Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Авторы: Янцен Надежда Генриховна, Михайлова Ольга Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.08.2016
Статья просмотрена: 1668 раз
Библиографическое описание:
Янцен, Н. Г. Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Н. Г. Янцен, О. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/205/10925/ (дата обращения: 16.12.2024).
С целью повышения качества образования, его доступности, и развития таланта и индивидуальности каждого ребенка, а так же сохранения состояния его здоровья в Российской Федерации происходит модернизация системы образования. Именно стандарт призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образования организации. Принцип интеграции является одним из ведущих в дошкольной образовательной деятельности, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. По новым стандартам дошкольная организация должна предоставлять информацию относительно дошкольного образования, а так же создать условия для участия родителей в образовательной деятельности, тем самым обеспечить партнерские отношения между семьей и дошкольным учреждением. Принцип интеграции включает в себя взаимодействие родителей воспитанников, воспитателей, а так же узких специалистов. Комплексно-тематическое планирование помогает решить задачи интеграции. Принцип интеграции в дошкольном образования в соответствии с возрастом ребенка и его особенностями, спецификой и возможностями образовательных областей, предполагающий связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса, а так же комплексно-тематический принциппостроения образовательного процесса (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации образовательного процесса).
Можно выделить следующие формы интегративного процесса: совместные творческие проекты, праздники, экскурсии, и т. д. Более конкретно остановимся на интеграции музыкальной и физической деятельности дошкольников. На протяжении всего периода они неразрывно связаны и дополняют друг друга. Восприятие — сложный психический процесс, который неразрывно связан с деятельностью и активно развивается лишь в деятельности. Восприятие для ребенка становится доступным раньше, чем всё остальное. Поэтому оно является важным на протяжении всего дошкольного возраста. Движение — это наиболее доступный вид деятельности для детей, так как сам процесс движения заложен в детскую сущность. Именно движением ребёнок откликается на музыку. Он стремится двигаться, бегать, прыгать. С самого раннего возраста в работе с детьми широко используются подвижные игры-песенки, игры-пляски с предметами и без них. В этот период, очень важен эмоционально-положительный настрой ребенка и за это отвечает музыкальное сопровождение, а так же развитие координацию движений, которому способствуют ритмические движения.
В работе с детьми раннего возраста широко используется пальчиковая гимнастика, сопровождаемая пением. Пальчиковые игры — одна из основ физического развития ребенка. Пальчиковые игры дают ребёнку возможность почувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо. Сформировать представление о своём теле. А музыкальное сопровождение создает положительный настрой, что дает возможность в игровой форме развивать музыкальные и физические способности ребенка.
Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение, так же дает заряд энергии и положительных эмоций на весь день. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
В более старшем дошкольном возрасте, участие детей в пении, играх, хороводах, плясках улучшает координацию движений, развивает чувство ритма, развивает выносливость, быстроту реакции, ловкость, смелость, что является основной задачей физического развития дошкольников.
Использование музыкально-ритмических движений в музыкальной и физической деятельности развивают и музыкальность, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые необходимы для их выполнения. В танцевальных движениях, используемых в музыкальной деятельности, ведется профилактическая работа над улучшением осанки, укреплением групп мышц. Здесь очень важно правильно выбрать музыкальное сопровождение, соответствующее характеру движения. Музыка должна подсказать в каком темпе нужно выполнять то или иное упражнение.
Важно помнить, что только при правильном дыхании возможно полноценное физическое развитие, а также развитие певческих навыков. Поэтому как в физической, так и в музыкальной деятельности в работе с детьми широко используется дыхательная гимнастика, которая, при правильном её выполнении, приносит огромную пользу в укреплении дыхательной мускулатуры и здоровья ребенка. Она используется в форме игры и приносит не только пользу, но еще вызывает у дошкольников массу положительных эмоций.
И как результат совместной деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре — это проведение музыкально-спортивных праздников и развлечений.
Рис. 1.
Праздники в дошкольной организации несут не только развлекательный и положительно-эмоциональный настрой, но и обогащают жизнь детей, способствуя полному и гармоничному развитию личности, всесторонне раскрывают ребенка. Участие в таких мероприятиях приносит детям радость общения друг с другом, сопереживание, ощущение победы, укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.
Рис. 2.
Родители, которые принимают участие в жизни сада, могут увидеть достижения своего ребенка и вместе с ним порадоваться успехам, а так же включаться в детские игры и аттракционы, получая вместе с детьми положительный эмоциональный настрой.
Рис. 3.
В ходе проведения музыкально-спортивных праздников и развлечений решаются задачи такие как:
- Формировать здоровый образ жизни.
- Воспитывать стойкий интерес к спорту, к личным достижениям.
- Создать положительный эмоциональный настрой.
- Развивать творческие предпосылки, инициативу, коммуникативные способности.
- Демонстрировать спортивные достижения.
- Воспитывать интерес к народным традициям.
- Формировать познавательную активность.
- Воспитывать нравственные качества.
Использование принципа интеграции имеет свои плюсы.
Первое -это четкость, большая информативность. И благодаря этому реализуется один из основных принципов дошкольной педагогики — специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования Сан ПиН), но емкой.
Второй плюс — это обеспечение взаимопроникновения содержания образовательных областей и целостного восприятия ребенком окружающего мира.
Это значит, что интегрированное обучение имеет свои преимущества: у дошкольников формируется видение целостной картины мира, дети раскрепощаются в творчестве, у них формируется познавательный интерес, повышается мотивация. Интегрированное обучение помогает решать одну и ту же задачу в разных ситуациях и с разных сторон.
Таким образом, реализуя принцип интеграции, ФГОС ориентирует не на чётко спланированное и организованное по времени НОД, а на взаимодействие — совместную деятельность всех субъектов образовательного пространства в целостном интегрированном процессе.
Рис. 4.