Технология развития креативности студентов в процессе изучения дисциплины «Фотографика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (77) ноябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.11.2014

Статья просмотрена: 557 раз

Библиографическое описание:

Дорохин, Ю. С. Технология развития креативности студентов в процессе изучения дисциплины «Фотографика» / Ю. С. Дорохин, Д. В. Малий. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18 (77). — С. 551-553. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13388/ (дата обращения: 18.12.2024).

Статья посвящена вопросам развития креативности студентов в процессе их совместной учебной деятельности. В статье раскрывается содержание понятия «креативность», освещаются принципы и технологии развития креативности. Авторами предлагается теоретическая модель развития креативности студентов, реализуемая в процессе изучения дисциплины «Фотографика».

Ключевые слова:креативность студентов, модель развития креативности, технологии, учебная дисциплина «Фотографика».

 

В настоящее время в условиях модернизации системы высшего образования происходит изменение требований к подготовке студентов, ориентированных в первую очередь на обеспечение рынка труда высокопрофессиональными, практико-ориентированными и креативно мыслящими кадрами. Таким образом, возникает необходимость организации целенаправленного учебного процесса, который не только формирует умения и навыки, но и способствует развитию информационной культуры и креативного мышления у студентов. Говоря об информационной культуре, мы имеем в виду способность человека осознавать и осваивать информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе и адаптироваться к нему [1, с.24].

Анализ исследований отечественных и зарубежных ученых показал, что существует множество различных определений таких понятий, как «креативность и творчество», «креативное и творческое мышление». Анализ подходов к изучению феномена «креативность», представленный в работах Т. А. Барышевой, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтеса, Дж. Гилфорда, Н. Когана, С. Медника, Р. Стернберга, К. В. Тейлора, А. Термена, Е. П. Торренса, показал, что «креативность» характеризуется как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. Исходя из того, что креативность формируется и проявляется в деятельности, то, целенаправленно организуя деятельность студентов в процессе изучения учебной дисциплины, мы можем формировать способность к творчеству.

Разработанная нами модель развития креативности студентов включает следующие компоненты:

-          мотивационный — отражает ценностное отношение к творческой деятельности, выраженное в интересах, мотивах, установках в стремлении к творческой деятельности;

-          содержательный — включает знания, умения, компетенции общекультурного, профессионального и специального характера.

-          деятельностный — включает способы действий, мыслительные логические операции, а также способы практической деятельности.

-          рефлексивный — предполагает осмысление и самоанализ собственной творческой деятельности.

Развитие креативности студентов, согласно разработанной модели, рассматривается как многоуровневый процесс, в основе которого лежат следующие принципы:

-          принцип комфортной и психологически безопасной образовательной среды [2, с.138];

-          принцип активности и творческой самоактуализации личности;

-          принципа наглядности в обучении посредством использования современных информационно-коммуникационных технологий;

-          принцип проблемно-поисковой деятельности;

-          принцип индивидуализации образовательного процесса.

В качестве основных критериев развития креативности студентов выступали степень развития творческих способностей и определение их типа мышления.

С целью определения влияния учебного курса «Фотографика» на развитие креативности студентов было проведено пилотируемое исследование. Выборку составили

23 студента факультета технологий и бизнеса по специальности 050502 «Технология и предпринимательство», специализации «Графика и дизайн». Опрос был проведено до и после реализации разработанной модели. В качестве методики определения типов мышления и диагностики уровня креативности использовался опросник Дж. Брунера.

В ходе констатирующего этапа проведенного пилотируемого исследования определялись степень развития креативности и тип мышления каждого студента. Были выявлены три степени развития креативности (низкая, средняя, высокая) и установлены четыре типа мышления (предметное, символическое, знаковое, образное). Студенты с низкой степень развития креативности (14 %) не проявляли интереса к творческой деятельности, у них наблюдалась слабая мотивация к выполнению заданий созидательного характера. У большинства опрошенных студентов (73 %) наблюдалась средняя степень развития креативности. Они осуществляли созидательную деятельность осознанно и целенаправленно, но не регулярно. Для таких студентов характерно наличие творческой направленности, гибкое мышление, стремление к поиску и созданию нового. Студенты с высокой степенью развития креативности (13 %) проявляли устойчивый интерес к творческой деятельности. Наличие положительной мотивации к созидательной деятельности у них не зависело от ситуации. Им свойственны такие характеристики, как наличие творческой направленности, абстрактно-логического мышления, эрудиции, умения находить новое решение на основе опыта и знаний; творческая чувствительность и инициативность; развитое воображение, побуждающее к новым видам творческой деятельности, в каждую из которых вкладываются свои замыслы и идеи; стремление к полной самореализации; способность принимать собственные решения, независимость от группы; способность к рефлексии, эмоциональная подвижность.

Проведение формирующего этапа эксперимента было ориентировано на организацию образовательной среды, направленной на развитие продуктивного мышления и творческой мотивации учения, что способствует развитию творческих способностей и их реализации в создании новых, оригинальных идей, решений. Основной акцент делался на самоактуализации личности, максимальном развитии ее потенциальных возможностей, реализации потребностей и интересов. Цель формирующего этапа состояла в организации образовательного пространства, стимулирования творческого потенциала студентов в процессе изучения учебной дисциплины.

Системообразующим и содержательным компонентом в формировании креативности студентов являлась разработанная нами программа по учебной дисциплине «Фотографика», направленная на формирование у студентов необходимых компетенций в области компьютерной обработки фотоизображений с помощью современных графических редакторов, а также на развитие образно-ассоциативного мышления и выработку индивидуального стиля решения творческих задач в будущей профессиональной деятельности.

В ходе реализации программы учебной дисциплины «Фотографика» использовались инновационные формы, методы и приёмы стимулирования творческой активности студентов. Лекционные занятия сопровождались наглядным мультимедийным материалом в виде интерактивных презентаций и иллюстраций, а также, в режиме онлайн-трансляций, студенты имели возможность просматривать мастер-классы профессиональных фотографов. Таким образом, происходило освоение ключевых понятий и основной терминологии, более тщательное изучение методик работы с фототехникой и специализированным программным обеспечением, познание творческих возможностей в фотографии.

При проведении лабораторных работ использовалась программа удаленного доступа, предназначенная для дистанционной помощи студентам, что позволило организовать пошаговое обучение и использовать индивидуальный подход к каждому студенту, а также внести элементы «соревнования» для стимулирования познавательной активности и учебной мотивации. На каждую лабораторную работу, в зависимости от темы и цели, студенты готовили подборку собственного фотоизобразительного материала, с которым им предстояло работать. В конце занятий преподаватели и студенты проводили совместную работу по самоанализу и рефлексии проделанной работе в ходе демонстрации фотоматериалов.

Для углубленного изучения дисциплины «Фотографика», формирования креативного мышления, закрепления теоретических знаний и практических навыков, полученных на лекционных занятиях и лабораторных работах, необходимо было правильно организовать самостоятельную работу студентов. Знания, полученные студентами в аудитории, закреплялись и дополнялись самостоятельно дома, в НОБИ-центре ТГПУ им. Л. Н. Толстого, посредством использования ресурсов глобальной сети Интернет и системы дистанционного обучения Moodle, а также в ходе проведения экскурсий на фотовыставки в рамках учебных занятий. Совокупной формой оценки результатов изучения студентами дисциплины «Фотографика» являлся экзамен. К курсовому экзамену допускались студенты, прослушавшие курс лекций, полностью выполнившие курс лабораторных работ и предоставившие портфолио работ, включающее фотографии, сделанные по каждой лабораторной работе.

По результатам проведенного пилотируемого исследования, полученные на основе обобщения и сравнения данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента (рис.1), можно наблюдать повышение степени развития творческих способностей у 16 % испытуемых.

Рис. 1. Распределение испытуемых по степени развития творческих способностей и типу мышления (опросник Дж. Брунера)

 

По сравнению с констатирующим, на контрольном этапе наблюдается увеличение количества испытуемых с образно-символическим типом мышления на 18 %.

Исходя из результатов проведенного пилотируемого исследования можно сделать вывод, что важной составляющей учебного процесса, направленного на развитие креативности студентов, является насыщение учебного процесса заданиями различного уровня сложности, направленными на всестороннее развитие творческих способностей студентов и уменьшение количества типовых проектных задач. При составлении учебных программы необходимо опираться на характер образовательных потребностей студентов, ориентированных на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.         Информационно-коммуникационные технологии в образовании и профессиональной деятельности: Курс лекций: Учеб. пособие / А. Н. Сергеев, А. В. Сергеева, П. Н. Медведев, Д. В. Малий. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2014.

2.         Федотенко, И. Л. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущих учителей к проектированию психологически безопасной образовательной среды / И. Л. Федотенко, Д. В. Малий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 138–148.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие креативности, студент, творческая деятельность, тип мышления, учебная дисциплина, развитие креативности студентов, информационная культура, контрольный этап, креативное мышление, лабораторная работа.


Ключевые слова

технологии, креативность студентов, модель развития креативности, учебная дисциплина «Фотографика»., учебная дисциплина «Фотографика»

Похожие статьи

Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

Статья рассматривает подходы к организации учебного процесса направленного на формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В ходе теоретического исследования выделяются этапы и определяются характеристики творческой самостоятельнос...

Развитие креативности у студентов колледжа

В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых ...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии на внеклассных занятиях

Статья посвящена проблеме развития творческой активности учащихся в процессе обучения геометрии в подростковом возрасте. Автор дает определение творческой активности, раскрывая понятия творчества и активность. Разрешение проблемы развития творческой ...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Практическое использование социоигровой деятельности при развитии креативных ресурсов студентов профессиональной образовательной организации

В статье определены уровни развития креативных ресурсов у студентов профессиональной образовательной организации. Выявлены закономерности, на которые необходимо обратить внимание при определении критериев креативных ресурсов, целесообразных для воспи...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Похожие статьи

Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

Статья рассматривает подходы к организации учебного процесса направленного на формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В ходе теоретического исследования выделяются этапы и определяются характеристики творческой самостоятельнос...

Развитие креативности у студентов колледжа

В статье рассматривается вопрос о развитии креативности у студентов колледжа в условиях реализации ФГОС. Акцентируется внимание на необходимости комплексного подхода к развитию креативности, включающего использование в образовательном процессе новых ...

Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в обра...

Развитие творческой активности в процессе обучения геометрии на внеклассных занятиях

Статья посвящена проблеме развития творческой активности учащихся в процессе обучения геометрии в подростковом возрасте. Автор дает определение творческой активности, раскрывая понятия творчества и активность. Разрешение проблемы развития творческой ...

Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия»: сравнительный анализ

В статье приводится обзор характеристик профессиональной идентичности студентов, обучающихся по специальностям «клиническая психология» и «педиатрия». Автор отмечает широкую проработку в психологической науке последствий несформированности характерис...

Практическое использование социоигровой деятельности при развитии креативных ресурсов студентов профессиональной образовательной организации

В статье определены уровни развития креативных ресурсов у студентов профессиональной образовательной организации. Выявлены закономерности, на которые необходимо обратить внимание при определении критериев креативных ресурсов, целесообразных для воспи...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Роль мультимедийных образовательных технологий в музыкальной педагогике

Автор статьи раскрывает значение современного направления в музыкальной педагогике, связанное с внедрением мультимедийных образовательных технологий. Проводится анализ понятия «мультимедийные образовательные технологии» и раскрывается их роль в совре...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Задать вопрос