Методика экспериментального обучения в профессиональной подготовке по инженерной графике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козик, Е. С. Методика экспериментального обучения в профессиональной подготовке по инженерной графике / Е. С. Козик, А. П. Иванова, М. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21.1 (155.1). — С. 137-138. — URL: https://moluch.ru/archive/155/44178/ (дата обращения: 17.12.2024).



В процессе опытно-экспериментальной работы на кафедре начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики ОГУ был выявлен ряд конкретных действий, обеспечивающих организацию процесса формирования креативного мышления свойства [1-3]. Весь учебный процесс был разбит на 20 промежуточных модулей, имеющих цель и содержание. Главной целью преподавания инженерной графики является формирование у студентов университета креативного мышления, т.е. способности мыслить многомерно, видеть все явления в целом и одновременно выделять параметры явления и способы их улучшения. Была разработана функциональная структура изучения технической дисциплины, включающая блочно-модульную структуру учебной информации, различные типы информационных моделей (информационный метод изложения материала, графологический способ представления технической информации, контрольно обучающие тесты, технические игры). Созданию функциональной структуры изучения технической дисциплины предшествовал анализ, изучение и обобщение большого количества литературы по педагогике, инженерной психологии, а также проведение собственной научно-исследовательской работы по изучению развития и активации инженерного мышления студентов университета. Для воспитания и развития у студентов нового типа мышления, возникла необходимость отказаться от традиционной схемы обучения студентов: лекция – семинарские занятия – лабораторные занятия. Такой форме обучения соответствует «пассивный уровень умственной деятельности, осуществляемый в рамках заданного известного способа действия. При этом внутренний источник стимуляции познавательного интереса у студента полностью отсутствует. Ряд авторов расчленил каждую тему читаемого курса на логически завершенные части, затем представил в наглядной графической форме – укрупненном алгоритме, который содержит связи между отдельными частями. Студент, имея достаточный способ решения, продолжает анализировать отдельные части укрупненного алгоритма результатом чего может быть найдено практическое решение группы решаемых задач. Таким образом, в этом случае, имеет место расширение-«Эмпирическая находка» или эвристика. Разработана блочно-модульная система, состоящая из 5 стадий модели развития решения проблемной задачи, в результате реализации которой происходит самостоятельная, не стимулируемая извне постановка проблемы, которая осознается студентом как своя собственная. Ее решение связано со способностью студента вскрывать существенные факторы, их взаимосвязи на основе теоретического анализа рассматриваемого им объекта. Отсюда при создании и творчестве возникает новый уровень мыслительной деятельности или креативное мышление.

На 1 стадии преподаватель дает исходную информацию о проблеме и обеспечивает восприятие данной проблемы студентами, задается поисковая ориентировка, задаются прогнозирующие вопросы, инициирующие исследования полученной информации, выделяется ключевая- основная идея, выбираются различные существующие способы решения и производится сопоставление обобщение полученных результатов, т.е. формируются начальные варианты стратегии, планы решения.

На 2 стадии на семинарском (практическом) занятии организуется работа студентов с ядром оценки и отбора вероятности – это системой графических моделей и блоками проблемных ситуаций, осуществляется оценка и отбор наиболее вероятного варианта информационной связи. Выделяются структурные единицы действия, формируется понятийный и образный компонент креативного мышления:

1) цель – осознанная модель предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена проблемная задача и путь к ее цели;

2) изучаемый объект – это осознанный образ;

3) формируется стратегия и осуществляется ее детализация решения (выявляются основные этапы решения проблемной задачи);

4) выявляются фрагменты стратегии и звенья плана, ограниченные информационной литературой;

5) интернет-поиск справочной литературы по проблеме (знакомство с целью информационного использования при решении проблемной задачи)

На 3 стадии студент, инициируемый преподавателем, создает информационное ядро для фрагментов и звеньев плана, при необходимости, после детального изучения собранной информации могут быть внесены коррекционные замечания в стратегию и план решения задачи.

На 4 стадии осуществляется самостоятельная работа. С помощью ЭВМ, в активном поиске со студентами творческой группы студент самостоятельно работает над своим заданием. Важность этого этапа в развитии креативного мышления – студент при решении индивидуальной проблемной ситуации, на основе самостоятельной количественной оценки связи параметров в изучаемой системе, принимает собственные технические решения и корректирует их по собственному усмотрению по ходу решения изучаемой проблемы.

На 5 стадии осуществляется эвристическая деятельность по интегративно-дуальному изучению полученного решения, которая завершает формирование креативного мышления студента. На этом этапе происходит самостоятельное изучение студентом новых путей решения отдельных фрагментов проблемной задачи на основе самостоятельной количественной оценки промежуточных решений, происходит самостоятельный диалог с ЭВМ, предполагающий уже сформированные, основные инженерные, блочно-алгоритмические умения. Для организации процесса формирования креативного мышления нами были предложены следующие требования:

  1. изменение способов изложения лекционного материала;
  2. изменение процедуры экзамена и защиты курсового проекта;
  3. составление творческих задач и заданий;
  4. составление многоуровневых заданий;
  5. разработка блочно-модульных форм определения содержания обучения;
  6. организация инновационной диалоговой компьютерной поддержки лекционного курса;
  7. комплектование рабочих групп в учебной группе с одинаковым уровнем развития мышления.

Разработаны различные средства графологического способа представления технической информации. Они включают: информационно-графические модели, укрупненные алгоритмы, блок-схемы алгоритмов проблемных ситуаций, компьютерные контролирующие программы.

Ранее перечисленные способы развития мышления в процессе изучения инженерной графики способствовали повышению креативности образовательного процесса и улучшению его восприятия.

Литература:

  1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс.1997. – 480 с. ISBN 5-7410-0087-8.
  2. Андреева, Г.М. Социальная психология. - М.1996. – 520 с. ISBN 2-7410-1287-5.
  3. Петровский, А.В. Введение в психологию. 0М..1996. – 235 с. ISBN 3-2531-0012-8.
Основные термины (генерируются автоматически): креативное мышление, проблемная задача, графологический способ представления, звено плана, инженерная графика, организация процесса формирования, самостоятельная количественная оценка, техническая дисциплина, техническая информация, функциональная структура изучения.


Похожие статьи

Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна

Методы профессионального обучения

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения

Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике

К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа

Педагогические методы в обучении студентов-менеджеров

Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей

Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Похожие статьи

Применение интерактивных методов при профессиональном обучении в области дизайна

Методы профессионального обучения

Модель проектирования индивидуального плана обучения

Содержание технико-технологических знаний в технологии обучения

Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике

К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа

Педагогические методы в обучении студентов-менеджеров

Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей

Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Задать вопрос