Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (180) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 20.11.2017

Статья просмотрена: 15278 раз

Библиографическое описание:

Рощупкина, Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС / Н. А. Рощупкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46532/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. В связи с введением новых Федеральных государственных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение основных задач:

‒ сохранение здоровья ребёнка;

‒ развитие базовых качеств личности;

‒ построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника. [1, с.25]

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными стандартами — принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.

Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста до выпуска детей в школу.

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким. [2, с. 21]

Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, решаю такие задачи:

‒ формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве;

‒ интеграция способствует формированию обобщённых представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

‒ интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная творческая работа даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей. [2, с. 37]

Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом при проведении образовательной деятельности педагог решает несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной. [3, с. 15]

При планировании и проведении образовательной деятельности с детьми, использую такие методы как:

‒ сюрпризный, игровой моменты;

‒ рассмотрение, наблюдение, сравнение, обследование;

‒ сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);

‒ проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ;

‒ разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Примерная структура совместной деятельности педагога с детьми на основе интеграции.

Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).

Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т. д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.

Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. [4, с. 18]

Форма проведения образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Например, тематическая неделя, посвящённая дню защитников Отечества, объединяет такие образовательные области, как «Социально-коммуникативная», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое». Для итогового тематического мероприятия ведётся большая предварительная работа: чтение рассказов (былин), рассматривание иллюстраций, репродукций картин, беседы с детьми, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентаций: «Старый Оскол в годы войны», «Славные защитники города», рисование рисунков, совместные с родителями экскурсии в краеведческий музей города, к памятникам ВОВ. Итогом тематического мероприятия, стали спортивные соревнования с детьми старшей группы.

Например, тема проекта «Наши мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативная», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое». «Физическое».

В течение тематической недели дети с удовольствием слушают произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой и др.), рассматривают репродукции с картин знаменитых художников (например, А. Шилова «Портрет матери»), фотографии мам, заучивают стихи и песни о маме. В такие дни полезно организовать интересные, творческие встречи с мамами, бабушками, которые расскажут о своей профессии, поделятся с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки. Дети сами рисуют портреты своих мам, а затем организовывается в группе выставка портретов «Мамы всякие важны», где дети рассказывают о своих мамах. Также дети мастерят своими руками подарок для мамы и бабушки — аппликационную открытку. Организуют совместно со взрослыми концерт для мам. В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируются у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональность отзывчивость, креативность. В тематическую неделю по знакомству детей с транспортом, включаю такие образовательные области как: «Социально-коммуникативное», — расширяю представление о труде людей: транспорт создают люди, это результат человеческого труда инженеров, конструкторов, рабочих; формирую у детей эмоционально-положительное отношение к создателям транспорта, «Речевое развитие» — чтение произведений о транспорте, отгадывание загадок, «Познавательное» — использование справочной литературы — знакомство с историей создания транспорта, его многообразии, экскурсии, «Художественное-эстетическое» — рассматривание иллюстраций, фотографий на которых изображен транспорт, дети сами его рисуют, можно создать коллективную работу «Машины на улицах города», слушают и исполняют любимые музыкальные произведения из знакомых мультфильмов. Ещё пример: при планировании с детьми старшего дошкольного возраста, образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию по теме: «Разные коты», включила такие образовательные области: «Познавательное» — определить настроение каждого кота, где сидит кот (в каком углу?), выбрать цвет ленточки для бантика кота, «Речевое развитие» — рассказать какой кот (весёлый, хитрый, добрый, умный, т.д.), рассказ о своём котике, считалки, «Физическое» — пальчиковая гимнастика «Котята», игра малой подвижности «Кошки и мышки». При выполнении самостоятельной продуктивной деятельности (из ниток делают кота), дети выбирают для своего кота (глаза, усы, рот), чтобы передать в своей работе настроение котика.

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности позволяют ребёнку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребёнка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками.

Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при её проведении для развития детских способностей. [4, с. 26]

Литература:

  1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / Под ред. О. В. Дыбиной. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
  2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии.- М.: ИЦ Академия, 2012
  3. Скоролупова О. П. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. № 7.
  4. Трубайчук Л. В. «Интеграция как средство организации образовательного процесса»
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, ребенок, дошкольное образование, область, активизация словаря, интегрированный подход, образовательный процесс, принцип интеграции, развитие детей, тематическая неделя.


Похожие статьи

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Похожие статьи

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Здоровьесбережение в деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДОО

Задать вопрос