Развитие творческих способностей учащихся системы среднего профессионального образования средствами компьютерной графики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (543) ноябрь 2024 г.

Дата публикации: 02.11.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Исаев, Д. В. Развитие творческих способностей учащихся системы среднего профессионального образования средствами компьютерной графики / Д. В. Исаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 44 (543). — С. 324-325. — URL: https://moluch.ru/archive/543/118877/ (дата обращения: 22.12.2024).



Система образования давно рассматривает проблемы развития творческих способностей и креативности. Особую актуальность проблема развития творческих способностей приобретает в современном обществе, ибо образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинообразно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.

Проблеме творческих способностей посвящены исследования многих ученых — педагогов и психологов.

Выделяют философский, психологический, педагогический, и другие подходы к решению этой проблемы.

Феномен формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н. А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, М. К. Мамардашвили и др.

Психологические аспекты творческого процесса освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б. Г. Ананьева, Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Гилфорда, Э. П. Торранса и др.

Таким образом, в данной работе будем исследовать способы организации и методические рекомендации проведения занятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся. А также, какие возможности для развития творческих способностей предоставляет использование целенаправленно разработанных программ по компьютерной графике для учащихся в системе среднего профессионального образования.

Анализ продуктов деятельности позволил увидеть особенности выполнения рисунков учащимися экспериментальной и контрольной групп. У учащихся экспериментальной группы уровень развития творческих способностей значительно повысился, у учащихся контрольной группы творческие способности остались на низком уровне. Пять человек экспериментальной группы, получили максимальное количество баллов. Данные учащиеся называют содержание рисунка еще до начала работы. Это свидетельствует о наличии у них развитой ориентировки и планирования. Они с увлечением дорисовывают свою работу. Рисунки учащихся экспериментальной группы содержат определенный сюжет, выражают некоторое действие, включают в себя несколько персонажей, раскрывающих его тему. Один человек экспериментальной группы и два человека контрольной группы набрали минимальное количество баллов. Данные учащиеся с трудом дорисовывают даже простые контуры, не могут придумывать оригинальные названия для своих рисунков. Четыре человека экспериментальной группы и восемь человека контрольной группы набрали среднее количество баллов. Учащиеся обеих групп с увлечением дорисовывают свою работу, однако теряются, когда надо дать им название. Это свидетельствует о том, что данные учащиеся обладают образной креативностью. Рисуя, учащиеся контрольной группы чаще всего используют следующие категории: транспорт, рыбы, море, животные и люди. Учащиеся экспериментальной группы в рисунках используют следующие категории: мебель, рыбы, транспорт, люди, техника, животные, одежда.

Анализ результатов, представленных в гистограмме (рис. 1) показал, что 10 % учащихся экспериментальной группы и 20 % учащихся контрольной группы обладают низким уровнем развития творческих способностей. Учащиеся обеих групп дорисовывают с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура. У 40 %-80 % человек экспериментальной и контрольной групп соответственно выявлен средний уровень развития творческих способностей. Учащиеся данных групп выполняют рисунок, состоящий из дополнительных элементов, используют некоторые категории предметов в рисунке. У учащихся контрольной группы высокий уровень развития творческих способностей не был выявлен. У учащихся экспериментальной группы с высоким уровнем развития творческих способностей (50 %) рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторое действие, включает в себя несколько персонажей, раскрывающих его тему. Учащиеся дают несколько вариантов названий картинок, используют несколько категорий в содержании рисунка.

Гистограмма уровня развития творческих способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе

Рис. 1. Гистограмма уровня развития творческих способностей учащихся экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе

Результаты сравнительного анализа наглядно доказывают, что занятия по компьютерной графике влияют на развитие творческих способностей учащихся. Значительно повысился высокий уровень развития творческих способностей у учащихся экспериментальной группы (на 30 %). В контрольной же группе количественные показатели не изменились. Количество человек со средним уровнем развития в контрольной группе увеличилось на 10 %, в экспериментальной группе уменьшилось на 10 %. Низкий уровень развития у учащихся экспериментальной группы уменьшился на 20 %, у учащихся контрольной группы — на 10 %.

Таким образом, экспериментальное исследование показало, что развитие творческих способностей учащихся происходит успешнее с помощью компьютерной графике.

Литература:

  1. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
  2. Залогова, Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л. А. Залогова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 245с.
  3. Информатизация общего среднего образования [Текст]: науч.-метод. пособие/ Д. Ш. Матрос, М. Д. Даммер, В. В. Костромцова, и др.; под ред. Д. Ш. Матроса. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольная группа, экспериментальная группа, учащийся, уровень развития, способность, творческая способность учащихся, высокий уровень развития, компьютерная графика, проблема развития, содержание рисунка.


Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Похожие статьи

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка с применением современных педагогических методик

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологий

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства

Задать вопрос