Статья посвящена вопросам развития креативности студентов в процессе их совместной учебной деятельности. В статье раскрывается содержание понятия «креативность», освещаются принципы и технологии развития креативности. Авторами предлагается теоретическая модель развития креативности студентов, реализуемая в процессе изучения дисциплины «Фотографика».
Ключевые слова:креативность студентов, модель развития креативности, технологии, учебная дисциплина «Фотографика».
В настоящее время в условиях модернизации системы высшего образования происходит изменение требований к подготовке студентов, ориентированных в первую очередь на обеспечение рынка труда высокопрофессиональными, практико-ориентированными и креативно мыслящими кадрами. Таким образом, возникает необходимость организации целенаправленного учебного процесса, который не только формирует умения и навыки, но и способствует развитию информационной культуры и креативного мышления у студентов. Говоря об информационной культуре, мы имеем в виду способность человека осознавать и осваивать информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе и адаптироваться к нему [1, с.24].
Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что существует множество различных определений таких понятий, как «креативность и творчество», «креативное и творческое мышление». Анализ подходов к изучению феномена «креативность», представленный в работах Т. А. Барышевой, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтеса, Дж. Гилфорда, Н. Когана, С. Медника, Р. Стернберга, К. В. Тейлора, А. Термена, Е. П. Торренса, показал, что «креативность» характеризуется как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. Исходя из того, что креативность формируется и проявляется в деятельности, то, целенаправленно организуя деятельность студентов в процессе изучения учебной дисциплины, мы можем формировать способность к творчеству.
Разработанная нами модель развития креативности студентов включает следующие компоненты:
- мотивационный — отражает ценностное отношение к творческой деятельности, выраженное в интересах, мотивах, установках в стремлении к творческой деятельности;
- содержательный — включает знания, умения, компетенции общекультурного, профессионального и специального характера.
- деятельностный — включает способы действий, мыслительные логические операции, а также способы практической деятельности.
- рефлексивный — предполагает осмысление и самоанализ собственной творческой деятельности.
Развитие креативности студентов, согласно разработанной модели, рассматривается как многоуровневый процесс, в основе которого лежат следующие принципы:
- принцип комфортной и психологически безопасной образовательной среды [2, с.138];
- принцип активности и творческой самоактуализации личности;
- принципа наглядности в обучении посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий;
- принцип проблемно-поисковой деятельности;
- принцип индивидуализации образовательного процесса.
В качестве основных критериев развития креативности студентов выступали степень развития творческих способностей и определение их типа мышления.
С целью определения влияния учебного курса «Фотографика» на развитие креативности студентов было проведено пилотируемое исследование. Выборку составили
23 студента факультета технологий и бизнеса по специальности 050502 «Технология и предпринимательство», специализации «Графика и дизайн». Опрос был проведено до и после реализации разработанной модели. В качестве методики определения типов мышления и диагностики уровня креативности использовался опросник Дж. Брунера.
В ходе констатирующего этапа проведенного пилотируемого исследования определялись степень развития креативности и тип мышления каждого студента. Были выявлены три степени развития креативности (низкая, средняя, высокая) и установлены четыре типа мышления (предметное, символическое, знаковое, образное). Студенты с низкой степень развития креативности (14 %) не проявляли интереса к творческой деятельности, у них наблюдалась слабая мотивация к выполнению заданий созидательного характера. У большинства опрошенных студентов (73 %) наблюдалась средняя степень развития креативности. Они осуществляли созидательную деятельность осознанно и целенаправленно, но не регулярно. Для таких студентов характерно наличие творческой направленности, гибкое мышление, стремление к поиску и созданию нового. Студенты с высокой степенью развития креативности (13 %) проявляли устойчивый интерес к творческой деятельности. Наличие положительной мотивации к созидательной деятельности у них не зависело от ситуации. Им свойственны такие характеристики, как наличие творческой направленности, абстрактно-логического мышления, эрудиции, умения находить новое решение на основе опыта и знаний; творческая чувствительность и инициативность; развитое воображение, побуждающее к новым видам творческой деятельности, в каждую из которых вкладываются свои замыслы и идеи; стремление к полной самореализации; способность принимать собственные решения, независимость от группы; способность к рефлексии, эмоциональная подвижность.
Проведение формирующего этапа эксперимента было ориентировано на организацию образовательной среды, направленной на развитие продуктивного мышления и творческой мотивации учения, что способствует развитию творческих способностей и их реализации в создании новых, оригинальных идей, решений. Основной акцент делался на самоактуализации личности, максимальном развитии ее потенциальных возможностей, реализации потребностей и интересов. Цель формирующего этапа состояла в организации образовательного пространства, стимулирования творческого потенциала студентов в процессе изучения учебной дисциплины.
Системообразующим и содержательным компонентом в формировании креативности студентов являлась разработанная нами программа по учебной дисциплине «Фотографика», направленная на формирование у студентов необходимых компетенций в области компьютерной обработки фотоизображений с помощью современных графических редакторов, а также на развитие образно-ассоциативного мышления и выработку индивидуального стиля решения творческих задач в будущей профессиональной деятельности.
В ходе реализации программы учебной дисциплины «Фотографика» использовались инновационные формы, методы и приёмы стимулирования творческой активности студентов. Лекционные занятия сопровождались наглядным мультимедийным материалом в виде интерактивных презентаций и иллюстраций, а также, в режиме онлайн-трансляций, студенты имели возможность просматривать мастер-классы профессиональных фотографов. Таким образом, происходило освоение ключевых понятий и основной терминологии, более тщательное изучение методик работы с фототехникой и специализированным программным обеспечением, познание творческих возможностей в фотографии.
При проведении лабораторных работ использовалась программа удаленного доступа, предназначенная для дистанционной помощи студентам, что позволило организовать пошаговое обучение и использовать индивидуальный подход к каждому студенту, а также внести элементы «соревнования» для стимулирования познавательной активности и учебной мотивации. На каждую лабораторную работу, в зависимости от темы и цели, студенты готовили подборку собственного фотоизобразительного материала, с которым им предстояло работать. В конце занятий преподаватели и студенты проводили совместную работу по самоанализу и рефлексии проделанной работе в ходе демонстрации фотоматериалов.
Для углубленного изучения дисциплины «Фотографика», формирования креативного мышления, закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных на лекционных занятиях и лабораторных работах, необходимо было правильно организовать самостоятельную работу студентов. Знания, полученные студентами в аудитории, закреплялись и дополнялись самостоятельно дома, в НОБИ-центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого, посредством использования ресурсов глобальной сети Интернет и системы дистанционного обучения Moodle, а также в ходе проведения экскурсий на фотовыставки в рамках учебных занятий. Совокупной формой оценки результатов изучения студентами дисциплины «Фотографика» являлся экзамен. К курсовому экзамену допускались студенты, прослушавшие курс лекций, полностью выполнившие курс лабораторных работ и предоставившие портфолио работ, включающее фотографии, сделанные по каждой лабораторной работе.
По результатам проведенного пилотируемого исследования, полученные на основе обобщения и сравнения данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента (рис.1), можно наблюдать повышение степени развития творческих способностей у 16 % испытуемых.
Рис. 1. Распределение испытуемых по степени развития творческих способностей и типу мышления (опросник Дж. Брунера)
По сравнению с констатирующим, на контрольном этапе наблюдается увеличение количества испытуемых с образно-символическим типом мышления на 18 %.
Исходя из результатов проведенного пилотируемого исследования можно сделать вывод, что важной составляющей учебного процесса, направленного на развитие креативности студентов, является насыщение учебного процесса заданиями различного уровня сложности, направленными на всестороннее развитие творческих способностей студентов и уменьшение количества типовых проектных задач. При составлении учебных программы необходимо опираться на характер образовательных потребностей студентов, ориентированных на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности.
Литература:
1. Информационно-коммуникационные технологии в образовании и профессиональной деятельности: Курс лекций: Учеб. пособие / А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014.
2. Федотенко, И. Л. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды / И. Л. Федотенко, Д. В. Малий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 138–148.