Х. Алямшина, Т. С. Кобелькова, М. А. Миналиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57379/ (дата обращения: 16.12.2024).



В наше время наблюдается тенденция снижения уровня здоровья детей. Увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Это можно объяснить жизненными проблемами общества: социально-экономическими, экологическими, что негативно влияет на большинство семей. С каждым годом растёт процент детей с ОВЗ — детей с ограниченными возможностями здоровья. Это «особые» дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение образовательной программы без специальных условий обучения. В связи с этим, в обществе назрела острая необходимость в разработке и создании таких условий обучения, которые бы способствовали реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ. В нашем обществе ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (с ограничением психических или физических возможностей) имеет полное право на получение образования.

Есть понятие «инклюзивное образование». «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].

Трудная задача стоит как перед педагогами, так и перед родителями. Перед педагогами стоит вопрос — как организовать коррекционно-педагогическую работу так, чтобы получить положительные результаты в работе с детьми с ОВЗ. Перед родителями стоит проблема недостаточной информированности в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. Необходимо, чтобы ребёнок нашёл друзей и, чтобы ему было комфортно в обществе.

В процессе обучения стараемся, чтобы ребёнок с ОВЗ проявлял инициативу и самостоятельность. Поэтому применяем дифференцированный подход в обучении. Ребёнку даются на выбор задания, дифференцированные по сложности.

С целью научить ребёнка с ОВЗ принимать решения и не бояться совершать ошибок, мы применяем проблемное обучение. При изучении нового материала ставятся вопросы, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения. Это вызывает интерес к изучению темы. Неправильные ответы обсуждаются совместно учеников с учителем.

Большое внимание в нашей педагогической работе с детьми с ОВЗ мы уделяем внеурочной деятельности. В условиях ФГОС внеурочная деятельность обучающихся — это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [2,3,4].

Стараемся привлечь детей к творческой работе с целью раскрыть в них творческие способности, повысить уровень духовного и интеллектуального развития, укрепить здоровье ребёнка с ОВЗ для того, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и социальной значимости.

Одним из направлений внеурочной работы являются классные часы. Классные часы подобраны по направлениям: духовно-нравственные, спортивно-оздоровительные, военно-патриотические. Такие классные часы позволяют сплотить детский коллектив, наладить в нём взаимоотношение и понимание. А также совместная творческая деятельность способствует успешной социализации детей. Совместная творческая деятельность детей проявляется в их подготовке и участии в школьных спектаклях. Так были поставлены и показаны для учеников нашей школы: экологические сказки «В некотором царстве — в Астраханском государстве», «Давайте сохраним природу» (6–7 классы); спектакль по произведению М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (10 классы). Такой род деятельности сплачивает детей и помогает понять свою значимость в коллективе.

В нашей школе действуют кружки. «Рукоделие», «В мире профессий», «Живая планета», «В мире прекрасного». Несколько лет действует кружок пресс — центра «Переменка», где с периодичностью один раз в месяц ребятами выпускается газета с одноименным названием «Переменка». В этой газете ребята освещают жизнь, события, факты школьной жизни. Дети с большим удовольствием и интересом занимаются в этом кружке. Помимо воспитательных целей (воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, умение общаться), основная цель работы кружков — профориентация, помочь выбрать будущую профессию.

Организуются различные школьные мероприятия: праздники, концерты, спортивные игры и соревнования, спектакли, литературные вечера. Организуются экскурсии в музеи, театры, картинную галерею. Такая внеурочная работа помогает духовному развитию и приобщению детей к прекрасному.

На высоком уровне в нашей школе поставлена проектная деятельность, которая так же способствует социализации детей с ОВЗ. Здесь проявляется совместная деятельность учителя и ребёнка, а также развивает самостоятельность и творчество последнего. Каждый год наши дети участвуют с научно-исследовательскими проектами по биологии и географии в областных конкурсах «Радуга открытий», «Молодые исследователи природы», «Первые шаги в науку», где являлись победителями и были награждены дипломами первой степени. Дети, участвующие в проекте, работают совместно в группах, что помогает им приобретать качества, необходимые в любой сфере жизни: умение общаться, работать в команде, доводить начатое дело до конца, умение оценивать результат, радоваться успеху и переживать неудачи, правильно оценивать свои возможности.

Следовательно, учащиеся с особыми образовательными потребностями не выпадают из общего образовательного процесса. Эту проблему в современной школе призвано решить инклюзивное образование. Для детей с ОВЗ это означает, что они будут находиться в такой образовательной среде, в которой им будет комфортно, где появится возможность добиться успеха, где они будут нужны.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2 Дошкольное образование [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Режим доступа: Й1р://минобрнауки.рф/докуменгы/2974.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Доступ к электронному ресурсу: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf.
  3. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. — 2004. — № 7. — С.11–44.
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с НОДА. ФГОС ОВЗ.: Просвещение, 2018. — 163 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, внеурочная деятельность обучающихся, внеурочная работа, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, совместная творческая деятельность.


Похожие статьи

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Похожие статьи

Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте

Здоровьесберегающие технологии при выстраивании индивидуальной образовательной траектории с использованием дистанционных технологий для детей с ослабленным здоровьем и обучающихся на дому с учетом требований ФГОС

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Значение тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Задать вопрос