Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства
Автор: Елисеева Надежда Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.02.2016
Статья просмотрена: 1797 раз
Библиографическое описание:
Елисеева, Н. Н. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства / Н. Н. Елисеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 105-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9656/ (дата обращения: 16.12.2024).
Восприятие музыки — наиболее сложная часть в музыкальном воспитании ребенка. Это то, чего он не может увидеть, потрогать. Поэтому так важно научить слушать и слышать музыку. Влюбить детей в музыку, вызвать эмоциональную отзывчивость на нее — задача, определяющая общий стиль музыкального занятия. Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в нее с самого раннего детства. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Это педагогика сотрудничества. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в ребенке
Цели интегрированных занятий
Цель — объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности). Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка. При интеграции характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами, ручной труд, сочинение песен, маленьких историй рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.
Основными задачами занятий являются:
формирование эстетического восприятия окружающего мира;
приобщение к миру искусства;
воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;
развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;
детское творчество в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности.
Виды занятий
Типовое (или традиционное) музыкальное занятиевключает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.
Доминантное музыкальное занятие — это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности или занятие, направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (например, чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и т. п.). В этом случае мы включаем разные виды музыкальной деятельности. На занятии «Весенняя капель» направленном на развитие ритма во время прослушивания песни «Непослушный дождик» А.Филиппенко детям предлагаем на колокольчиках ритмично изобразить падающие капли; в пении ритмично прохлопать и пропеть «кап-кап, кап-кап-кап».; поиграть в музыкальную игру «Солнышко и дождик» с использованием д. м. инструментов и т. п.
Комбинированное — сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексное — реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (разучивание песни «про елочку» и инсценирование игры-танца «Звери к елке прибежали», перед детьми возникает проблема — как украсить елку? Принимается коллективное решение, на аппликации изготовить украшение — бусы на елку). При этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой. Большой интерес вызвали у детей занятия на тему природы: «Времена года», «Зимние узоры», «Петушок и его семья собирают урожай» и т. д. Темы социального характера: «Земля Белгородская», «В гости к Самовару», «Космос» и т. д.
Тематическое музыкальное занятиеопределяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей. В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например, «Природа в музыке», «Времена года в музыке», «Музыка моего города»), где главное — показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира, и музыкально-тематические, формулировка темы которых связана с выразительными средствами музыки, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями. Они объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией (например, «Сказка в музыке», «Литературный персонаж в музыке», «Зимние истории и небылицы»). Целостность музыкального занятия в данном случае достигается за счет логики развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Интегрированные — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).Творческая гостиная: «Художник-сказочник», «Осень — рыжая кошка», посвященная творчеству А. С. Пушкин «Пушкин в музыке». «Край березовый, край Есенина». «Музыкальная гостиная»: посвященная творчеству П. И. Чайковского, Р.Шумана, К.Сен-Санса и т. д.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции.
Музыкально-художественная деятельность + Двигательная деятельность + Игровая деятельность + Восприятие художественной литературы + Коммуникативная деятельность + Трудовая деятельность + Продуктивная деятельность.
В основе интегрированных занятий — не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), решаются и задачи по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия.
В нашем детском саду особое место отводится интегрированным занятиям. Например, при изучении темы «Мамин праздник» определился выбор таких образовательных областей, как «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской.
В течение дня детям читают произведения о маме (В.Осеевой, Ю.Яковлева, Е.Благининой и др.), рассматривают «Портрет матери» А.Шилова, сами рисуют портреты мам, делают выставку портретов «Мамы всякие важны», рассказывают о профессиях мам, мастерят подарок для мамы — аппликационную открытку, слушают музыкальные произведения, посвященные мамам (например, Ф.Шуберта «Ave Maria», «Сегодня мамин праздник» Филиппенко), организуют совместно со взрослыми концерт для мам, участвуют в проекте «Мамины наряды» или «Хозяюшка». В такой день приглашают одну из мам, которая делится с детьми секретами о том, как она готовит любимое лакомство для сына или дочки (секреты могут быть разные). Итогом этой работы стал утренник «День матери». Изучив эту тему всесторонне, дети не только погружаются в атмосферу совместного праздника, но и осваивают идеальные черты современной женщины, такие, как нежность, заботливость, ласка, доброта; учатся ценить и уважать свою маму. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, социальное, личностное, художественно-творческое, познавательно-речевое развитие, а также формирование у детей таких качеств, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Такой подход мы используем и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной. Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Важно, что педагогический процесс, выстроенный на принципах интеграции содержания, способствует более тесному контакту всех специалистов (старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель, логопед, педагог дополнительного образования и др.). Интегрированное содержание не только объединяет педагогов, но и развивает способности детей в комплексе.
Интегрированные занятия с элементами театрализации
Театр — смешанный или пространственно-временной вид искусства, то есть этот вид искусства сам по себе является интегрированным. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Поэтому и театрально-игровая деятельность интегративна. Восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
В своей работе мы часто используем театрализацию, как на занятиях, так и как самостоятельный вид деятельности. Дети инсценируют песни, стихотворения, сказки. В марте проходит «Неделя театра», где каждая группа может продемонстрировать различные виды театра в зависимости от возраста ребят. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д.), которые могут объединяться.
Мы стремимся, чтобы каждый цикл интегрированных занятий включал создание коллективных композиций в виде игр-драматизаций, театральных представлений, картин или литературно-музыкальных композиций. Интеграция разных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе эффективнее осуществляется в интегрированных циклах занятий, экскурсий, вечеров-развлечений, праздников, тематическихконцертов и др.
Ведь эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Преимущества интегрированных занятий:
способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи. Формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи и литературы, пластики движения и др.
Наиболее эффективные методы и приемы
Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
Разнообразные речевые дидактические игры для расширения словарного запаса, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
ФГОС определяет целевые ориентиры по художественно-эстетическому развитию на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.
Выводы и обобщения
Интеграция — действенное средство духовного развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.
Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Литература:
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-синтез, 2008.
- Поддъяков Н. М. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2003.
- Безрукова В. С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.
- Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004.
- Харунжев А. А. Интеграция в образовании: теория и практика. Киров, 2003.
- Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. Екатеринбург; Кемерово, 2005. № 6.